Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

INFLUENCE INTERNAL OF FACTORS OF ENVIRONMENT (WEDNESDAY) ON HEALTH OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE WITH INFRINGEMENT OF SPEECH

Klimova T.V.
In clause(article) problems of influence of a heredity, the general(common), psychological and social - spiritual condition of an organism on health of children of the senior preschool age with infringement of speech are consecrated.
Развитие ребенка с дошкольного возраста зависит от многих факторов, в том числе и внутренних (эндогенных). Таких как: наследственные особенности организма, пол, общее состояние здоровья, последовательности психомоторного развития и этапов созревания мозговых структур. Способы оценки и прогнозирования здоровья на основе эндогенных факторов позволил Р.А. Айзману выделить следующие уровни здоровья [6]:
  • соматический уровень, в том числе генетический, биохимический, метаболический, морфологический и функциональный.

А.И. Каплан (1968) было высказано предположение, что проявления не только патогенных мутаций, но и генетического дисбаланса в связи с хромосомными и геномными мутациями, которые могут иметь место на ранних стадиях онтогенеза. Возникая в критические периоды развития мозга генный дисбаланс, приводит к сочетанию дефектов нервной системы [3]. Это предположение было подтверждено работами современных авторов, в частности исследованиями А.Г. Московкиной (2001) [4].

Этиология дефектов речи так же может быть связана с эндогенными факторами. Ведущую роль, по мнению Е.А. Мастюковой и А.Г. Московкиной (2001) играют генетические факторы. Как отмечают эти авторы, наблюдается значительный полиморфизм различных параметров речевого развития у детей. Нарушения речи могут быть обусловлены соматической патологией или морфо-функциональными особенностями органов дыхания, рече - и голосообразования, а также нервной системы. Развитие этих систем находится под контролем многих генов, которые образуют сложную полигенную систему [4].

  • психический уровень, в том числе эмоциональный, интеллектуальный, личностный.

Е.Ф. Рыбалко (2001) пишет, что дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению с взрослыми и сверстниками, различными формами познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидуальной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные параметры (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты - способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидуальной организации, в наибольшей степени, выраженная на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, которые благодаря усвоению речи становятся характерными новыми свойствами, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни [5].

  • социально-духовный уровень или нравственный.

Развитие речи у детей при социально-духовной депривации вносит своеобразие в способы обобщения, что выражается в недостаточном использовании наглядно-логических приемов умственной деятельности и в употреблении понятий, в общем, их значении без должной опоры на многообразие конкретных признаков предметов и явлений

В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья: - психологическое здоровье - это динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих: а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; б) возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности. Психологическое здоровье основывается на общем душевном комфорте, обеспечивающем адекватную реакцию поведения [7]. Данное состояние зависит от возможности удовлетворения социальных и биологических потребностей. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психологического здоровья человека.

  • соматическое здоровье отражает текущее состояние органов и систем органов. Основу соматического здоровья составляет генетическая программа индивидуального развития организма ребенка. Эта программа опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. К соматическому здоровью относится морфологические и функциональные резервы организма к воздействию различных факторов [2, 6]. Г.Л. Апанасенко (1997) считает, что соматическое здоровье может оцениваться суммой энергопотенциала организма. В качестве важного показателя соматического здоровья предлагается отношение жизненной емкости легких к единице массы тела [1].
  • Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности. Нравственное здоровье человека определяется системой ценностей, установок и мотивов поведения индивида. Реализация ценностей, установок и мотивов очень сложный и противоречивый процесс не всегда приводящий к желаемому результату. Одной из причин такого положения является отсутствие грамотной и целенаправленной работы по формированию прочной мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья у детей старшего дошкольного возраста и, особенно у детей с нарушениями речи.

Таким образом, влияние эндогенных факторов среды на здоровье детей дошкольного возраста можно рассматривать как интегративное направление, как единство структурных компонентов (наследственные особенности организма, общее состояние организма, последовательности психомоторного развития и этапов созревания мозговых структур), отражающих взаимосвязь состояния организма и здоровья ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Апанасенко Г.Л. Индивидуальное здоровье, как предмет исследования //Валеология. - № 4, 1997.
  2. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. - М., 2000.
  3. Каплан А. И. Генетические факторы как причина детской слепоты //Проблема слабовидения / Под ред. К. В. Трутневой. - М.: Московский научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гельмгольца, 1968.
  4. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы Генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. - М., 2001.
  5. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - СПб Питер, 2001.
  6. Физиологические основы здоровья. Под ред. Айзман Р.И., Тернер А.Я. - Новосибирск, 2001.
  7. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М., 2003.