Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Виртуализация экономики, пристальное внимание к экологии, действия тенденций дерегулирования и саморегуляции энергетического рынка формируют новый набор требований к управлению производством и потреблением энергии, которые могут быть разрешены с помощью распределенной генерации - системы децентрализованных малых и средних генерирующих станций, которые призваны снабжать электрической и тепловой энергией объекты корпоративной или социальной инфраструктуры, а также передавать (или продавать) излишки электроэнергии в центральную сеть[1].

До недавнего времени в большинстве стран мира электроэнергетика часто представляла собой в качестве организационного устройства вертикально интегрированные компании, объединяющие функции генерации, передачи, распределения и сбыта электроэнергии, находившиеся под контролем государства. Сейчас в большинстве развитых стран происходят серьезные изменения в электроэнергетике - дерегулирование, приватизация энергетических объектов, внедрение конкурентного рынка электроэнергии. Выбор модели реструктуризации в значительной мере зависит от экономических условий. Мы рассматриваем четыре модели реструктуризации электроэнергетики: Вертикально-интегрированная модель (Северные страны, Франция), Конкурентная модель (Англия и Уэльс), Модель независимых производителей (Германия), Модель единого закупщика (Италия).

Модель I. Вертикально-интегрированная модель (значительная степень централизации и государственного регулирования)

В Норвегии, Швеции, Финляндии продажа и покуп­ка электрической энергии ведется через энергетическую биржу (ЭБ) - Северный пул, состоящий из оптового рынка (на сутки вперед), фьючерского рынка (на неделю вперед) и регулируемого рынка, которым управляет сис­темный оператор - государственная сетевая энергокомпания - ЭК Statnett.

Все субъекты рынка имеют лицензию, обязывающую их работать в соответствии с указанием системного опе­ратора. Государственная энергокомпания (ГЭК) составляет графики нагрузок своих агрега­тов на получасовой основе с учетом заявок. Так как торговля ведется на конкурентном рынке с оценкой риска и про­гнозированием поведения конкурентов, осуществляется измерение перетоков энергии на рынке и установка соот­ветствующих приборов в сети. Северный пул (оператор рынка) задает правила для конкурентного рынка, но рынком управля­ет Statnett. Цены на регулируемом рынке Statnett устанавливает каждый час и направляет данные Северному пулу, который использует их при оплате необъявленных пере­токов электрической энергии. Поставщики и потребите­ли взаимодействуют с оператором рынка - Северным пулом. Все поставщики и потребители электрической энергии участвуют в оперативном (суточном) и фьючер­ском (недельном) рынках. Рыночная цена определяется пересечением цена/объем для покупателей и продавцов. Никакие добавки к полученным ценам не вводятся[2].

Опыт Скандинавских стран свидетельствует о возможности создания рынка тепло- и электроэнергии без осуществления приватизации энергокомпаний. Генерирующие компании стали работать на рыночных принципах. Для выполнения своих обязательств генерирующим компаниям стало выгоднее покупать электроэнергию по низкой рыночной цене. В период же высоких цен на электроэнергию им выгоднее даже останавливать производство и не участвовать в торгах. В результате либерализации электроэнергетики в странах Скандинавии отмечена стабилизация цен на передачу и распределение электроэнергии, а также повышение эффективности работы сетевых компаний.

Во Франции свободный доступ к выбору поставщика электроэнергии открыт с 1999г. Франция - наиболее зависимая от энергетики страна, где три четверти электроэнергии вырабатывается на АЭС. С начала 70-х годов ХХ в. в стране было построено и введено в эксплуатацию 59 реакторов. АЭС принадлежат компании EDF - национальной электроэнергетической компании Франции. Электроэнергия во Франции считается одной из самых дешёвых в Европе[3] причём цена на электроэнергию для промышленности ниже. В сентябре 2001г. завершилось создание ядерного суперхолдинга Areva. Коммерческому подразделению комиссариата по атомной энергии Франции - государственной компании CEA-Industrie принадлежит 79% акций, ещё 5% - напрямую правительству Франции. Таким результатом завершилась проводимая в течение нескольких лет программа, нацеленная на усиление роли государства в атомной отрасли страны[4]. Французский рынок электроэнергии является примером почти полной иерархии. Основной целью государственного регулирования является руководство отраслью. Государство обладает сильными позициями в отрасли, поддерживая и усиливая её развитие, главным образом, в соответствии с политическими приоритетами, одним из которых является ядерная энергетика. При существующих условиях EDF является монополистом, и для вступления в рынок третьих участников нет возможности. Существующую систему можно назвать очень стабильной. Однако и во Франции ожидается развитие отрасли в сторону либерализуемой иерархии, включающей некоторую ценовую координацию. Предложение Франции о введении Единого закупщика, регулирующего всю международную торговлю внутри ЕС, может быть шагом в этом направлении. По заявлению правительства Франции, окончательный выбор в пользу либерализации электроэнергетического сектора страны будет сделан между 2007-2009 гг.

Модель II. Конкурентная модель: Англия и Уэльс

Великобритания (23% всей электроэнергии производится атомными электростанциями) одной из первых либерализовала свою электроэнергетическую отрасль и является примером мягкого регулирования. Произведённая электроэнергия распределялась между 12 региональными правлениями, контролируемыми правительством страны, которые реализовывали её конечным потребителям.

При проведении реформы электроэнергетики в Великобритании было учтено, что электроэнергетика Англии находилась в государственной собственности. В 1989г. был принят основной закон отрасли - «Закон об энергоснабжении Англии и Уэльса»[5], в котором были чётко расписаны роли всех участников реформ. На государственном уровне был принят Системный Кодекс. Именно государственная собственность и контроль в электроэнергетике позволила проводить реформы, не оглядываясь на частных владельцев. Было признано целесообразным:

  • выделить в отдельную энергокомпанию национальную электроэнергетическую сеть высокого напряжения совместно с диспетчерским управлением (National Grid);
  • образовать несколько генерирующих компаний, обеспечивающих основные объёмы производства электроэнергии;
  • приватизировать 12 распределительных энергокомпаний, обеспечивая оптовую закупку электроэнергии и продажу её потребителям;
  • создать специальную структуру переходного периода, обслуживающую механизм продажи-покупки электроэнергии- Пул.

В марте 2001г. Пул был ликвидирован. Его заменило новое соглашение о продаже электроэнергии (New Electricity Trading Arrangements (NETA), в соответствии с которым было принято правило, что все сделки по купле-продаже электроэнергии должны производиться непосредственно между продавцом и покупателем и каждый участник сделки получает или платит взаимосогласованную цену. В результате в первый же год действия нового механизма ценообразования цены на электроэнергию в Англии и Уэльсе упали более чем на 30%.

Модель III. Рыночная модель при государственном регулировании инфраструктуры рынка  (децентрализация)- Германия

Модель независимых производителей. Примером взвешенного подхода к реформе электроэнергетики служит Германия. В Германии конкуренция в области генерирования электроэнер­гии на открытых рынках привела к появлению новых компаний и к выходу на этот рынок промышленных пред­приятий, имеющих собственное генерирующее оборудова­ние. В результате увеличилась эффективность генерирую­щих компаний, начали развиваться новые технологии, позволяющие сократить издержки на производство электроэнергии. Производители, не выдерживающие це­новой конкуренции, вынуждены были покинуть рынок. Мелкие муниципальные производители Германии отказались от производства электроэнергии и сосредото­чили свои мощности на производстве тепла.

Передачей электроэнергии занимаются национальные компании, объединяющие питающие сети. Деятельность этих компаний как естественных монополий подлежит регулированию со стороны государства. Организованы национальные оптовые рынки электроэнергии (продав­цы - независимые производители, покупатели - круп­ные промышленные потребители и перепродавцы электро­энергии). Посредником на рынке выступает независи­мый сетевой оператор, который не является «игроком» рынка, а обеспечивает его услугами.

Таким образом, Германия избежала ломки сложившихся организационных структур, хозяйственные связи были максимально сохранены. Опыт реформ электроэнергетики Германии заслуживает внимания потому, что это крупнейший производитель электроэнергии в Европе после России. В Германии около 30% электроэнергии производится на атомных электростанциях. Электроэнергетика Германии является сложным сектором экономики, где преобладает частная собственность. Поэтому успех реформирования может быть достигнут сочетанием интересов государства и акционеров. На переходный период до 2005г. правительство Германии выбрало модель с «доступом к сети третьих лиц на договорной основе» (Negotiated Third Party Access). В Германии до сих пор нет регулирующего органа. Законодатели ограничились установлением определённых требований, в частности, правил недискриминации. Создание условий для добросовестной конкуренции в Германии привело к активизации борьбы за потребителей. В результате либерализации электроэнергетического сектора в Германии сегодня осталось всего 4 крупные энергокомпании (вместо 9)[6]. Последнее свидетельствует о процессе концентрации на уровне объединённых энергокомпаний с целью повышения потенциала спроса и использования эффекта от совместной деятельности. В результате либерализации электроэнергетического рынка выросло потребление электроэнергии на душу населения; снизились тарифы на электроэнергию: для промышленности почти в 2 раза; для населения - почти в 1,5 раза. Таким образом, можно сделать вывод, что либерализация повысила общую эффективность электроэнергетического рынка Германии, удалось снизить цены на электроэнергию для потребителей, появилась возможность заключать гибкие контракты и предоставлять дополнительные услуги.

Модель IV. Регионально-независимый сценарий (частичная централизация)

Модель Единого Закупщика (Италия)

Во всех странах, где была проведена либерализация рынка электроэнергии, производство энергии на мелких теплоэлектростанциях выросло (например, в Италии). Однако в Италии акцент был сделан на защите мелких потребителей. Генерирующие компании включают в себя государственную компанию Enel, частных производителей и промышленные предприятия[7]. Конечные потребители могут покупать электроэнергию только у локального поставщика, которым является Enel или местная муниципальная коммунальная компания.

До реформирования в Италии цена для конечных потребителей устанавливалась все той же компанией Enel. На данном этапе в стране созданы регулирующие органы, осуществляющие контроль над тарифами для конечных потребителей. Таким образом защищаются интересы мелких потребителей. И все же на рынке сохраняется ограниченная конкуренция и низкий уровень прозрачности, так как Enel не потеряла позицию крупнейшего игрока. Однако даже если централизованные мощности построены, существует риск того, что они останутся в изоляции, ограниченные пропускной способностью региональных и межрегиональных транспортных сетей. Статистика показывает, что потери энергии, использованной для производства электричества, на пути от центральной станции до конечного потребителя составляют до 68%[8].

Отметим, что, прежде всего, в западную модель реформирования заложено разграничение собственности между участниками рынка теплоснабжения[9]. Активное применение распределенной генерации в международной практике привело к появлению стабильно работающих, высокотехнологичных и безопасных систем, стоимость внедрения и владения которыми позволяет компаниям различного профиля деятельности использовать эти решения для получения конкурентных преимуществ на своем сегменте рынка. Конкурентная модель, для достижения которой направлены реформы теплоснабжения, предполагает наличие стимулов для повышения эффективности, необходимость значительных структурных преобразований, коррекции уровня цен до экономически обоснованного уровня[10]. Это особенно актуально для России.

Технологии распределенной генерации электрической и тепловой энергии и создаваемые на их основе корпоративные системы управления энергопотреблением, меняют методы работы центральной сети. Наравне с распределенной генерацией энергии происходит децентрализация и других функций - сбора и анализа данных, коммуникаций. В результате все участники энергетического рынка получают реальные инструменты для мониторинга и управления своими текущими и перспективными потребностями и оптимизации расходов[11]. Потребители энергии, на основании анализа схем потребления и требуемого качества энергии, могут определить для себя наилучший путь развития - продолжить участие в программах лимитирования нагрузки или создать собственные корпоративные микросети на основе распределенных генерирующих мощностей.

Работа представлена на заочную электронную конференцию «Конференция по энергетике и управлению переработки отходов», 15-20 апреля 2005 г.


[1] Workshop on the restructuring and privatisation of district heating and combined heat and power production in central and eastern Europe: towards local energy systems//WEC Group Central and Eastern Europe. -Ljubljana, 2002. -June.

[2] Семенов В.А. Диспетчерское управление в условиях оптового рынка элктроэнергии. СПб.: ПЭИПК, 1998.

[3] 11,53 центов США/кВт.ч; более низкие цены только в Швеции - 10,12 центов США/кВт.ч и Финляндии - 10,23 центов США.

[4] Сошина В.В. Либерализация электроэнергетического рынка и развитие ядерной энергетики в зарубежных странах //Росэнергоатом, 2003.

[6] Можаева С.В. Экономика энергетического призводства. СПб.: Издательство "Лань", 2003.

[7] Международный опыт реформирования электроэнергетического сектора в применении к России/ JPMorgan, 2001.

[8] Корпоративная система управления распределенными энергетическими ресурсами bpcEnergy White papers 23 сентября 2002 г.

[9] Energy Technologies for the Twenty-First Century http://www.worldenergy.org/wec-geis/publications/reports/et21/introduction/introduction.asp 2003.

[10] См. Fusaro P.C. Energy Risk Management: Hedging Strategies and Instruments for the International Energy Markets. NY.: McGraw - Hill, 1998.

[11] Однако дерегулирование электроэнергетического рын­ка не означает полного отказа государства от контроля над этим сегментом экономики. Помимо наблюдения за устанавливаемыми тарифами за пользование передаю­щими сетями (естественными монополистами), государ­ство законодательно ограничивает в той или иной степе­ни участие одной компании в различных сегментах электроэнергетического рынка.