Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Байкальский регион, включающий Иркутскую и Читинскую области и республику Бурятия, относится к геохимической провинции специализированной на уран, торий и характеризуется широким распространением их во многих геологических формациях. Повышенные кларковые концентрации и рудные скопления урана, тория характерны для разновозрастных геологических комплексов от архейских кристаллических пород до современных россыпей.

Проведенным при поисках радиоактивных руд широким комплексом радиометрических съемок и специальных ревизий объектов уран и торий установлены на многих месторождениях каменных и бурых углей, редких и цветных металлов, россыпного и рудного золота, нерудных полезных ископаемых (флюорита, мусковита, талька, магнезита, фосфоритов, графита и др.), ювелирных, поделочных камней и различных строительных материалов. На перечисленных месторождениях естественные радионуклиды (ЕРН) распространены как в качестве примеси в основных полезных ископаемых, так и в виде наложенной самостоятельной минерализации. Широким развитием пользуются уран, и торий во многих вмещающих породах в составе акцессорных минералов. В этом случае нередко отмечается накопление наиболее устойчивых акцессорных радиоактивных минералов (циркон, монацит, браннерит, ортит, уранинит и др.) в россыпях, в том числе и золотоносных.

По существующей «классификации твердых полезных ископаемых по радиационной опасности» (Мац Н.А. и др. ВИРГ - Рудгеофизика, 1998) указанные месторождения относятся к категориям потенциально опасных, опасных и особо опасных, вследствие чего требуют специальных мероприятий по радиационному мониторингу.

В соответствии с федеральными законами «Об использовании атомной энергии» и «О радиационной безопасности населения» радиационный мониторинг должен осуществляться на всех стадиях работ, включая геолого-разведочные и эксплуатационные работы, оценку качества продукции и отходов, а также реабилитацию территорий. При этом приоритетными, как показывает опыт, должны являться не только замеры мощности дозы внешнего ионизирующего облучения, но и удельной активности ЕРН, а также измерения концентраций радиоактивного газа и продуктов их распада в атмосфере подземных горных выработок, жилых домов и производственных помещений предприятий. Необходима также радиационная сертификация всей получаемой продукции и оценка влияния на радиационное загрязнение окружающей среды всех видов отходов производства - горных отвалов, хвостов обогатительных фабрик, золошлакоотвалов и др.

Если технология радиоэкологического мониторинга практически всех природных сред достаточно полно разработана при разведке и освоении урановых месторождений, то в настоящее время мировая практика имеет небольшой опыт по оценке радиационной обстановки на месторождениях других твердых полезных ископаемых.

Учитывая последнее обстоятельство, а также многочисленные факты несанкционированного вовлечения в народнохозяйственный оборот радиационно-опасных минеральных ресурсов, в общей системе мониторинга геологической среды должен контролироваться и радиологический фактор как на разведуемых, эксплуатируемых, так и выводимых из эксплуатации месторождениях твердых полезных ископаемых. Вполне очевидно, что первым этапом создания и развития такой системы должна быть классификация минерально-сырьевого потенциала регионов по радиационному признаку. Нами начаты такие исследования по Прибайкалью, где на основе работы Савельева И.А., Безрукова Л.А. и др. («Природно-ресурсный потенциал Иркутской области» СО РАН, Иркутск 1998) была проведена соответствующая классификация основных групп полезных ископаемых области.