Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Негативная связь между курением табака и заболеваемостью инфекционными заболеваниями нижних дыхательных путей общеизвестна; очевидно и отягощающее влияние этой вредной привычки на развитие бронхоспастического синдрома при ВП [Berger P. et al., 2003, Gottlieb S., 2003]. Цель исследования: уточнить влияние отказа от активного курения табака в ходе лечения ВП на особенности течения заболевания.

Материалы, методы, результаты исследования: ретроспективно проанализировав клинические данные 112 военнослужащих по призыву, лечившихся по поводу ВП в течение 2000-2002 г.г., (сравнительная группа) мы выяснили, что активными курильщиками являлись 83,9% из них; при этом на 7-й день лечения различные степени бронхиальной обструкции (значительные и умеренные изменения) были зарегистрированы у 52,7% пациентов при помощи изучения ФВД. Важно отметить, что на 10-12 день пребывания в стационаре жалобы на сухой приступообразный кашель с небольшим количеством прозрачной мокроты предъявляли 47,3% больных группы сравнения.

Благодаря настойчивому внедрению в повседневную практику требований Закона РФ «Об ограничении курения табака» (2001) к началу 2002 года нам удалось добиться практически полного отказа от курения с момента начала стационарного лечения ВП всех поступающих военнослужащих по призыву. Основную группу составили 87 пациентов, госпитализированных в пульмонологическое отделение клиник СарВМедИ с диагнозом ВП В 2002-2004 г.г. и прекративших курение табака в день поступления в стационар. Не смотря на отсутствие статистически значимых различий с группой сравнения по основным клинико-инструментальным показателям заболевания и модели терапии, выяснено, что к концу первой недели стационарного лечения резкие и значительные обструктивные нарушения имели место у 9,2% обследованных лиц (р<0,05), а средние степени бронхиальной обструкции были зарегистрированы только у 17,2% (р<0,05) пациентов; на 10-12 день пребывания в стационаре сухой приступообразный кашель сохранялся лишь у 27,6%.

Известно, что уровень активности холинэстеразы крови можно расценивать как косвенный показатель активизации холинэргического звена регуляции бронхиального тонуса (Е.Е. Гогин с соавт., 1985). В наших наблюдениях оказалось, что плазменная концентрация фермента у пациентов группы сравнения, определенная фотометрически, составила 32,4±3,8 мкмоль/с•л, в основной группе - 57,2±4,1 мкмоль/с•л (р<05), что соответствует нормальному уровню (45-95 мкмоль/с•л).

Выводы, заключение: хотя сроки пребывания в стационаре (основная группа - 16,8±1,7 дней, группа сравнения - 17,1±1,6 дней; р>0,05) в изученных выборках оказались одинаковыми, полученные результаты следует рассматривать, как серьезный вклад в дело профилактики ХОБЛ. Кроме того, значимо более полное и ранее разрешение явлений бронхиальной обструкции, сопровождающих ВП, обеспечит результативное течение реабилитационного периода, качественную реализацию биологической реституции реконвалесцентов - военнослужащих по призыву.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Berger P., Laurent F., Begueret H., Vincent Perot V. et al Structure and Function of Small Airways in Smokers:Relationship between Air Trapping at CT and Airway Inflammation //Radiology. - 2003. - Vol. 228. - P. 85-94.
  2. Gottlieb S. US army investigates unrelated pneumonia cases in troops in Iraq //BMJ. - 2003. - Vol. 327. - P. 358.