Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Ранняя диагностика в современной медицине весьма важна, так как позволяет поставить диагноз на уровне обратимых функциональных нарушений. Это позволяет не только своевременно приступить к проведению восстановительных реабилитационных мероприятий у сложного контингента детей с нейро-ортопедическими нарушениями, но и предупредить развитие осложнений в форме церебральных параличей. Их своевременная диагностика и ранняя адекватная коррекция имеют решающее значение для предупреждения тяжелых расстройств движений, речи, психики на последующих этапах развития ребенка.

Нами было обследовано 67 детей с перинатальным поражением мозга в возрасте от рождения до 2 лет 3 мес. Целью научно-исследовательской работы было - выявление влияния ранней диагностики нейро-ортопедических нарушений и раннего начала реабилитации, с использованием современных методов кинезитерапии, на последствия перинатального поражения мозга.Группа больных, путем метода неселективного отбора, была разделена на две подгруппы:

  • основная (37 человек). Дети этой подгруппы были обследованы на выявление нейро - ортопедической патологии в раннем возрасте и им была проведена ранняя реабилитация в основе которой лежала кинезитерапия по М. Le Metayer, W.H. Phelps, В.и K.Bobath, G. Tardieu, V.Vojta, С.А. Бортфельд, К.А.Семеновой - воспитание произвольной моторики на основе выполнения активного движения по правильной схеме, доведения выполнения этой локомоции до автоматизма в соответствии с возрастными этапами психомоторного развития ;
  • контрольная (30 человек) - это дети, которым по различным причинам не была проведена ранняя диагностика нейро-ортопедического статуса, а реабилитация проводилась по обычной методике, в основе которой лежала ЛФК и массаж.

При статистической обработке данных видно, что на начало реабилитации дети основной подгруппы имели более низкие показатели средних величин физического развития по сравнению с детьми контрольной подгруппы (основная: рост(см) = 67,2±0,74; вес(кг)= 6,9±0,18; ОГК(см) = 42,2±0,43; контрольная: рост(см) = 73,2±0,18; вес(кг) = 8,51±0,39; ОГК(см) = 44,8±0,65).

Для более детального и тщательного анализа влияния ранней диагностики и раннего начала реабилитации на динамику не только психомоторного развития ребенка, но и на динамику его физического развития нами было предложено определение коэффициента физического развития (КФРэ) - эталона и коэффициента физического развития (КФРф) по фактическим данным, с последующим вычислением коэффициента отставания в физическом развитии (КО) от нижней границы нормы по стандартам. В связи с тяжелым контингентом больных при определении разницы между должными и фактическими показателями роста, веса, окружности грудной клетки (ОГК) мы использовали нижние границы нормы (25 центиль) здоровых детей, характерных для г. Астрахани и Астраханской области в этом возрасте. (Номограммы центильных полей для оценки показателей физического развития детей от 0 до 14 лет, проживающих в Астраханской области и городе. Методические рекомендации кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения АГМИ, утвержденные МЗ РСФСР, - Яковлев Ю.Г., Квасова С.А., Кульков В.Н., и др., 1990). Проследив за показателями, мы сделали вывод, что большинство детей имеют отрицательный показатель разницы по росту, весу и ОГК по сравнению с возрастной нормой. Это говорит об их отставании от возрастной нормы. Статистическая обработка данных показала, что средние величины разниц составили (основная подгруппа: рост = - 4,13±0,66; вес = -1,8±0,23; ОГК = -3,16±0,34; контрольная подгруппа: рост = -4,48 ±1,01; вес = - 1,67±0,25; ОГК = -2,3±0,41).

Мы вывели следующие формулы для определения коэффициентов:

Коэффициент физического развития (КФРэ) - эталон:

КФРэ = ;

где: m - вес тела (25ц) в граммах, ОГК - окружность грудной клетки (25ц) в сантиметрах и Р - рост (25ц) в сантиметрах - нижние границы нормы для данного возраста, определяемые по номограммам центильных полей.

КФРэ показывает, сколько граммов веса в норме должно приходиться на один сантиметр роста, с учетом развития грудной клетки ребенка. Он может определяться при любой патологии детского возраста и указывать на эталон гармоничности физического развития и выраженности функции внешнего дыхания.

Затем вычисляем коэффициент физического развития по фактическим данным (КФРф):

КФР ф = ;

где: mф, ОГКф, Р ф- фактические показатели ребенка на данный возраст.

Далее вычисляем коэффициент отставания в физическом развитии (КО):

КО = КФРф - КФРэ

КО - показывает дисгармонию в физическом развитии, определяет какова разница от нижней границы нормы по стандартам с учетом возраста и региональных особенностей в физическом развитии. В связи с отставанием показателя даже от нижней границы нормы физического развития детей, КО имеет знак «-», который исчезает автоматически при КО =0

(в случае достижения нижней границы нормы в физическом развитии) и становится положительным при увеличении показателей выше нижней границы возрастной нормы.

Результаты. Имея на начало реабилитации более низкие показатели средних величин физического развития по сравнению с детьми контрольной подгруппы с доверительной вероятностью различий по росту, массе тела ОГК и КФРф (Р> 0,01(99%)), дети основной и контрольной подгрупп к концу годичной реабилитации значительно улучшили свои показатели физического развития. (основная: рост(см) = 75,49±0,68; вес(кг)= 9,62±0,25; ОГК(см) = 47,43±0,39; контрольная: рост(см) = 81,2±1,71; вес(кг) = 10,58±0,47; ОГК(см) = 49,5±0,1).

Сравнивая статистические данные видно, что дети обеих подгрупп прибавили в росте, массе тела, ОГК, уменьшилась разница между эталоном (КФРэ) и фактическим (КФРф) физическим развитием, но в основной подгруппе достоверность различий между показателями на начало и конец реабилитации выше (99%), чем в контрольной подгруппе (95%), произошло сближение между эталоном (КФРэ) и фактическим (КФРф) физическим развитием. Однако, несмотря на то, что отставание в физическом развитии от эталона в наблюдаемой нами подгруппе (основной) на начало реабилитации было более выражено (коэффициент отставания КО = - 21,9), чем в контрольной (КО = -15,2), в конце реабилитационного периода дети основной подгруппы более успешно ликвидировали этот разрыв (КО= -5,83), чем в контрольной (КО= -11,75).