Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Левченко Т.А.

В настоящее время во многих вузах страны активно внедряется балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов.

Это во многом связано с тем, что существовавшая ранее система контроля знаний постепенно вступила в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Стало очевидным, что классическая форма экзамена зачастую нерезультативна, т.к. объем информации с каждым годом увеличивается, преподавателям проверить студента на знание всего пройденного курса за один экзаменационный ответ невозможно, происходит усреднение студентов, занимающихся регулярно и тех, кто готовится от случая к случаю, только в период сессии. Кроме того, внедрения балльно-рейтинговой системы требует реализация Болонского соглашения, что делает этот процесс неизбежным.

Основные положения балльно-рейтинговой системы изложены в методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ. Она обеспечивает:

  • упорядочение, прозрачность и расширение возможностей применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля качества процесса и результатов обучения;
  • формализацию процесса оценивания;
  • реализацию индивидуального подхода в образовательном процессе;
  • формирование у студентов мотивации к систематической работе - аудиторной и самостоятельной;
  • стимулирование студентов к освоению образовательных программ на базе объективности и дифференциации оценки результатов их учебной работы;
  • рейтингование студентов по степени формирования компетенций, включающих как учебные результаты, так и личностные качества;
  • объективную базу для отбора студентов для продолжение обучения (магистратура, аспирантура), прохождения семестрового обучения за рубежом и трудоустройства выпускников;
  • корректировку преподавателями учебного процесса и оказания воспитательного воздействия на студента.

С 2007 г. балльно-рейтинговая система стала внедряться и в Дальневосточном государственном техническом университете.

В качестве форм текущего контроля нашими преподавателями используются: тестирование (письменное или компьютерное), контрольные работы, проверка выполнения индивидуальных домашних заданий, рефератов, проверка выполнения разделов курсовых проектов (работ), дискуссии, тренинги, круглые столы, контроль выполнения и проверка отчетности по лабораторным работам, работа с электронными учебно-методическими комплексами дисциплин, разработанными в рамках реализации Инновационной образовательной программы.

Формы аттестации по дисциплинам стандартны: экзамен (в том числе письменный), защита практики, тестирование (в том числе компьютерное), собеседование, прием индивидуальных домашних заданий, рефератов.

По итогам работы в семестре усвоение учебной дисциплины максимально оценивается в 100 рейтинговых баллов, которые распределяются по видам занятий в зависимости от их значимости и трудоемкости. По результатам текущей работы по дисциплине в течение семестра студент может набрать не более 70 баллов. На итоговый контроль отводится 30 баллов. Посещаемость занятий учитывается поправочным коэффициентом, равным отношению количества часов посещенных занятий к плановым.

Распределение баллов по видам учебных работ (теоретический материал, лабораторные работы, практические занятия, курсовое проектирование, индивидуальные домашние задания, контрольные работы и др.) определяется обеспечивающей кафедрой при участии преподавателя, реализующего ту или иную дисциплину.

Перевод баллов в пятибалльную шкалу производится следующим образом: 85-100 баллов - «отлично», 71-84 балла - «хорошо», 60-70 баллов - «удовлетворительно», менее 60 баллов - «неудовлетворительно». При набранной общей сумме баллов менее 40 по результатам третьей аттестации студент не допускается к итоговой аттестации по дисциплине.

Балльно-рейтинговая система пока не применяется на всех специальностях университета. Однако опыт ее использования в последние годы все же позволил выявить ее достоинства и недостатки.

В качестве достоинств данной системы можно указать:

  • обеспечение комплексной оценки учебной работы студентов;
  • повышение уровня дисциплинированности и активности студентов, улучшение посещаемости;
  • упрощение процесса аттестации студентов;
  • повышение объективности оценки работы студентов преподавателями;
  • более эффективный и ранний отбор студентов для последующей научно-исследовательской и преподавательской работы.

Недостатками балльно-рейтинговой системы являются:

  • значительное увеличение объема работы преподавателей по проверке контрольных и самостоятельных работ без дополнительных часов нагрузки;
  • невозможность полностью аттестовать студентов по результатам работы в семестре, что снижает мотивацию студентов;
  • отсутствие механизмов работы со студентами старших курсов, на высоком уровне владеющими предметом, но не набравшими минимальное количество баллов для допуска к экзамену (зачету) в силу большого количества пропусков по причине занятости на работе;
  • неотработанность процедуры работы с неуспевающими студентами.

Очевидно, что для полного внедрения балльно-рейтинговой системы в рамках даже одного университета необходимо:

  • разработать общеуниверситетскую методику применения балльно-рейтинговой системы и электронную систему мониторинга и контроля, позволяющую не только накапливать информацию по каждому студенту, но и делать ее общедоступной для всех заинтересованных лиц;
  • изменить методику расчета учебной нагрузки преподавателей, предусмотрев дополнительные часы на проверку контрольных работ, тестов, индивидуальных заданий, рефератов, проведение консультаций;
  • включить в рабочие учебные программы типовые контрольные задания, темы рефератов, тесты по отдельным блокам дисциплин для проведения тестирования в течение семестра;
  • улучшить информационно-методическое обеспечение современной литературой (в том числе электронной) и периодическими изданиями по дисциплинам рабочего учебного плана;
  • предусмотреть в методическом обеспечении элементы тестирования и вопросы самостоятельной подготовки студентов;
  • создать систему координаторов внедрения балльно-рейтинговой системы из числа представителей кафедр;
  • разработать систему дополнительного поощрения наиболее инициативных студентов.

Все это позволит эффективно использовать балльно-рейтинговую систему и с ее помощью повысить уровень инновационности и эффективности работы как вуза в целом, так и его отдельных структурных подразделений, за счет улучшения качества подготовки студентов и оценки их знаний.


Библиографическая ссылка

Левченко Т.А. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 9. – С. 55-56;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10569 (дата обращения: 18.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252