Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

TEACHER’S GUIDANCE SUPPORT AS FACTOR OF EDUCATIONAL PROCESS PERFECTION


The article titled “Scientific and methodical accompaniment of teacher as the factor of educational process perfection” reveals projecting aspects in the capacity of pedagogic innovation realization and also the ideals, content and components of scientific and methodical accompaniment of a teacher. The authors call attention to the model of scientific and methodical system of a teacher and collective project activity.

Эффективность решения задач, стоящих перед современной системой образования, обеспечивается инновационной компетентностью педагогических коллективов образовательных учреждений.

Учеными (Е.С. Заир-Бек, A.M. Моисеев, A.M. Новиков, О.Г. Прикот, В.Е. Родионов, В.И. Слободчиков, А.П. Тряпицына, И.Д. Чечель и др.) в качестве культурной формы инновационных процессов предлагается рассматривать проектирование, выступающее в качестве деятельности, в рамках которой реализуется грамотное педагогическое новаторство. Такая деятельность сводит к минимуму разрушительные действия непродуманных, необоснованных реформ в сфере образования разного уровня.

Культура проектирования имеет давнюю традицию и является одной из глобальных технологий современного мира. Как любой технологии, ей присущи такие характеристики, как концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Это дает основание выдвинуть предположение о том, что при определенных условиях проектирование может быть освоено педагогами и гарантирует положительный результат развития образовательной системы в соответствии с современными ценностями, целями образования и стратегией общего развития.

На уровне образовательного учреждения одним из таких условий, с нашей точки зрения, является система научно-методического сопровождения самих преподавателей, под которой понимается объединение в единое целое компонентов, способствующих развитию профессиональной компетентности педагогических кадров по осуществлению инновационной деятельности (проектной компетентности).

Методологическими основаниями данной системы выступают выделяемые в науке подходы к управлению развитием образовательных систем (В.Г. Афанасьев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.): системный, синергетический, деятельностный, культурологический, ситуационный, рефлексивный и др. Требования названных подходов и содержание проектной деятельности в образовании позволяют разработать модель системы научно-методического сопровождения преподавателя (НМС) в образовательном учреждении, которая выглядит следующим образом (рис. 1).

Теоретико-методологический блок НМС определяет цель ее создания, функции, раскрывает исходные теоретические положения.

В психолого-педагогическом блоке происходит конкретизация исходных теоретических позиций в психолого-педагогические принципы построения НМС, раскрывается содержание научно-методического сопровождения, описываются его процесс и результативность.

p 

Рис. 1. Научно-методическое сопровождение преподавания

Охарактеризуем каждый из данных блоков в отдельности.

Теоретико-методологический блок Цель научно-методического сопровождения: создание условий для становления преподавателя как субъекта проектной деятельности.

Функции научно-методического сопровождения:

- по отношению к образовательному учреждению: кадровое обеспечение развития образовательного учреждения, подготовка педагогических кадров к разработке и реализации - концепции развития образовательного учреждения (формирование профессионально-позиционно-деятельностной общности педагогов);

- по отношению к педагогам: создание условий для профессионального и личностного саморазвития, самореализации каждого;

- по отношению к студентам: создание условий для становления целостного человека, обретение им образа человеческого в пространстве культуры и во времени истории.

Основные идеи научно-методического сопровождения:

- НМС является механизмом реализации стратегии развития образовательного учреждения в соответствии с современными целями, ценностями образования и стратегией его развития;

- НМС основывается на понимании того, что сложноорганизованным системам, каковой является коллектив преподавателей, нельзя насильственно навязывать путь развития. Внешними действиями можно препятствовать или способствовать собственным тенденциям развития системы;

- идеей НМС является идея гуманизации, направленная на развитие активно-творческих возможностей преподавателя, его интеллектуальной и нравственной свободы.

При этом преподаватель выступает субъектом педагогической деятельности, ответственным за результаты деятельности образовательного учреждения, заинтересованным в повышении качества образовательного процесса и ориентированным на решение конкретных задач в данном аспекте.

Преподаватель как ключевая фигура преобразования образовательного процесса должен обладать всеми необходимыми для развития образовательной системы качествами: воображением, изобретательностью и креативностью. Основная роль научно-методического сопровождения состоит в том, чтобы оказать педагогу определенную помощь в развитии его потенциальных способностей и их применении для решения задач развития образовательного процесса в вузе.

Для этого необходима специальная организация научно-методического сопровождения, основывающаяся на:

1) понимании структуры педагогического труда, компоненты которой, вступая в сложные диалектические отношения, являются то средством, то результатом развития друг друга;

2) субъективном опыте преподавателей;

3) внутренней структуре проектной деятельности, представляющей собой интеграцию различных видов деятельности;

4) проблемах развития образовательного процесса в высшей школе;

5) необходимости формирования «коллективного субъекта» деятельности.

Психолого-педагогический блок В его основе лежат принципы построения научно-методического сопровождения:

- двойного соответствия (НМС должно соответствовать социальным потребностям в развитии образовательной системы высшей школы, а также внутренним закономерностям профессионального и личностного развития педагогов);

- сотрудничества (необходимо достижение педагогами взаимного согласия в понимании целей совместной деятельности и путей их достижения на каждом этапе НМС);

- активно-деятельностного развития педагога (ориентация всей системы НМС на развитие проектного стиля мышления педагога, широкой научной эрудиции; обеспечение тесной связи с профессиональной деятельностью);

- проблемно-креативный (использование разнообразных ситуаций, развивающих креативность, коммуникативность педагогов);

- овладения культурой (развития способности педагога ориентироваться в окружающем мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и ожиданиями других людей, социальных групп, общества в целом);

- психологической комфортности (создание раскованной, эмоциональной, стимулирующей творческую активность атмосферы);

- адресности (организация адресной помощи педагогам по решению индивидуальных проблем в проектной деятельности).

Содержание НМС ориентировано на развитие проектных умений преподавателей: решение преподавателем определенного вида задачи (педагог включается в процесс решения задачи, если она принята им на личностном уровне (имеет личностный смысл); проектирование (педагог осваивает проектирование как способ познания и как практическую деятельность). При этом происходит ломка прежней системы ценностей, знаний и умений педагога и создание новой.

В связи со сказанным можно выделить несколько содержательных линий научно-методического сопровождения.

1. Диагностический компонент, ориентированный на определение изменений уровня готовности преподавателей к проектной деятельности.

2. Ценностно-смысловой компонент, предполагающий организацию осмысления педагогами ценностей и целей современного образования и педагогической деятельности, выстраивание системы представлений педагога о современном обществе, о человеке этого общества, о познании мира человеком;

3. Когнитивный компонент, требующий актуализации знаний по психологии и педагогике, которые становятся основой для моделирования изменений педагогической действительности. Кроме того, требуются специальные знания по методологии проектирования, обеспечивающие выполнение определенных видов деятельности в проектировании. Несомненно, необходимы также знания по личностному и профессиональному саморазвитию.

4. Технологический компонент. Заключается в сопровождении создания проектов и их реализации группами преподавателей или индивидуально в зависимости от стартового уровня готовности к проектной деятельности. Необходимо заметить, что каждый этап проектирования выступает как задача определенного рода, при решении которой у преподавателей могут возникать трудности. Помощь в их преодолении и есть содержание сопровождения в данном компоненте.

5. Социальный компонент. Важным является аспект сопровождения, связанный с формированием «коллективного субъекта» проектирования. В этой связи на каждом этапе проектирования мы выделяем вопросы, которые должны быть согласованы преподавателями:

- цели, ценности современного высшего образования, закономерности образовательного процесса и педагогической деятельности; поставленные педагогами проблемы;

- инновационные идеи и их реализуемость на практике;

- технологическое обеспечение реализации моделей на практике, «обмена деятельностями и их смыслами»;

- эффективность реализованных идей и моделей, принятие решений о дальнейшей судьбе реализованных проектов.

Данные вопросы проектирования требуют коллективного обсуждения, которое должно завершаться принятием согласованного решения (табл. 1).

Таблица 1. Коллективная проектная деятельность

Этапы НМС и их цели

Процесс НМС Задачи НМС

Формы НМС, способы включения педагогов в проектную деятельность

1. Стадия актуализации проблем развития педагогической деятельности

Цель: Самостоятельное выделение преподавателями педагогических проблем

2. Стадия моделирования решения педагогических проблем

Цель: Самостоятельное моделирование педагогами инновационных преобразований образовательной практики

3. Стадия технологической подготовки и реализации инновационного педагогического проекта Цель: самостоятельное конструирование педагогами

образовательной практики на основе инновационной модели педагогической деятельности и современного технологического обеспечения образовательного процесса

4. Педагогический самоанализ хода и результатов решения педагогической проблемы. Цель: принятие педагогами решения о дальнейшем применении инновационного проекта и будущих направлениях проектной деятельности в педагогическом коллективе.

- самоопределение преподавателей относительно ценностей и целей современного образовательного процесса, стратегии развития образования;

- освоение преподавателями основных положений теории педагогической диагностики, технологии проблемно-ориентированного анализа;

- приобретение преподавателями опыта

постановки проектной задачи (педагогической проблемы);

- самоопределение относительно инновационного подхода к педагогической деятельности;

- актуализация знаний преподавателей о сущности и закономерностях образовательного процесса и педагогической деятельности;

- освоение преподавателями моделирования как способа познания и преобразования педагогической деятельности;

- самоопределение преподавателей в отношении технологического подхода в образовании;

- овладение современными педагогическими технологиями;

- приобретение опыта конструирования образовательного процесса на основе инновационной модели педагогической деятельности и современных педагогических технологий;

- оценка личностных и профессиональных изменений в проекте;

- освоение технологии итогового анализа и обобщения опыта деятельности в проекте.

тренинги личностного роста; мастерские ценностных ориентаций, дискуссии; работа групп по оформлению критериев и показателей качества образовательного процесса; самоанализ занятий; экспертиза занятий; проведение дополнительных исследований по качеству результатов образовательного процесса и удовлетворенности качеством образовательных услуг; текстовое оформление проектной задачи в группе или индивидуально; педагогические чтения; решение ситуационных задач; ситуации моделирования сложившегося опыта педагогической деятельности; ситуации моделирования инновационной педагогической деятельности; коллективное оформление критериев качества педагогической деятельности; разработка в группах или индивидуально программы реализации инновационной модели в заданных условиях и критериев ее эффективности; работа групп по подбору педагогических технологий для решения программных задач; разработке программы диагностики исследования эффективности инновационного проекта; ситуации моделирования «инновационного поведения» преподавателя; проектирование занятий и их проведение; самоанализ занятий; экспертиза занятий; коррекция замысла и модели педагогической деятельности, технологического  обеспечения, поведения педагога на основе анализа; создание каждым педагогом методической папки по ходу реализации проекта; презентации педагогами хода и результатов инновационного проекта (конференция; методическая декада; выставка «методических материалов»; публикации); рефлексия личностных и деятельностных изменений в преподавателях.

Результаты НМС развития проектных умений преподавателей.

Проектные умения преподавателей представляются тремя компонентами, характеризующими:

1) профессиональное развитие педагогов;

2) активность и результативность деятельности педагогов по преобразованию образовательного процесса;

3) развитие педагогического коллектива.

Предполагаемая система является открытой в том смысле, что допускает возможность совершенствования. Вместе с тем она, по нашему мнению, позволяет представить структуру, содержание и процесс осуществления научно-методического сопровождения развития проектных умений в образовательном учреждении и является основой для разработки конкретной системы деятельности научно-методических служб образовательных учреждений.