Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Понятия экология, цивилизация и культура в настоящее время получили особую значимость, став объектами исследований различных научных школ, работающих в русле гуманизации образования. Личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, отказ от авторитарных отношений в пользу творческого соучастия педагога и обучающегося придали образовательной деятельности персонализированный характер. Больше внимания стали уделять индивидуальному развитию в человеке, через творческое сотрудничество, того особенного, неповторимого, что заложено в нем природой. И, самое интересное, как показали наши исследования по истории развития экологической культуры народов Северного Кавказа, в вопросах воспитания и образования больше нуждаются люди одаренные, так как деятельный подвижный ум лишенный серьезной работы, наполняется ничтожным, пустым содержанием и становится со временем причиной своей гибели. Отрицание духовных ценностей, которые были гордостью народов Северного Кавказа, непочтительность, высмеивание всего, что считалось святыней или традицией, стало «мудростью» современной эпохи, которая привела членов общества к безнравственности как по отношению к природе, так и по отношению друг к другу.

Бурное развитие рыночной экономики в стране как бы отодвинули на второй план проблемы педагогики, особенно касающиеся воспитания высоконравственной экологической культуры. В настоящее время общество уже осознало, что возникла необходимость поднять образование на новый качественный уровень, однако в этой системе роль просветительской деятельности в стране все еще остается без каких-либо заметных изменений. В связи с этим следует напомнить, что только благодаря широкой просветительской деятельности интеллигенции во второй половине Х1Х-начале ХХ в. Северный Кавказ из очень отсталой в промышленном отношении и совершенно безграмотной окраины России в течение короткого периода времени превратился в развитую часть страны. Этому способствовали природные способности, высокая духовная нравственность и традиционное мышление горских народов, направленные во все времена на гармоничное сосуществование с окружающей средой. Тысячу раз был прав великий ученый В. Вернадский, когда в начале ХХ в. писал о том, что «просвещение народа в науках надо начинать с изучения многовековой культуры и уклада самого народа. Только объединив знания народа и образованной интеллигенции можно создать высококультурную страну».

В контексте решения вышеуказанной проблемы, следует заметить и то обстоятельство, что мы не исключаем и того, что просветительские тенденции будут оказывать разное влияние на общественную мысль и зависеть от уровня развития того или иного человека, различных народов или же сообществ в целом. Кроме того, широкое развитие экологической грамотности само по себе не предполагает высокого гуманистического образования. Но оно позволит многим исследователям творчески откликнуться на проблемы своего времени, вызовет необходимость сделать мировоззренческий анализ современным научным достижениям, создаст «стойкую амальгаму из только что народившегося», которые в конечном итоге внесут свой вклад в духовный базис образовательной деятельности.

Слабая методологическая подготовка, а зачастую и отсутствие ее в вузах часто приводит к тому, что преподаватель может дать студентам, особенно социально-гуманитарного направления, только запрограммированные, запутанные знания узкого стандарта, в которых сами порой слабо разбираются, что не может вызвать интерес к обучению. «Разве можно работать на пользу человечества сухой, заснувшей душой. Разве можно узнать и понять, когда спит чувство, когда не волнуется сердце», - писал В. Вернадский. А необходимость знать и желание передать свои знания возникают только тогда, когда специалист широко образован, готов к просветительской деятельности для решения современных педагогических проблем и, самое главное, ищет реальные пути их решения.