Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Krukier I.I.
Состояние гемодинамических процессов в гестационных тканях во многом определяет течение беременности. Формирование маточно-плодного кровотока зависит от баланса вазоактивных компонентов в тканях, обеспечивающих взаимосвязь между организмом матери и развивающимся плодом. Наряду с плацентой, выполняющей основную роль в интеграции функциональных связей в биологической системе мать-плод, немаловажное значение имеют плодные оболочки, участвующие в параплацентарном обмене и составляющие по площади наибольшую часть плодовместилища. Плодные оболочки представляют собой многослойную мембрану со сквозной транспортной системой, включающей межклеточные каналы. Децидуальная часть этих оболочек, в отличие от безсосудистого амниона содержит материнские микрососуды, способные к синтезу вазотоников. Еще одной важной околоплодной структурой служит пуповина, которую можно рассматривать как связующее гемодинамическое звено между плацентой и плодом, поскольку артерии и вена пуповины включены в плацентарно-плодное кровообращение. Эндотелиальный покров сосудов пуповины может служить дополнительным источников вазоактивных соединений для кровотока плода. В то же время сведения о функционально-обменных характеристиках этих тканях в отличие от плаценты, весьма ограничены.

Среди факторов, регулирующих тонус сосудов маточно-плацентарного комплекса, ведущее место занимают оксид азота, обладающий выраженными вазодилататорными свойствами и мощный вазоконстриктор - эндотелин, нарушение продукции которых может привести к осложнению беременности, вплоть до ее прерывания.

Целью настоящей работы явилось изучение содержания эндотелина, метаболитов оксида азота, активности нитрооксидсинтазы (NOS) в плодных оболочках и пуповине при физиологической беременности и невынашивании.

Исследования проведены на гомогенатах плодных оболочек и пуповины 45 женщин, у 25 из которых, беременность досрочно прервалась во II-ом и III-м триместрах (основная группа). 20 женщин с нормально протекающей беременностью, закончившейся рождением здорового ребенка, составили контрольную группу. У пациенток основной группы была диагностирована гипоксия, подтвержденная показателями газового состава и кислотно-основного состояния крови. Содержание эндотелина-1 в гомогенатах тканей определяли методом иммуноферментного анализа, используя наборы фирмы «R@D System» (USA). Активность NOS измеряли по увеличению продукции NO из l-аргинина в присутствии NADPH. Количественную оценку образованного в результате ферментативной реакции NO проводили с помощью ЭПР-спектроскопии мононитрозильных комплексов с двухвалентным железом и диэтилдитиокарбоматом, обладающих характерными парамагнитными свойствами. Сигналы ЭПР регистрировали на радиоспектрометре. Эндогенный уровень NO в форме нитрит-аниона (NO2-) определяли с помощью реактива Грисса. Cтатистическую обработку данных осуществляли с использованием лицензионного пакета программ Statistica (версия 5.1, фирмы StatSoft.. Inc.). Однородность дисперсий проверяли по критерию Фишера. Достоверность различий между сравниваемыми показателями определяли по критерию Стьюдента и его аналогу для непараметрических распределений критерию Манна-Уитни. Результаты оценивали как статистически значимые при р<0,05.

Проведенные исследования позволили обнаружить, что абсолютный уровень эндотелина в плодных оболочках весьма незначителен и, очевидно, связан как указывалось выше, с функционированием децидуальной части плодных оболочек. Полученные данные свидетельствуют о том, что в плодных оболочках при прерывании беременности во II триместре (24-26 недель) содержание эндотелина превышает аналогичные показатели при нормальной доношенной беременности в 1,4 раза. При преждевременных родах (в 36-37 недель) имеет место менее выраженное повышение уровня этого вазоконстриктора. Большая степень нарушений, обнаруженная при прерывании беременности во II триместре по сравнению с таковой в III триместре, по-видимому, связана в меньшими компенсаторными возможностями в этот период гестации. Содержание эндотелина в пуповине значительно выше, чем в плодных оболочках как при физиологическом течении беременности, так и при ее недонашивании. Продукция эндотелина в пуповине при прерывании беременности во II триместре в 2 раза, а при преждевременных родах в 36-37 недель в 1,5 раза выше таковой при своевременных родах. Увеличение уровня эндотелина в пуповине возможно связано с повышением экспрессии эндотелинпревращающего фермента в пупочной вене, где как известно, его активность достаточно высока. Что касается генерации оксида азота в пуповине, то при недонашивании беременности она, напротив, уменьшается. Активность NOS в пуповине при прерывании беременности во II триместре снижена в 1,7 раза, а в III триместре - в 1,5 раза. Уменьшение количества NO в определенной мере может быть сопряжено с ауто- и паракринным воздействием эндотелина на клетки сосудов пуповины, сопровождающимся снижением синтеза ряда вазодилататоров. Уровень NO2- при этом также ниже, чем при доношенной беременности в среднем в 1,5 раза. В плодных оболочках наблюдаются аналогичные по направленности, но менее значимые изменения продукции оксида азота. Эндогенный уровень NO2- в них при преждевременных родах ниже физиологической величины на 30-40%.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что соотношение вазоактивных веществ в тканях плодного яйца при невынашивании беременности сдвигается в сторону преобладания вазоконстрикторов: коэффициент отношения количества эндотелина и NO2- возрастает более чем в 2,5 раза. Приведенные материалы подтверждают участие околоплодных структур и особенно пуповины в процессах поддержания баланса вазотоников и как следствие в регуляции фетальной гемодинамики. Модификация данных функций изученных гестационных тканей, очевидно, вносит определенный вклад в снижение интенсивности кровотока плода, развитие внутриутробной гипоксии и невозможности пролонгирования беременности.