Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Качество образования - один из самых актуальных вопросов нашего времени. Его следует рассматривать с точки зрения неразрывного комплексного подхода к обучению во всей системе образования России. Мониторинговые исследования позволяют сформулировать единые подходы к оценке качества образования с формированием единых инструментариев такой оценки - это системы показателей и критериев, а совместимость с европейским рынком труда должна различным образом отражаться в программах, в зависимости от того, когда (после первой или второй степени) были приобретены знания, умения и навыки, необходимые для работы. Возможность трудоустройства с учетом перспективы обучения в течение всей жизни будет достигнута лучше через ценности, присущие качественному образованию; через разнообразие подходов и профилей дисциплин; через гибкость программ, позволяющих иметь много возможностей вхождения "в" и выхода "из" них; через развитие межспециализационных навыков и умений, таких как коммуникация и языки; через способность мобилизовать знания, решать проблемы, работать в команде и развиваться социально.

Болонский процесс является эффективным инструментом гармонизации систем высшего образования стран участников процесса. Вхождение России в Болонском процессе следует, рассматривать в контексте ее национальных интересов, развития внешнеполитического курса страны, направленного на сотрудничество и интеграцию с Европой. Развитие Болонского процесса заслуживает серьезного внимания как шаг в подготовке России к вступлению во Всемирное Торговое сообщество. Болонский процесс является взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Участие России в этом процессе безусловно будет способствовать повышению конкурентоспособности российских образовательных услуг и кадров на европейских рынках труда.

Перестройка организации учебного процесса направлена на обеспечение свободы выбора индивидуальной образовательной траектории, определяемую индивидуальным учебным планом.

Чтобы желания стали реальностью необходимо разработать систему нормативных документов, определяющих принципы построения учебного процесса с использованием зачетных единиц, регламентирующих методы аттестации студентов с использованием балльно-рейтинговых систем, методики расчета учебной нагрузки преподавателей, порядок записи студентов на дисциплины, формирование учебных групп, введение служб академических консультантов и т.д.

Позиция Российской Федерации заключается в том, что мы не планируем и не будем вступать в ВТО на любых условиях, ради вступления. Это процесс, который должен быть взаимовыгодным. Если мы говорим о каком-то соглашении, то любое соглашение (концептуально) предусматривает две части: права и обязанности. И каждое государство, которое заключает соглашение, взвешивает свои права, возможности, которое оно получает от этого соглашения, и обязательства, которые оно принимает на себя. Обязательства должны быть, не бывает соглашений без обязательств. Вот с этих позиций мы и должны подходить к Болонскому процессу.

Сейчас систему бакалавр-магистр абсолютное большинство вузов для большинства технических специальностей реализуют в рамках многоуровневой системы, которая существует у нас по стандартам второго поколения, введенным 1 сентября 2000 года. Три года студенты обучаются в высшем учебном заведении по достаточно общей программе, изучают в начале дисциплины в составе естественнонаучного цикла, в составе экономичного цикла и общие профессиональные. После третьего года в вузах сложилась практика, которая предполагает три варианта.

Первый вариант - три плюс один год - бакалавр, и студент может уходить. Если кто-то скажет, что такая система не реализуется на практике, и что все 100% студентов готовы реализовывать 5-летнюю программу, мы готовы найти в любом ВУЗе и назвать по фамилиям тех студентов-четверокурсников, которым нечего делать на 5 курсе, которым надо дать диплом бакалавра и отпустить с «Богом», потому что они уже не способны справиться с программой магистра. Таких студентов, конечно, не очень много, но на каждом курсе их не менее 5%.

Вторая возможность - пять лет: три плюс два года. Диплом специалиста, тот, пятилетний, который был в Советском Союзе. Это есть сейчас практически во всех институтах и университетах. Эти специалисты -большинство тех практиков, которые идут на предприятие.

И третья категория «вундеркиндов», как мы говорим, которые есть на каждом курсе. О таком студенте мы знаем, что он сразу должен идти в аспирантуру, в науку, в НИИ и т.д. И для него реализуется возможность в сотнях ВУЗах: три плюс год (бакалавр) плюс два (магистратура), итого 6 лет.

Итак, система четырех лет (бакалавр), три плюс два (пятилетний специалист), три плюс один плюс два (шестилетний специалист). Эта система была создана велением времени, потому что потребности рынка труда и потребности каждой личности растут. И пока в России не прижилась рыночная экономика, эта система не была нормализована. И вот с этих позиций мы подошли сегодня и к вопросу об эффективном вхождении в Болонский процесс. Какими они могут быть?

Для такой, например, схемы: 3-4 года бакалавриата; 1-2 года магистратуры с созданием прозрачной системы расчетных единиц кредитов; прозрачной системой контроля качества от учебного заведения до федеральной власти. Наиболее вероятны следующие критерии:

1. 3-4 года бакалавриата. Эта система практически уже реализуется. Да, у нас 4-летний бакалавриат, думается, что коллеги из Европы поймут это - мы реализовываем 4-летний бакалавриат на базе 11 -летнего школьного образования. Но пока еще 50% школьников заканчивают 10-летку на базе 11-летки, поэтому бакалавриат 4-летний. Надеемся, что эта проблема никому не мешает.

2. 1-2 года магистратуры. Да, у нас, как правило, пока 2-х-летняя магистратура, но очень часто можно слышать, что могли бы реализовывать одногодичные программы по гуманитарным специальностям. И в тоже время мы знаем ВУЗы, выпускающие специалистов высочайшего уровня по 2-х годичной программе - МГУ, СПбГУ. Сейчас в региональных университетах ради эксперимента, мы подчеркиваем, реализовываются годичные программы магистратуры по гуманитарным специальностям. Может быть, и по экономическим специальностям это вполне возможно. Другое дело, что режим работы там достаточно жесткий: работа в библиотеке день и ночь, в два раза меньше аудиторных занятий и в два раза больше занятий самого человека, если это оправдано и дает хороший результат.

3. Кредитная система, система зачетных единиц. Мы думаем, что все равно в России будем заинтересованы в ее введении, тем более что мы фактически уже приступили в определенной степени к разработке технологий введения этой системы в Российской Федерации, подчеркиваем, опять-таки вне зависимости от Болонского процесса. С чем это связано? Сейчас мы студенту в дипломе пишем: название дисциплины, число часов, которое он прослушал, и отметку. И число часов в большинстве вузов по математике или по физике различается. У нас практически нет университетов, в которых было бы выделено равное количество часов, например, на матанализ, потому что стандарт дает нам определенную свободу. Но проблема заключается в другом, в том, что сейчас наступает диктат широкого внедрения дистанционных технологий и признания курсов, прослушиваемых в различных университетах. Ситуация, когда мы действительно придем к очень серьезным изменениям, а вы знаете, что уже принят закон о дистанционном образовании, тогда без всякого Болонского процесса студент из ГОУ ВПО «ЮРГУЭС» сможет прослушать курс по философии в любом вузе, и мы должны будем их ему засчитать. Такая возможность должна быть создана, и желательно не на бесплатной основе. А это, между прочим, вопрос тех конкурентных возможностей, которые мы предлагаем и которые пока не используются в полной мере.

4. Система контроля качества. К ней нужно готовиться, и делать это нужно уже сейчас, сегодня, чтобы не было поздно завтра. Да вызывает озабоченность уровень качества высшего образования в России. Министерство создало Совет при министерстве образования по качеству экономического и юридического образования, но это только первый этап решения проблемы по контролю за уровнем качества высшего образования, потому что после доступности образования, обеспечение качества образования - вторая по значимости задача, поставленная правительством Российской Федерации. Для решения этой задачи у нас создана «Государственная система аккредитации и контроля качества», которая вне зависимости от Болонского процесса создает собственную систему контроля качества. Это необходимое условие и Болонского процесса и нашего, российского. Поэтому внутри Министерства образования появился крупнейший департамент, департамент аккредитации и контроля качества путем реорганизации госинспекций в Министерстве образования. Он объединил работу всех субъектов Федерации.

Теперь необходимым условием обращения любого ВУЗа на очередную аккредитацию является наличие в ВУЗе структуры контроля качества образования, а именно, собственная система контроля качества образования, которая пронизывает все учебное заведение - от первого курса до пятого курса по всем специальностям с привлечением студентов, преподавателей, работодателей.

Следовательно, четыре основные параметра Болонского процесса как бы формируют систему оценки качества образования, поэтому мы с вами внутри страны заинтересованы действовать по всем этим направлениям и тем самым хочется подчеркнуть, что условия Болонского процесса - это естественно рожденные условия, а не придуманные кем-то и они должны быть выгодны в любой другой стране.

Сегодня только двухступенчатое обучение в рамках Болонского процесса наиболее полно реализует возможность непрерывного образования, формируя высокопрофессиональный уровень подготовки специалистов для легкой промышленности, востребованные не только на внутреннем рынке труда, но и на европейском рынке труда.

Государственные образовательные стандарты подготовки бакалавров и магистров по направлению 260600 «Технология и конструирование изделий и материалы легкой промышленности» содержат характеристику видов профессиональной деятельности выпускников, сравнение которых показывает, что бакалавр должен быть подготовлен к производственно-технологической и организационно-управленческой деятельности. Только после окончания второй ступени выпускник может заниматься научно-исследовательской и проектной деятельностью, что в настоящее время выполняет дипломированный специалист. Особенно важно данное обстоятельство при подготовке специалистов конструкторского профиля, смысл профессиональной деятельности которых заключается, в основном, в разработке «дизайн-проектов изделий легкой промышленности». Таким образом, конструктор на предприятии должен иметь степень магистра, то есть пройти как минимум две ступени подготовки. Следовательно, необходимы усилия и понимание того, как стыковать моноуровневые государственные образовательные программы с многоуровневыми. Если удастся найти приемлемые варианты стыковки - успех будет обеспечен и отрасли легкой промышленности будут получать высокопрофессиональных специалистов, способных решать непростые задачи сегодняшнего и завтрашнего дня тоже. Принятый Государственной Думой 11 октября 2007 года, одобренный Советом Федерации 17 октября 2007г. и подписанный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 24 октября 2007г. Закон за № 232-ФЗ «О влиянии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровня высшего профессионального образования)» установил нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр»- четыре года; для получения квалификации (степени) «специалист» - не менее пяти лет; для получения квалификации (степени) «магистр» - два года.