Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Прохоров В.Т. Данцова Т.Ф.

Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко,

и если мы обменяемся этими яблоками, то и

у вас и у меня останется по одному яблоку.

А если у вас есть идея и у меня есть идея, и

мы обменяемся этими идеями, то у каждого

будет по две идеи.

Б.Шоу

Сегодня уже меньше года остается до того момента, когда перед родителями и их детьми вновь будет проблема с выбором не только вуза, но и нового для них понятия - направления, по которому они хотели бы получить высшее образование, но не высшее профессиональное.

Вроде бы небольшое отличие - высшее образование и высшее профессиональное образование, но оно предусматривает забыть такое привычное для слуха всех понятие - инженер - и заменяется на квалификации «бакалавр» и «магистр». К сожалению, следует констатировать, что на сегодня еще не утвердили макет федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а предложенный учебно-методическим объединением по образованию в области технологии и конструирования легкой промышленности проект ФГОС ВПО по направлению подготовки 260600 «Технология изделий легкой промышленности» даже не принят к рассмотрению и не объявлены конкурсы для их рассмотрения и утверждения. Аналогичная ситуация и с другими ФГОС ВПО. предложенные УМО вузов по другим направлениям.

Кроме того, сами проекты ФГОС ВПО не столько отвечают на все вопросы, связанные с введением в действие двухступенчатой системы образования, а наоборот, провоцируют уйму вопросов, на которые нет ответов, особенно в части формирования перечня вариативных дисциплин, составляющих основную образовательную программу (ООП) бакалавриата, например, в ФГОС ВПО по направлению подготовки 260600 «Технология изделий легкой промышленности».

Новый стандарт третьего поколения приходит на смену двум предшествующим:

  • ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированных специалистов 656100 «Технология и конструирование изделий легкой промышленности»
  • ГОС ВПО по направлению 553900 «Технология, конструирование изделий и материалы легкой промышленности»- квалификация - бакалавр.

В связи с прекращением подготовки специалистов, встает задача максимального удовлетворения потребностей предприятий легкой промышленности при подготовке бакалавров. Нами сделан анализ структуры и наполнения дисциплинами трех указанных ООП с целью оптимизации рабочих учебных планов направления 260600.

Как известно, новый ФГОС ВПО отличается по структуре от двух предыдущих. Он имеет в каждом из блоков дисциплин базовую часть, составляющую примерно 50% объема всего блока и вариативную, которая определяется вузом и зависит от потребностей предприятий и видения вузом целей и задач подготовки. Сравнение по структуре мы осуществляли для ООП подготовки бакалавров 260600 и ООП подготовки инженеров 656100 и 553900, так как задачей сравнения являлось выявление способов приближения уровня подготовки бакалавра к уровню инженера. Структура ГОС ВПО 656100 представлена на
рис. 1.

В новом ФГОС ВПО по направлению 260600, по которому предполагается осуществлять подготовку бакалавров, структура выглядит следующим образом (рис. 2).

Анализ наполнения дисциплинами представлен в таблице 1.

Нами сделана попытка сравнить два предыдущих ГОС ВПО. Следует подчеркнуть, что наполнение вариативной части ООП 260600 выполнено как предварительный вариант, требующий дальнейшей совместной работы кафедр и НМСС.

При наполнении ООП мы исходили из альтернативы, что одинаковые дисциплины могут при первом подходе остаться такими же по объему, как в предыдущих документах, так как их содержание апробировано многолетним опытом многих вузов. Только содержание этих дисциплин непременно должно быть скорректировано исходя из новых задач и сформулированных в ФГОС ВПО компетенций.

По блоку Б.1 наполнение базовой части произошло за счет дисциплин, прописанных в ФГОС ВПО третьего поколения. Хотя в ряде случаев общее количество кредитов на дисциплину было разбито на две части. Например, иностранный язык. Общее количество часов увеличено по сравнению с существующими ООП с учетом возрастающих потребностей знания языка и распределено следующим образом: в базовой части 6 кредитов и в вариативной части с возможностью выбора из нескольких модулей - 5 кредитов - всего 11 кредитов.

Вариативную часть блока Б1 предлагается наполнить оставшимися дисциплинами из предыдущих ООП примерно в тех же объемах. Перечень дисциплин по выбору требует обсуждения НМСС, так же как и первоначальный перечень вариативных дисциплин. При этом только на конкурсной основе должно быть принято решение о том, в какой мере включенные в блок дисциплины обеспечат формирование прописанных в ФГОСе компетенций.

Аналогичный подход мы использовали при рассмотрении дисциплин блока Б.2. Разница состояла лишь в том, что перечень дисциплин базового блока, прописанный в ФГОС ВПО 260600, был достаточно широк и включал практически все дисциплины из аналогичного блока предыдущих ООП. Так как из-за ограничений по объемам кредитов в базовой части блока включить все эти дисциплины не представлялось возможным, их условно разбили на две части: базовую и вариативную. Из вариативной части можно было сформировать модули, составляющие выборные дисциплины, которые студенты могли бы выбирать исходя из своих целей и предпочтений.

Наиболее сложным явилось формирование профессиональных дисциплин блока Б.3, так как именно они в основном обеспечивают необходимые компетенции будущих специалистов. Базовая часть дисциплин этого блока определена перечнем дисциплин в ФГОС ВПО 260600.

Вариативную часть блока наполняют дисциплины, расширяющие знания объекта будущей деятельности и помогающие формировать профессиональные компетенции. Так, например, дополнительно введены дисциплины САПР изделий и САПР технологических процессов, что обеспечит выпускникам возможность осуществлять проектную деятельность.

И, наконец, хотелось бы выразить сомнения по поводу включения в перечень профессиональных компетенций выпускников проектной (дизайнерской) деятельности, которая предполагает выполнение выпускником «расчетов и проектирования изделий и технологических процессов легкой промышленности», а также разработку проектов изделий легкой промышленности и проектно-конструкторской документации и оформление законченных проектно-конструкторских работ. Наши сомнения обоснованы тем, что в рамках ФГОС ВПО 260600 это не возможно, и мы объясняли в своих более ранних публикациях, что для выработки умения осуществлять разработку проектов изделий, необходим значительно больший объем часов (кредитов), чем мы располагаем по ФГОС ВПО, чтобы подготовить студентов к проектно-конструкторской деятельности. Например, только на дополнительные дисциплины, такие как «Композиция костюма», «Основы биомеханики и антропологии», «Конструктивное моделирование одежды» и «Конструкторско-технологическая подготовка производства» требуется не менее 19 кредитов (примерно 500-600 часов).

Большая свобода, декларированная вузам в выборе вариативных дисциплин, с одной стороны позволит использовать ими накопленный опыт в чтении тех дисциплин, которые с их точки зрения являются приоритетными для подготовки бакалавров, с другой стороны - такое право включения их в ФГОС ВПО перечеркнет возможность студенту воспользоваться своим правом перехода из одного вуза в другой не только не родственный, но даже в тот вуз, который входит в одно и тоже УМО. Второй проблемой такой «вольности» является вопрос об ответственности за выполнение требований ФГОС ВПО по компетентности выпускника данного направления, которое формируется ОПП, включая и вариативные дисциплины.

p

Рис. 1. Структура ООП направление 656100 (инженеры)

p

Рис. 2. Структура ООП бакалавров по направлению 260600 - 240 кредитов

Таблица 1. Наполненность дисциплин по ГОС ВПО 656100, ГОС ВПО 553900 и ФГОС ВПО 260600

t

p

t

t

t

Если мы собираемся выживать по «одиночке», то тогда нет никаких проблем - каждый за себя, но это очень тревожный симптом, так как в накопленном опыте сотрудничества вузов в рамках УМО больше положительного, чем негативного, и отказываться от этого было бы большой ошибкой.

Есть и другие проблемы - их надо обсуждать и находить решения - вот только важно не торопиться, мы уже достаточно много наломали «дров», чтобы дважды не наступить на одни и те же грабли.

Работа представлена на научную международную конференцию «Перспективы развития вузовской науки», "Дагомыс" (Сочи), 20-23 сентября 2008 г. Поступила в редакцию 16.10.2008.


Библиографическая ссылка

Прохоров В.Т., Данцова Т.Ф. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 11. – С. 76-84;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10764 (дата обращения: 09.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074