Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕРАБОТКИ МАГНИЙ-СОДЕРЖАЩЕГО МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ

Погудин О.В. Кудрявский Ю.П. Косвинцев О.К. Голев А.В.

До недавних пор Россия (а раньше СССР) занимала одно из ведущих в мире позиций в выпуске металлического магния - одного из основных компонентов авиационных сплавов. Однако в последние годы в связи с пуском в Китае более 40 заводов по производству магния и все возрастающей конкуренцией доля России в мировом выпуске магния снизилась и к 2006 г. не превышает 5%, а общий объем производства магния не превышал 45-50 тыс. тонн/год.

В октябре 2006 г. на одном из калийных предприятий Верхнекамья произошла авария техногенного характера, что привело к затоплению одной из шахт, являющейся единственным поставщиком карналлита для корпорации ВСМПО-АВИСМА (г. Березники, Пермский край) - одного из двух российских производителей магния.

Это в конечном итоге привело к тому, что был поставлен вопрос о существенном сокращении и даже прекращении выпуска на предприятии магния и его закупке (для собственных нужд титанового производства) в Китае.

В данных условиях с особой остротой встает вопрос о сырьевой базе исходного сырья - карналлита - для предотвращения остановки, а в последующем увеличении выпуска отечественного магния для нужд авиационной промышленности.

Традиционная технология получения магния в России основана на электролизе обезвоженного карналлита (MgCl2·KCl), при этом исходный карналлит (MgCl2·KCl·6H2O) добывается шахтным методом на ОАО «Уралкалий» (г. Березники, Пермский край) (до октября 2006 г.) и ОАО «Сильвинит» (г. Соликамск, Пермский край). Данный метод является хорошо освоенным и привычным, но, тем не менее, имеет ряд существенных недостатков, главным из которых в настоящее время является отсутствие у ОАО «Сильвинит» требуемых мощностей по добыче карналлита.

С другой стороны, строительство новой шахты для обеспечения потребностей корпорации ВСМПО-АВИСМА в карналлите требует значительных материальных и капитальных затрат и предполагает весьма длительный срок ее освоения.

Для выхода из этого критического положения ПРЕДЛАГАЕТСЯ перейти от шахтного метода добычи карналлита к его подземному выщелачиванию с последующей очисткой получаемого рассола и распылительной сушкой, далее обезвоживанием и электролизом согласно существующей технологии.

Оценочные расчеты показывают, что при таком методе освоения пластов залегания карналлита (территориально - в непосредственной близости от корпорации ВСМПО-АВИСМА) себестоимость получаемого исходного магниевого сырья будет значительно ниже, чем существующая отпускная цена на карналлит ОАО «Сильвинит».

В конечном итоге это позволит существенно снизить себестоимость производства металлического магния и обеспечит независимость предприятия от поставщиков карналлита.

Все это в совокупности дает возможность предотвратить остановку производства металлического магния, а в дальнейшем создает все необходимые предпосылки для организации стабильного выпуска в России авиационных сплавов - вне зависимости от зарубежных поставщиков магния.


Библиографическая ссылка

Погудин О.В., Кудрявский Ю.П., Косвинцев О.К., Голев А.В. НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕРАБОТКИ МАГНИЙ-СОДЕРЖАЩЕГО МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 7. – С. 95-96;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11339 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674