Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,746

Социальная деятельность - это целостная система взаимосвязанных между собой действий человека в соответствии с выработанной программой, необходимой для достижения цели [8]. Направленность деятельности определяется ее предметной стороной, содержанием, что в свою очередь соответствует возможностям и потребностям субъекта деятельности. Специфика деятельности учащейся молодежи состоит в том, что ее содержание отражает основную социальную функцию данной возрастной группы - ученье [5]. В свою очередь ученье мы разделяем по мотивационно - правовому признаку: на обязательную и добровольную форму организации деятельности. К обязательной форме мы относим классно-урочную систему занятий, в том числе и физической культурой. Это предусмотрено рамками минимальной программы общего основного образования, в соответствии с государственными образовательными стандартами Министерства просвещения РФ от 1992 года. Данная форма физкультурной деятельности является обязательной для учащихся в соответствии со статьей 43 часть 4 Конституции Российской Федерации, основанной на всеобщей Декларации прав человека (статья 13) об обязательном общем образовании, обеспечиваемом родителями или их заменяющими, с последующей государственной аттестацией [4].

Все остальные формы организации физкультурной деятельности учащихся, связанные с обучением или досуговой деятельностью в общеобразовательной школе, в семье, во внешкольных организациях относятся к добровольной форме. Одним из таких видов являются учебно-тренировочные занятия, проводимые в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) и клубах физической подготовки (ДЮКФП). Наличие обязательной и добровольной формы организации занятий физической культурой - это особенность структурной системы организации физкультурной деятельности учащейся молодежи.

Детско-юношеские спортивные школы и клубы являются звеном системы организации внешкольной физкультурной деятельности учащихся, позволяющие реализовать молодому человеку свои потребности в сфере спорта. Их существование обусловлено общественной потребностью в физически совершенном человеке [11] и личной потребностью подростка в физической культуре как деятельности, обеспечивающей отдых и восстановление сил после учебных занятий [13]. Работа ДЮСШ регламентируется «Положением о детско-юношеской спортивной школе и специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва» утвержденным 5 февраля 1987 года Министерством просвещения и Государственным комитетом по физической культуре и спорту [12]. Данное положение предусматривает организацию учебно-тренировочного процесса (п.25) в соответствии с учебными программами по видам спорта, утвержденными Государственным комитетом по физической культуре и спорту.

ДЮСШ - структурная единица физкультурного движения, обеспечивающая систему подготовки спортивных резервов для полноценного пополнения составов национальных сборных команд [3].

В соответствии с этим физкультурная деятельность учащихся, организованная в условиях детско-юношеской спортивной школы по своим признакам является спортивной деятельностью, которая реализуется как стремление человека к максимальным и сверхмаксимальным напряжениям, для выявления посредством соревнования своих физических возможностей в наибольшей степени [7]. Данное проявление напряжений является необходимым и даже обязательным условием для успешности в реализации задач, которые ставит спорт перед индивидом. В соответствии с вышесказанным под детско-юношеским спортом мы понимаем разновидность внеучебной организованной деятельности учащихся, состоящей из специальной подготовки и выступлений на соревнованиях для оптимального проявления способностей в заранее определяемых двигательных действиях с учетом возрастных особенностей. Рамки детско-юношеского спорта лимитируются возрастом от момента, когда разрешается приступать к специальной подготовке - зависимость от гетерохронности развития способностей и избранного вида спорта, до выпуска из общеобразовательного учреждения [1].

В спортивной деятельности выделяют базовую часть и специальные службы, обеспечивающие её эффективное функционирование [там же]. Под базовой частью обычно понимается та часть спортивной деятельности, в которой наглядно демонстрируется результат и раскрывается специфика спорта в виде соревнований. Возможность продемонстрировать развитие своих способностей в соревновательной форме обеспечивают специальные системы по подготовке спортсмена. К ним мы относим: тренировку, систему восстановительно-реабилитационных мероприятий, систему организации спортивной деятельности. Соревнование задает цели, тем самым объединяя базовую часть и специальные службы в целостную деятельность. Все вышесказанное справедливо и для детско-юношеского спорта, при условии лимитирования мероприятий спортивной деятельности соответственно возрастным особенностям занимающихся.

Функционируя в сфере спортивной деятельности, молодой спортсмен проявляет активность, адекватную для решения задач, поставленных перед ним. Активность, в переводе с латинского, есть деятельное состояние, деятельное участие в чем-либо [14]. Деятельное участие предполагает достижение определенной цели с использованием материальных и духовных ценностей, созданных в процессе исторического существования общества.

В детско-юношеском спорте общественно значимой целью является специальная подготовка учащихся для реализации ими своих способностей в заранее определенных двигательных действиях в соревновательной форме соответственно возрастным особенностям и последующей углубленной специализированной деятельности в области определенного вида спорта. Цель деятельности определяет ее предметную сторону [8], компонентный состав, а значит, тот или иной вид активности, необходимой для выполнения действия. Ряд авторов под действием понимают структурную единицу деятельности и подразделяют на сенсорные действия, умственные действия, двигательные действия [там же]. Соответственно преобладанию в физкультурной деятельности одного из видов действий, деятельность характеризуется как рациональная - доминирует процесс мышления, умственного познания действительности, или как практическая - доминантой является выполнение двигательных действий [10]. Таким образом, спортивная деятельность относительно субъекта - юного спортсмена характеризуется нами как активная форма по компонентному преобладанию двигательных действий.

Но не всякая двигательная активность составляет действительную принадлежность к спорту, и суть последнего не сводится лишь к двигательной активности. Деятельность - это совокупность различных по своей природе действий, неразрывно связанных друг с другом [2].

В процессе спортивной деятельности спортсменов двигательные действия являются средством для решения задач, поставленных спортивной деятельностью, но использование средств практической деятельности невозможно без мыслительных действий. Неосознанная двигательная активность является отражением поведения индивида. В педагогической и психологической литературе активность наиболее часто рассматривается через призму мотиваций - социальное происхождение активности. Но биологическое начало человека объясняет активность человека через зависимость от типологических особенностей нервной системы [8]. Более действенный мотив побуждает, организует, наполняет содержанием деятельность. Таким образом, деятельность учащейся молодежи в сфере спорта - это результат сочетания мотивов, сформировавшихся на основе функциональной потребности (в мышечной активности, движении, игре) в двигательных действиях, и в биологической типологии.

Неотъемлемым компонентом спортивной деятельности является участие в соревновании. Любая деятельность человека, а в особенности соревновательная, сопряжена с проявлением эмоций, которые являются проявлением состояния психики, то есть это вид внутренней активности организма человека. Данный вид активности не поддается осознанию, эмоциями можно только управлять [там же]. От того, насколько человек способен контролировать свои эмоции зависит степень их внешнего проявления. Психологические основы деятельности являются тем уровнем управления, который осуществляет приспособление субъекта к внешнему миру, регуляцией внутренних процессов. Смена эмоционального фона деятельности молодого спортсмена в момент соревнований, относительно учебно-тренировочного процесса, позволяет нам говорить еще об одной особенности спортивной деятельности: доминанта внешней двигательной активности в сочетании с проявлением умственной активности, регулируемая в зависимости от ситуации внутренней организацией - психикой. При этом психологическая активность может и подавлять и увеличивать возможность внешней активности юного спортсмена [6].

Под проявлением умственной активности мы понимаем процесс познания в деятельности рационального компонента, необходимость которого обусловлена эффективностью выполнения двигательных действий. Эта форма активности у молодого спортсмена непосредственно сопровождает двигательную активность. При этом источником теоретической информации для юного спортсмена является среда, в которой осуществляется спортивная деятельность; наиболее близким непосредственным носителем такой информации является организатор спортивной деятельности спортсмена - тренер.

Процесс самостоятельного освоения знаний, поиск нового и значимого для деятельности в сфере спорта есть процесс творчества, который являет собой «высшую степень социальной активности» [15]. Творчество - это всеобщее свойство человеческой деятельности, как индивида социального, всеобщая характеристика человеческого освоения и созидания мира [16]. Творческое отношение учащихся к спортивной деятельности во всех ее формах является условием и средством саморазвития человека как целостного субъекта своей жизни.

Обобщая все вышесказанное, мы считаем, что детско-юношеский спорт является наиболее ярко выраженной организационно - педагогической формой физической культуры учащейся молодежи, потому что:

- во-первых, по форме обязательного участия это необязательная физкультурная деятельность, осуществляемая в рамках досуга. Досуг - это та часть свободного времени, которая отводится деятельности, направленной на удовлетворение потребности в отдыхе, саморазвитии и развлечении [16]. Таким образом, спорт - одна из объективно необходимых форм активности учащегося, сочетающая в себе процессы рекреации, развития и развлечения, основанная на функциональной потребности в двигательной деятельности;

- во-вторых, деятельность, требующая от субъекта стремления к максимальным и сверхмаксимальным напряжениям, которые являются необходимыми, обязательными условиями успешности самой деятельности [9] что является признаком спорта, сопряжена с проявлением волевых качеств юного спортсмена, его активной сознательной позицией по отношению к данному виду досуговой деятельности;

- в-третьих, спортивная деятельность учащихся осуществляется в условиях структурной организации спортивной школы под руководством квалифицированных педагогов и учебно-тренировочные занятия проводятся в соответствии с учебными планами и по учебным программам по видам спорта, утвержденными Государственным комитетом по физической культуре и спорту [12]. Таким образом, организованная физкультурная деятельность требует от молодого человека добровольного подчинения и выполнения ряда обязанностей [Там же, п.45];

- в-четвертых, данная форма физкультурной деятельности определяет и ограничивает компонентный состав действий специализацией вида спорта. Это позволяет говорить о наличии у молодого спортсмена определенной предрасположенности к избранному виду спорта и развитии физических способностей, на основе которых возможна специальная подготовка;

- в-пятых, достижение высокого спортивного результата возможно при систематических занятиях, сочетающих процесс физического совершенствования с процессом познания субъектом объективных закономерностей, необходимых для успешности деятельности в области избранного вида спорта. Поэтому спорт не только сфера, где удовлетворяется функциональная потребность индивида в двигательной деятельности, но и сфера интеллектуального развития личности, реализации ее творческого потенциала;

- в-шестых, формой для демонстрации результатов деятельности является соревнование. Проявление при этом эмоциональной активности усиливает развивающий эффект в формировании личности молодого спортсмена.

Таким образом, детско-юношеский спорт - это объективная необходимость в формировании личности молодого человека, также удовлетворяющая потребность в формировании физически совершенных людей, обладающих духовным богатством, моралью и способных к долголетнему творческому труду и защите Родины [1], что должно являться отражением и личных интересов каждого человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1990. 287 с.
  2. Давыдов В.В.(под.ред.) Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. М.: АПН СССР, 1990; -180 с., стр. 16.
  3. Жолдак В.И., Коротаева Н.В. Социология физической культуры и спорта. - М.: 1994.
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании»; Закон Республики Коми «Об образовании»: (сборник)/ Сыктывкар: КРИППКРНО, 1995.
  5. Иевлев В.И. Некоторые проблемные вопросы научных исследований на примере детско- юношеского спорта // Теория и практика физической культуры. 1990 г., №10, с
  6. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. - Л.:1987, -203 с.
  7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология физической культуры и спорта. - Л.: ЛГПИ, 1979;- 84 с.
  8. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: деятельность и состояние. М.: Просвещение, 1980, 199 стр.
  9. Ильин Е.П., Сафонов В.К., Киселев Ю.Я. Психология спорта/ Современные направления в психологии.- Л.:ЛГУ, 1989. 96 с.
  10. Матвеев Л.П. Физическая культура и современные проблемы совершенствования человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1985; -205 с.
  11. Научные основы истории и организации физической культуры.- Л.: ЛЭИС, 1984; - 77 с.
  12. Нормативно- правовые основы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории Российской Федерации.// Вестник образования.-Про-пресс, 1995, №5. п.25
  13. Пермяков А.А. Внешкольное физическое воспитание подростков.- Киев: Рад. Шк., 1989; - 151 с.
  14. Словарь иностранных слов. М.: «Русский язык» - 1989; 624 с.
  15. Социологический словарь, 1991; 528 с.
  16. Факторы развития человеческой субъективности. (ред. С.С. Батенин) - Л.: ЛГПИ, 1989.-143 с.