Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Тулупов В.В.
Журналисты-практики во все времена предъявляли претензии к отделениям и факультетам журналистики: мол, не так и не тех готовите... Тем не менее, если опросить сегодня сотрудников ведущих российских СМИ, подавляющее большинство квалифицированных кадров имеют специальное образование (что не отменяет прихода в редакции «людей со стороны» - журналистика всегда была открытой профессией).

До сих пор существует миф, что лучшие журналисты получаются из филологов. Да, грамотный человек, корреспондент или редактор, любящий и знающий литературу, нужен газетам, журналам, телевизионным и радиоканалам. И неслучайно, наши учебные планы содержат много предметов, связанных с лингвистикой и филологией - это правильно, это верно, поскольку слово остается нашим главным средством, нашим «оружием». Но иногда для человека, изящно излагающего, словотворчество, художественное самовыражение становится самоцелью. А журналиста-профессионала отличает не только языковая подготовка, но и прежде всего владение методикой журналистского творчества, знание правовых и этических норм профессии, социологии, психологии, экономики журналистики и многого другого, чему и обучают (причем постепенно, в рамках продуманного учебного процесса) на журфаках.

Преподаватели журналистики, кажется, уже устали повторять: наши учебные планы сегодня включают массу практических предметов, они сориентированы на подготовку практических работников СМИ, хотя не снимают с себя обязанности и по подготовке медиапрофессионалов, чему способствует разветвленная система кодифицированных специализаций. Студенты проходят круглогодичные практики, выпускают собственные газеты и журналы, телевизионные и радиопрограммы. Более того, многое из того, что они готовят, отличается в лучшую сторону от того, что порой предъявляют аудитории зарегистрированные СМИ. К сожалению, среди их учредителей, владельцев да и редакторов немало тех, кто не просто не понимает природы и назначения журналистики, а даже и не стремятся понять. Потому что у них другие цели: либо агрессивно пропагандистские, либо сугубо коммерческие (получить прибыль, и немедленно!).

Вот и мы становимся свидетелями катастрофического падения рейтингов СМИ. Это связано со многими причинами, перечислю лишь ряд обострившихся за последние годы проблем: мы перестаем быть нацией читателей; в информационной политике продолжаем надеяться на власть (но не всегда наши интересы совпадают с интересами власть предержащих); большинство общественно-политических СМИ излишне политизированы; СМИ охвачены безоглядной коммерциализацией; отсутствует подлинная связь с читателем, редакции не заботятся о действенности, что и приводит к падению доверия к журналистике и журналистам. Кстати, все это хорошо известно журналистам, остающимся верными профессии - только они не знают или не имеют сил, чтобы переломить сложившуюся ситуацию (власть же в СМИ продолжает захватываться, увы, другими...). Может, молодая смена вернет журналистику на позиции середины 80- начала 90-х годов, когда рейтинг СМИ был необыкновенно высок, когда пресса пусть недолгое время, но была свободной? Мы, преподаватели, серьезно озабочены существующим положением дел и с болью наблюдаем, как порой ломают судьбы вчерашних романтически настроенных студентов. К сожалению, и в молодежной среде наступила какая-то апатия: юные уже не митингуют, не дискутируют по поводу судеб страны, предпочитая пресс-клубам клубы ночные; некоторые из них порой большие консерваторы и прагматики, чем преподаватели, сформировавшиеся в далекие шестидесятые и семидесятые...

Ремеслу можно научить за 1-2 года, а вот подготовить культурного, широко образованного человека, способного легко адаптироваться в специализированной среде, - задача много сложнее. Особой заботой высшей школы должна стать воспитательная работа. Мы должны уделять повышенное внимание внеуадиторной работе, создавать такие условия и стимулировать студентов уже в университетских стенах к активной общественно-политической деятельности. Ведь гражданственность, служение высшим ценностям и идеалам, на наш взгляд, такие же важные, если не важнейшие составляющие нашей профессии, как и владение технологией журналистского мастерства. Поэтому-то мы говорим и пишем об усиливающемся конфликте между работодателями (издателями, владельцами СМИ), нацеленными либо на получение прибыли, либо на выполнение политического заказа, и выпускниками, понимающими роль журналистики так, как предписывает наша наука. Напомним: подлинная журналистика - это социальный институт, система средств массовой информации (печать, радиовещание, телевидение, информационные агентства), которая несет рассредоточенной, разнородной, относительно анонимной массовой аудитории актуальную, оперативную, общезначимую, социально-ориентирующую информацию, необходимую для оптимального функционирования и развития общества в соответствии с объективными, глубинными потребностями и интересами аудитории.

Как же готовить квалифицированных коммуникаторов, что положить в основу образовательной концепции, какие методики применять в современных условиях? Что взять от прошлой системы обучения и что принципиально нового предложить, на какую перспективу рассчитывать?

Думается, следует сохранить традиционную для российской высшей школы фундаментальную (в нашем случае гуманитарную) составляющую. И повторяя еще раз, что, журналистика суть не филологическая, а скорее социальная, политическая наука (дисциплина, профессия), мы убеждены в следующем: помимо таких курсов, как «Философия», «Культурология», «Отечественная история», «Правоведение», «Социология», «Политология», «Психология», «Экономика», ГОСы направления и специальности «Журналистика» непременно должны включать - и в большом объеме - предметы филологического цикла: «Основы теории литературы», «История отечественной литературы», «История зарубежной литературы», «Современный русский (и родной) язык». Наше мнение особенно укрепилось в последние годы, когда уровень филологической подготовки абитуриентов заметно снизился. Это - общая тенденция, связанная с тем, что дети стали меньше читать, что количество часов, выделяемых на литературу, уменьшается, что из школ уходят опытные педагоги и т.д. Между тем именно умение грамотно и образно писать, ассоциативно мыслить, оформлять логику рассуждений в письменную или устную речь - одна из базовых составляющих журналистского мастерства. Тем более, в профессиональной среде российских журналистов уже растет понимание: будущее именно за качественными медиа, объективно востребованными гражданским обществом, и, как показывает мировой опыт, не менее экономически выгодными, чем массовая, бульварная пресса.

Чтобы создавать прецеденты экономически успешных качественных СМИ, опирающихся на эффективные правовую и экономическую базы, следует уделять особое внимание таким дисциплинам, как «Правовые основы журналистики», «Профессиональная этика журналиста», «Международное гуманитарное право и СМИ», «Экономика и менеджмент СМИ», «Основы рекламы и паблик рилейшнз».

Понятно, что актуальные проблемы диктуют особые требования к кадровому, учебно - методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса, к организации практик. Возможности классического университета таковы, что цикл общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественнонаучных дисциплин ведут представители экономического, математического, филологического, исторического, философского-психологического и других факультетов университета. Это позволяет выдерживать высокий теоретический уровень образования. Такие же требования предъявляются к преподавателям общепрофессиональных дисциплин. В России создана прекрасная школа журналистики, опирающаяся на разработанную методику. Замечательно и то, что за последние годы вышло много серьезных учебников, написанных авторитетными авторами, поступивших в библиотеки факультетов и отделений журналистики на бесплатной основе по программам «Открытого общества». Развитие компьютерных технологий, оперативной полиграфии дало возможность и провинциальным вузам активно заниматься издательской деятельностью - выпускать учебники, пособия, методические указания, монографии, обеспечивающие современный учебный процесс.

Следует углублять дисциплины специализаций, на которые теперь выделяется немало часов; заявлять более дробные курсы, приглашая для их ведения практиков. Среди профессионалов немало журналистов, которых привлекают сам факт преподавания в вузе, желание обобщить и передать накопленный опыт молодому поколению, наконец, возможность приобщения к совместной деятельности наиболее одаренных студентов. При этом крайне важно найти возможности и финансовой привлекательности вузовского преподавания. На нашем факультете действующие журналисты разрабатывают и читают спецкурсы в рамках спецдисциплин, ведут сугубо практические предметы («Выпуск газеты», «Фотодело» и т.п.), руководят учебно-ознакомительной и производственными практиками.

Что же касается претензий некоторых практиков, считающих, что в вузе журналистике не научишься, то еще раз подчеркнем следующее.

Во-первых, «привязка к местности» специалиста происходит в производственных условиях: сегодня, когда сфера массовой коммуникации бурно развивается, нерентабельно, да и нереально готовить слишком узких специалистов. Фундаментальность знаний в сочетании со специальной подготовкой дает возможность человеку в течение короткого времени адаптироваться к условиям и задачам конкретной редакции. Это и происходит на практике: наши выпускники-журналисты в течение двух-трех лет занимают ведущие позиции не только в местных, но и в некоторых центральных СМИ.

Во-вторых, обучение - процесс обоюдный, здесь важны как личность преподавателя, так и личность ученика. (Надо сказать, что в последние годы заметно повысилась мотивация студентов к получению профессиональных знаний - возможно, сказывается и ранняя профориентация наших абитуриентов).

В-третьих, следует обратить внимание на объективные трудности, связанные с изменением демографической ситуации. Очень скоро количество выпускников превысит количество бюджетных мест в вузах страны (еще неизвестно, решит ли проблему качественного набора единый экзамен). На факультетах и отделениях журналистики 90 % обучающихся - девушки, что связано с их лучшей школьной подготовкой, более ранней социализацией (как известно, раньше на факультеты журналистики принимали людей с двухлетним стажем редакционной работы или отслуживших в армии).

Кстати, мы развиваем профессиональную программу переподготовки «Журналистика» на базе высшего образования: ведь в местной прессе даже на руководящих должностях немало таких, что не имеют специального образования. Думается, профессиональная переподготовка действующих журналистов, периодическое повышение их квалификации будет одним из приоритетных направлений нашей педагогической деятельности (ведь только печатных СМИ в Воронежской области насчитывается около четырехсот). Планируем прием и на аналогичные программы «Реклама» и «Связи с общественностью».

В-четвертых, пока не изменится отношение государства к высшей школе, текучести квалифицированных кадров не избежать. Студенты, аспиранты, преподаватели сегодня вынуждены подрабатывать на стороне (хорошо, если это работа - по профессии). Журналисты - особенно телевизионщики - неохотно идут на преподавательскую работу по причине мизерной оплаты, аспиранты меньше, чем прежде, защищают диссертаций по тем же причинам. Единственное, что помогает удержать кадровую ситуацию, - сохранившийся в обществе престиж вузовского специалиста, энтузиазм одиночек и надежда на светлое будущее.

И в заключение - о проблемах медиаобразования, которые тесно увязаны с проблемами журналистского образования (ведь мы должны «воспроизводить» качественного читателя, зрителя, слушателя). Что касается медиаобразования, то система обучения владению СМИ, осознанному, критическому отношению к прессе, телевизионным и радиоканалам также формируется. Например, на факультете журналистики ВГУ уже много лет действуют специальные классы, в которым старшеклассникам преподаются основы журналистики, где ученики под руководством наших преподавателей готовят журналистские публикации, сами выпускают учебные газеты. Многие годы на факультете работает Воскресная школа журналистов, основной задачей которой является подготовка к профильному экзамену «Творческий конкурс». Хотя и ученикам спецклассов, и слушателям школы предоставляется свобода выбора: некоторые по окончании понимают, что журналистика - это не их будущее, но со спецификой этой деятельности, профессии они уже знакомы...

В последние годы набирает ход медиакритика, и преподаватели журфака активно в нее включены: публикации в местных СМИ по проблемам взаимоотношения власти и прессы, этике профессии, обзоры печати стали уже привычным делом. Монографии, учебники, учебные пособия российских преподавателей и исследователей журналистики продаются в многочисленных книжных магазинах города. В Воронеже стали традиционными Фестивали, Дни прессы, областные и городские конкурсы журналистов (в том числе среди школьников, студентов, представителей спортивной, деловой и др. прессы). У нас защищается немало диссертаций междисциплинарного характера, и есть задумки предложить другим факультетам нашего классического университета различные спецкурсы: «Издание как товар» - экономическому, «Информационное пространство и экология человека» - философско-психологическому, «История журналистики» - историческому, «История публицистики» - филологическому и т.д. Немало места мы уделяем рассмотрению практики конкретных СМИ, типологии СМИ на страницах научного альманаха «Акценты. Новое в массовой коммуникации» и научного журнала «Вестник ВГУ. Филология. Журналистика», на наших ежегодных Всероссийских научно - практических конференциях аспирантов и студентов (ноябрь), преподавателей и исследователей массовой коммуникации (май), для участия в которых приглашаем всех желающих.


Библиографическая ссылка

Тулупов В.В. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЖУРНАЛИСТИКИ // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 10. – С. 37-39;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11602 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674