Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭКОГАРМОНИЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП

Мальцев В.А.
Экологическая система - это противоречивое, в сильной степени неравновесное, единство естественных биогеоценозов и искусственных индустриально-аграрных ландшафтов. Живые сообщества в экологических условиях из равновесных гомеостатов превратились в сильно неравновесные, метастабильные структуры. Самоорганизация природных процессов стала происходить по законам нелинейной термодинамики (синергетики), по законам фазового перехода диссипативных структур. В нелинейной области, вдали от равновесного состояния, малые флуктуации микроскопических элементов приводят к совокупному кооперативному движению больших групп - синергии макроскопических структур. В результате сложного нелинейного взаимодействия микроскопических элементов возникают финальные упорядоченные паттерны фазового перехода диссипативных структур. Такое упорядоченное течение нелинейных состояний микроструктур переходит в детерминированный хаос фрактального аттрактора макроскопических структур.

Как установлено автором, подобными аттракторами эволюции экосистем служат сукцессии - последовательные циклы биоценозов, преемственно возникающих в пределах одного биотопа, т.е. на одной и той же территории под влиянием природных и антропогенных факторов. Стареющие сообщества растений и животных сменяются другим экологическим сообществом вплоть до образования параклимакса. Параклимаксное состояние экосистемы характеризуется наиболее устойчивым паттерном взаимодействия элементов биотического сообщества, в максимальной мере соответствующим природным условиям данной местности. В условиях сильно неравновесной окружающей среды, т.е. при значительном отклонении условий биотопа от нормы, биоценоз становится специфическим, в котором наблюдается эффект массового размножения особей отдельных составляющих его видов. Агрегация особей в таком биоценозе усиливает конкуренцию между ними за пищевые ресурсы и жизненное пространство, что приводит в целом к повышенной способности популяции к выживанию, расширяет ее поведенческое, генетическое и видовое разнообразие. Диссипативная самоорганизация экологических систем приводит к созданию устойчивых кругооборотов, комплиментарных гиперциклов биосферных и антропогенных процессов. В статических структурах гомеостатического равновесия возмущающая функция распределения внешней среды привела бы к другому равновесному состоянию, но в экологических системах возмущающая функция антропогенного воздействия воспроизводит неравновесную устойчивость синергетического порядка, отвечающую минимуму производства энтропии и, соответственно, обладающую богатыми творческими возможностями. Новые диссипативные структуры характеризуются иным набором термодинамических элементов, чем равновесная структура биоценозов. Макроскопически неравновесный синергетический кругооборот, возникший под влиянием техноантропогенных факторов, сместил прежний замкнутый кругооборот живого вещества путем микроскопических флуктуаций биофильных элементов естественной среды и техноантропогенных актов социальной среды. Подобная модификация живой материи означает не ее распад и деградацию, а переструктуризацию, шаг вперед, окультуривание диких форм жизни. Разумно устроенная дренажная система содержит в себе значительно больше эмерджентных элементов, чем затхлое, гниющее болото. Вторжение человека в природу должно сопровождаться установлением с ней трансперсональных связей, придающих синергетическим природным системам экогармоническую устойчивость. Человек должен чувствовать творческое дыхание диссипативных естественных структур, предвидеть их эмерджентное поведение и вести поиск эффективных средств, способных направлять и удерживать это поведение по экогармоническим правилам.

Природа обладает мощным неиссякаемым творческим потенциалом образования и воспитания. Во все века люди обращались к природе как истинному живительному источнику нравственного очищения и возрождения. Очевидно, зов творческих потенций диссипативных структур живого может быть услышан, если в балансе между естественным и искусственным существенно выделять духовную сторону экологического образования и воспитания. На эмерджентные потребности синергетической самоорганизации живых систем могут резонировать только струны гуманистической ориентации.

Синергетика образовательного пространства гуманной экологии показывает, что необходим радикальный сдвиг в фундаментальных отношениях общества и биосферы, замена рационального вычисления эгоистических потребностей творческим процессом трансперсональной идентификации. Синергетическая экогармония предстает как эмерджентное целое, в котором достигается взаимная координация творческих усилий человека и природы. Чтобы создать это целое, динамическое образовательное пространство, гуманная экология выражает следующие основные принципы социоприродной гармонизации:

  • все жизненные формы на Земле ценны в той мере, в какой способствуют формированию творческой самотрансценденции синергетического порядка;
  • взаимоотношения цивилизации и окружающей среды должны осуществляться по эмерджентным правилам инновационных процессов: любая технология обязана быть не только экологически чистой и безотходной, но и приводить к новому гармоническому синтезу искусственного и естественного. Человечеству надлежит прийти к созданию глобального биотехнологического кругооборота, в котором отходы одного производственного цикла становятся необходимым ресурсом для выполнения следующего цикла;
  • экологическая политика любого государства должна прежде всего исходить из оснований гуманной экологии: бездуховные стандарты массовой культуры следует повсеместно заменять внутренней самоценностью творческого трансперсонального единения с жизнью Природы;
  • каждый человек обязан не просто посадить дерево, а создать в своей душе и по возможности в душах окружающих его людей экогармонию гуманного сознания;
  • образовательная система гуманной экологии должна представлять развитую инфраструктуру учебных центров и практических мероприятий по охране окружающей среды. Главная цель этой системы состоит в воспитании активной позиции, творческого отношения к порученному делу, личной ответственности за возрождение и расцвет всех природных форм;
  • синергетическое управление экологическими системами требует обеспечивать комплексный подход к реализации природоохранных и природовосстановительных программ, создавать слаженную координацию министерств и ведомств в упорядоченном использовании естественных ресурсов.

Библиографическая ссылка

Мальцев В.А. СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭКОГАРМОНИЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 4. – С. 55-56;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10228 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674