Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Проблема качества профессионального, в том числе среднего профессионального технического образования, необходимость постоянного его повышения можно рассматривать как социальный заказ, связанный с модернизацией российской системы образования. В сложившихся сегодня в России социально-экономических условиях профессионализм выступает как эффективное средство социальной защиты молодых и зрелых людей, что можно рассматривать как новую парадигму профессионального образования.

В конце XX и начале XXI века выполнено ряд исследований, послуживших основанием и иллюстрацией реализации положений «Закона об образовании Российской Федерации в редакции 1996г» о лицензировании, аттестации и аккредитации (П.Ф.Анисимов, В.М. Демин, Е.Д. Егин, Р.П. Жданов, Л.В. Лезова, В.П. Смирнов, В.Е. Сосонко, В.П. Потиха и др.).

Так, П.Ф. Анисимов, В.Е. Сосонко, давая определение «качеству образования» как понятию многомерному, мнокомпонентному, выделяют качество педагогического персонала, качество образовательных программ, качество студентов, качество управления учебным процессом в учебном заведении (1;30).

В.П. Смирнов (11) дает описание эксперимента и его результатов по внедрению стандарта ISO серии 9000 в С.Петербургском техническом колледже управления и коммерции и отмечает существенное влияние на результат работы учебного заведения делового общения как органической части «профессиональной педагогической деятельности (11;74).

Исследование Л.В. Лезовой (7) показало связь профессионального самоопределения будущего специалиста с уровнем профессионализма преподавателя, эффективностью педагогического взаимодействия, подтверждена роль профессионализма преподавателя в переориентации мотивации студентов на успех профессиональной подготовки в техникуме.

В исследовании О.Л. Помиловой (8) сделан вывод об активном отношении студентов к учебной деятельности, положительным мотивам и удовлетворенности ее результатами как необходимом условии формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Показательно, что авторы исследований отмечают ведущую роль профессиональной готовности преподавателя.

В Санкт-Петербургском физико-механическом инженерном колледже имени С.А. Зверева с 1971 года проводятся исследования среднего профессионального учебного заведения как образовательной системы, методологической основой которых служит акмеология - наука, объединяющая научные знания о человеке и его знания о профессиях, о достижении человеком в процессе его профессиональной деятельности, являющейся предметом исследования, вершин профессионального совершенства (6).

В основе акмеологической концепции среднего профессионального образования положены принципы акмеологии как интегративной науки (по Н.В. Кузьминой):

  • системно-структурный подход при организации образовательного процесса, позволяющий рассматривать учебное заведение, его структурные подразделения, учебные группы как образовательные системы и подсистемы, включающие образовательно-профессиональные цели соответствующего уровня, содержание профессиональной подготовки, методы достижения целей участвующими в процессе преподавателями и студентами;
  • представление об образовательной деятельности как о решении бесчисленного ряда образовательных задач, в котором дидактическая задача имеет ключевое значение при формировании профессиональных знаний, навыков, умений ;
  • психологическая структура профессиональной, в том числе преподавательской деятельности, раскрытие которой позволяет выделить факторы, обеспечивающие результативность работы преподавателя как профессионала;
  • оценка результатов образовательной деятельности по уровню решения образовательных задач:
  • репродуктивному, обеспечивающему лишь передачу информации;
  • адаптивному: преподаватель владеет умениями формировать профессиональные знания, навыки, умения по учебному курсу;
  • моделирующему: преподаватель владеет умениями формировать профессиональное поведение учащихся.

Исследование профессионально - образовательного процесса с акмеологических позиций позволило построить модель продуктивной профессиональной деятельности преподавателя-инженера (1978).

Целостный процесс образования: обучение, воспитание, развитие, самообразование - можно рассматривать как управляемый процесс познания, ограниченный определенными условиями его протекания в образовательной системе. Через анализ трудностей, которые преодолевает преподаватель, выделены знания и умения, владение которыми определяет профессионализм преподавателя-инженера как преподавателя.

На этапе подготовки к учебному занятию:

  • знание предмета;
  • знание основ психологии и педагогики;
  • умение анализировать и оценивать результаты своей деятельности;
  • умение планировать учебное занятие;
  • сформулировать дидактическую задачу на занятие ;
  • отобрать на занятие необходимый материал;
  • определить межпредметные связи;
  • составить задания и упражнения дифференцированно для различных групп учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;
  • композиционно рационально спланировать занятие;
  • предусмотреть возможные трудности учащихся в различных видах учебной деятельности: на уроке, лабораторной работе, курсовом и дипломном проектировании.

На исполнительном этапе, непосредственно в общении с учебной группой это умение организовать учебное занятие:

  • сочетать групповую и индивидуальную работу учащихся;
  • реализовать поставленную дидактическую задачу путем адекватных ей методов, способов формирования желаемых знаний, навыков, умений;
  • совершать логические переходы от одного элемента занятия к другому;
  • провести демонстрационный эксперимент;
  • рационально использовать технические средства.

Значимым является правильное построение взаимоотношений с учащимися во время занятий:

  • оценивать реакцию на свои действия и действия учащихся ;
  • своевременно объективно оценивать результаты деятельности учащихся. В основу оценки владения преподавателем профессиональными умениями положены пять уровней самостоятельности в их осуществлении:
  • не может решать самостоятельно большинство профессиональных задач: требуется систематическая помощь в решении любых задач и преодолении трудностей;
  • самостоятельно может решать отдельные профессиональные задачи: требуется систематическая помощь в решении большинства задач и преодолении трудностей;
  • самостоятельно решает большинство профессиональных задач, ориентируется в изменяющейся обстановке, предвидит возможные трудности, требуется помощь в решение отдельных задач;
  • профессиональные задачи решает, в основном, самостоятельно, трудности предвидит и преодолевает их легко;
  • профессиональные задачи решает самостоятельно, трудности предвидит и преодолевает их самостоятельно, оказывает помощь другим преподавателям.

Определены такие мотивы самодвижения преподавателя к вершинам мастерства как:

  • положительное отношение к работе с молодежью;
  • соответствие работы характеру;
  • возможность видеть результаты своего труда;
  • потребность в постоянном творчестве;
  • работа в высококвалифицированном коллективе под высококвалифицированным руководством.

Практическая и исследовательская работа, проведенная в колледже за последние пять лет, может служить основанием для определения статуса учебного заведения как авторской школы, к признакам которой мы относим системность, уникальность, результативность, признание. Эти признаки согласуются с признаками, которые называют создатели акмеологической концепции авторской школы Н.В. Кузьмина, А.А. Реан: оригинальность в постановке целей, создание образовательных стандартов, учебных планов и программ, методической оснастки, традиций (10).

В связи с переходом на государственные образовательные стандарты рядом сотрудников: заместителями директора А.П. Меньковым, В.П. Потихой, |ОВ. Родионовой|, М.С. Смирновой, ведущими преподавателями, заслуженными учителями России A.M. Ивановой, Л.В. Ключниковой, Л.В. Минаевой, В.С. Радайкиным и др. проведены исследования особенностей образовательного процесса в колледже. Практически все преподаватели колледжа активно участвовали в создании учебных планов по шести специальностям, календарно-тематических планов, методических рекомендаций для студентов по проведению лабораторных и практических работ, выполнению курсовых и дипломных проектов (более 135 единиц). Интересны результаты исследования, проведенного зам. директора О.В. Родионовой "Расписание учебных занятий как фактор успешности учебно - воспитательного процесса (1997г.). В исследовании сделан вывод о том, что при всей сложности современной социально-экономической ситуации, несмотря на нервные перегрузки, низкую зарплату, падение престижа педагогической профессии для преподавателей остаются привлекательными такие факторы, как работа в высококвалифицированном коллективе; работа под высококвалифицированным руководством; работа требует постоянного творчества; работа соответствует характеру; возможность видеть результаты своего труда; большой отпуск.

Особо надо отметить диссертационное исследование, завершенное в 2000 г., зам. директора по учебной работе Потихой В.П. Формирование профессиональной направленности личности студентов колледжа" (9). Так, исследование социологического портрета личности студента колледжа показало, что в современных условиях необходимо изменить как систему воспитания, так и содержание профессиональной подготовки специалиста, учитывая возраст, половые и индивидуальные особенности развития личности. В адаптации студентов к новым условиям решающая роль принадлежит преподавателям, имеющим высокий образовательный уровень и жизненный опыт. Установлено в частности, что индекс удовлетворенности (по Н.В. Кузьминой) выпускников колледжа результатами обучения в колледже составляет +0,32, а у их родителей +0,72 ,что свидетельствует о высокой оценке профессиональной подготовки уровня организации учебно-воспитательного процесса в колледже, как выпускниками, так и их родителями. В 2005 г. колледж получил статус экспериментальной площадки Института проблем развития среднего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации по внедрению профессиональных пакетов прикладных программ в подготовку техников.

Опыт работы колледжа на основе акмеологической методологии представлен на научно - практических конференциях по проблемам среднего профессионального образования в оборонных отраслях промышленности Российской Федерации, проведенных в Санкт-Петербурге, Перми, Подольске (1995), в материалах международных научно - практических конференций "Проблемы воспитания учащейся молодежи" (Черкесск, 1995), "Молодежь в условиях социально-экономических реформ» (Санкт-Петербург, 1995), "Преемственность поколений: диалог культур» (Санкт-Петербург, 1996), Межрегиональных научно-практических конференциях " Качество образования. Проблемы и перспективы взаимодействия вузов Санкт-Петербурга с регионами России в контексте модернизации образования" (2001, 2002) и др.

Признанием высокого качества подготовки кадров для приборостроения является его избрание коллективным членом Академии Акмеологических Наук (1994) и награждение Оптическим обществом имени Д.С. Рождественского медалью С.А.Зверева (1995) . В 2002 г. успешно проведена государственная аттестация и аккредитация колледжа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е., Управление качеством среднего профессионального образования. Казань , 2001;
  2. Демин В.М. Профессиональная школа в условиях экономической реформы, М., 1997;
  3. Егин Е.Д. Предмет и стратегия развития акмеологии среднего профессионального образования. В. кн. "Проблемы развития системы акмеологических наук " СПб., 1996;
  4. Жданов Р.П. Профессиональное становление специалиста среднего звена в системе непрерывного образования. Автореферат докт.диссертации,СПб., 1994;
  5. Кузьмина Н.В. Среднее специальное учебное заведение как авторская школа. «Специалист" .№8,1993;
  6. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии.С.П.б., 2002;
  7. Лезова Л.В. Активные методы обучения как средства профессионального самоопределения студентов УСПО. Автореферат канд. диссертации. М., 2001;
  8. Поминова О.М. Формирование карьерной ориентации студентов техникума. Автореферат канд. диссертации. СПб., 2001;
  9. Потиха В.П. формирование профессиональной направленности личности Студентов колледжа. Автореферат канд. диссертации. М. ,200.
  10. Реан А.А. Взгляды на авторскую школу. «Специалист". №8 , 1993;
  11. П.Смирнов В.П., Смирнов Н.П. Стандарты профессионального образования: типы, структура, оценка качества. М., 2001.