Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Изучение вопроса функционирования предприятий в свободных экономических зонах (СЭЗ) сталкивается с проблемой неисследованности данной тематики, хотя это может оказаться и ощутимым преимуществом из-за отсутствия устоявшихся догм. На сегодняшний день в России отсутствуют глубокие и всесторонние теоретические разработки в области организации как самих зон, так и их субъектов. Законодатель предпринял несколько попыток урегулирования этих вопросов, но, тем не менее, существующие практические схемы и механизмы работы СЭЗ основаны на деловом опыте, а не на нормативных актах.

По определению Большого юридического словаря, «свободная экономическая зона - это согласно утвердившейся в последнее время трактовке в законодательстве РФ, любая территория в рамках данного государства, в пределах которой устанавливаются какие-либо льготные условия хозяйственной и предпринимательской деятельности таможенного, валютного, налогового, видового характера... Четкого правового режима СЭЗ в России не существует, поскольку закон о СЭЗ до сих пор не принят».

Важнейшим условием создания, функционирования и развития СЭЗ (и, главное, принесение ими дохода) является законодательное обеспечение этих отношений. В 1995 году было подготовлено четыре варианта проекта закона «О свободных экономических зонах»: Правительством РФ, депутатской фракцией «Яблоко», инициативной группой депутатов Госдумы в составе И.Г. Устинова и Ю.Н. Яковлева, Международной ассоциацией развития свободных экономических зон (МАРСЭЗ). Ни один из предложенных вариантов не был принят. В 1996 году на рассмотрение Государственной Думой был предложен некий компромиссный законопроект, который должен был привести к согласию оппонентов, но и он не получил одобрения нижней палаты российского парламента. В череде отклоненных проектов закона о свободных экономических зонах значился и проект, внесенный на рассмотрение Госдумой депутатом А.Г. Пузановым в 1999 году. И только 10 марта 2005 года на заседании Правительства РФ был одобрен законопроект «Об особых экономических зонах», подготовленный министром экономического развития Г. Грефом.

Последний законопроект с момента своего создания в 2000 году изменялся неоднократно. За это время было изменено и первоначальное название законопроекта - «свободные экономические зоны» были переименованы в «особые». Тем самым подчеркивается их принципиальное отличие от действующих с девяностых годов СЭЗ («Алтай», «Находка», «Сахалин» и др.). Созданные для привлечения инвестиций, последние использовались в основном для уклонения от уплаты налогов. Из всех прежних свободных зон предполагается сохранить только зоны в Калининграде и Магадане. Остальные будут упразднены законом.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) в РФ создаются с целью обеспечения диверсификации экономики и государственной поддержки инновационной деятельности посредством развития перерабатывающего производства и наукоемких производств, коммерциализации научных разработок, конкурентоспособных на внутреннем рынке РФ и на мировых рынках.

Законопроект предусматривает создание двух типов ОЭЗ: промышленно-производственных (на территории с площадью не более 10 кв. км) и технико-внедренческих (на территории с площадью не более 2 кв. км). Обязательным условием получения статуса резидента промышленно-производственной ОЭЗ является обязанность осуществить капитальные вложения на сумму не менее 10 млн. евро, в том числе не менее 1 млн. евро - в первый год функционирования зоны. Создание инфраструктуры ОЭЗ должно вестись за счет финансирования из федерального и регионального бюджетов в равных пропорциях.

Активность инвесторов призваны обеспечить налоговые льготы. Для резидентов промышленно-производственных зон отменяется существующие 30%-ое ограничение по переносу убытков на следующий налоговый период, вводится ускоренная амортизация с удвоенным коэффициентом, а также снижение налогооблагаемой базы на затраты, относимые на НИОКР. Для технико-внедренческих зон предусмотрено снижение ставок единого социального налога до 14% с сохранением принципа регрессивности: при зарплате до 700 долларов ставка составит 14%, от 700 до 2000 долларов - 5,9%, а свыше 2000 долларов - 2%. Предполагается освободить резидентов ОЭЗ от уплаты налогов на имущество и землю на 5 лет, установить специальный таможенный режим, согласно которому иностранные товары поступают без уплаты таможенных пошлин и налогов. При дальнейшем вывозе этих товаров на остальную часть территории страны таможенные пошлины и налоги взиматься будут.

Сторонники идеи предоставления налоговых льгот резидентам ОЭЗ уверены в улучшении инвестиционного климата в России, что не должно не сказаться на ускорении темпов роста российской экономики.

Однако нельзя не учитывать неудачный опыт функционирования большинства российских свободных экономических зон, когда вместо массового притока инвестиций наблюдалась активная минимизация налоговых выплат. При этом важно подчеркнуть, что для иностранных инвесторов не играет существенной роли создание преференций на территории государства, им нужны нормальные и равные условия ведения бизнеса. По словам Г. Грефа, проблема высоких налоговых ставок ушла из первой десятки основных препятствий для ведения бизнеса в России. Основными препятствиями для своей деятельности большинство иностранных компаний считают коррупцию, административные барьеры, избирательное толкование законодательства.

Необходимо отметить, что те государства, в которых существование СЭЗ оправдывается, применяют дополнительные средства стимулирования бизнеса, такие как государственные субсидии и дотации, гарантии, льготные ссуды, а для привлечения инвесторов правительства этих государств вынуждены сначала вкладывать в создание этих зон значительные средства из бюджета страны.

Законопроект «Об особых экономических зонах» гласит, что «на момент создания промышленно-производственной зоны земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении и (или) пользовании граждан и юридических лиц», то же касается и объектов собственности. Но земля и недвижимость технико-внедренческих зон могут принадлежать «образовательным и научно-исследовательским организациям» - тем, кто должен создавать инновационные идеи. Таким образом, исходя из концепции green field, предполагается создание ОЭЗ «с нуля». За основу взята идея построения особых зон в Азии, где до начала их создания и речи не было ни о каких инновациях. Как полагают представители действующего российского инновационного бизнеса, закон о ОЭЗ оставляет компании, уже вложившие многомиллионные инвестиции в инфраструктуру, «вне закона». Многие из них уже инвестировали создание технопарков, например, в Зеленограде, Дубне и др. Как заметил генеральный директор ОАО «Концерн» «Научный центр» А. Гончарук, «по этому закону производство может создаваться только на новых площадках. Это значит, что мы вынуждены будем бросать наши заводы и возводить их с нуля...» Из этого следует, что «старых» инноваторов «не пускают» в ОЭЗ. Однако на прошедшем в начале года совещании по перспективам развития информационных технологий под председательством президента В. Путина министр информационных технологий и связи Л. Рейман определил в качестве стимула развития сферы информационных технологий придание статуса особых экономических зон существующим технопаркам и создание в них особых налоговых и таможенных режимов.

Как ожидается, в первом полугодии 2005 года Госдума примет законопроект об особых зонах, что позволит решить ряд задач, связанных в улучшением делового климата в стране, создания прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, а также благоприятных условий для реализации социально-ориентированной рыночной экономикой.

Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Технологии 2005, г. Анталия (Турция), 22-29 мая 2005 г. Поступила в редакцию 12.04.2005 г.