Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,653

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРИЛЬСКЕ

Поляничкина Г.А.

Решение экологических проблем особенно актуально в нашем регионе.  Неблагоприятная биохимическая ситуация на территории Норильского промышленного района оценивается как чрезвычайная. Это подтверждается материалами ежегодно составляемого «Государственного доклада о состоянии здоровья населения муниципального образования города Норильска», состояние здоровья детского населения составляет 2024,2% заболеваний  на 1000 детского населения[1].

Медиками выявлен рост экологически обусловленных «индикаторных» болезней: увеличивается первичная заболеваемость болезнями системы кровообращения, эндокринной системы, повышается уровень новообразований, врожденных аномалий, пороков развития. На изменение состояния здоровья населения безусловное влияние оказывает неблагоприятная экологическая обстановка.

С принятием Федерального закона «Об охране окружающей среды» экологическое образование населения определено как первостепенная государственная проблема, созданы предпосылки для формирования системы экологического образования населения. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой в сложившейся ситуации могут быть решены при условии активного формирования экологической культуры людей, повышении их экологической грамотности. Осознание серьезных экологических опасностей должно помочь людям верно мыслить и верно действовать. Просвещение в вопросе охраны окружающей среды, экологическое образование подрастающего поколения следует рассматривать как важнейшее условие сохранения природных ресурсов и самого человека. Необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения населения, обеспечение преемственности в образовательных учреждениях очевидна.

Для решения задач экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении интересна воспитательно-образовательная модель экологического воспитания дошкольников, разработанная в ДОУ № 96 в районе Талнах г. Норильска  (опыт работы воспитателя Поляковой О.Ю.).

Реализации модели предполагает следующую систему:

I. Блок - организационный:

  1. создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
  2. создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
  3. систематическое повышение квалификации педагогического коллектива: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей.

II. Блок - организационно-методический:

  1. освоение содержания и методов экологического воспитания детей;
  2. осуществление систематической работы с детьми в рамках технологии, постоянное ее совершенствование.

III. Блок - воспитательно - развивающий:

  1. освоение технологий работы с детьми разного возраста, творческий поиск их адаптации к местным условиям:
  2. определение уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах ребенка.

IV. Блок -  исследовательский:

  1. проведение исследований с целью изучения мнения родителей об уровне экологического воспитания в ДОУ;
  2. проведение исследований с целью психодиагностики эмоциональной сферы детей.

В процессе работы определена необходимость следующей организации построения учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении:

  • общение педагога и ребенка на позиции «личность-личность»;
  • вовлечение ребенка в исследовательскую и практическую деятельность с растениями и животными;
  • организация занятий преимущественно в игровой форме и театрализованной деятельности (инсценирование сказок, игры-путешествия);
  • активная речевая деятельность и широкое использование художественного слова (сообщения, диалоги, обмен информацией);
  • использование музыки (прослушивание музыкальных композиций, театрализованные постановки, психологические тренинги);
  • изобразительная деятельность;
  • просмотр книг, телепередач, способствующих получению новых знаний и уточнению имеющихся представлений о природе;
  • опыты и наблюдения (поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивного характера);
  • практическая деятельность по уходу, созданию и поддержанию условий для животных и растений.

В специфических условиях Севера дети крайне ограничены в общении с живой природой, представления о ее многообразии зачастую чисто теоретические. Наблюдения за аквариумными рыбками, декоративными птицами позволяют детям получить первые конкретные знания о живых существах и растениях, зависимости их жизни от достаточного количества полноценного питания, чистоты обитания,  света и тепла позволяют сформировать навыки общения с ними. Наблюдения, общение с животными, ухаживание за растениями положительно влияют на чувства ребенка (вызывают трогательное сопереживание, любовь, восприимчивость к красоте).

Персонажи первых сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» понятно и увлекательно помогают расширить знания детей о домашних и диких животных. Например, персонажи сказок Дед или Баба рассказывают, о том, что кроме кур в хозяйстве имеются корова с теленком, коза с козлятами, лошадь и другие животные. Дети, играя, на правах помощников, кормят сеном, поят, пасут игрушечных животных, строят для них хозяйственные помещения. Подобное инсценирование расширяет знания маленьких северян о домашних животных, заостряет внимание на необходимости достаточных экологических условий для их жизни, а также влиянии экологических условий на качество продуктов питания, получаемых от этих животных.

Элементарные опыты, например, выращивание лука: 1) в хорошо освещенном теплом месте с достаточным поливом, 2) в темноте; 3) в холоде - убеждают детей в необходимости создания благоприятных условий для растений.

Эстетика живого подается с экологических позиций: красивое растение вырастает благоприятных условиях, имеет сочные листья, разветвленные ветви (не бледные, вытянутые), цветет. Прилежный уход детей за комнатными растениями и аквариумом демонстрирует позитивные результаты и приводит к осознанию значения заботы человека о жизни живых существ и растений.

Расширяются знания об экологии в доме. Дом должен быть чистым, теплым, освещенным и проветренным, в таком доме не болеют. На экскурсиях и походах в тундру приобретаются навыки культурного поведения на природе, здесь проводятся экологические праздники.

Экологически ориентированные виды деятельности, увязанные с важнейшими событиями и явлениями социально-природного характера, обеспечивают успех экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении, повышают уровень экологической воспитанности детей, являются перспективным фактором улучшения здоровья людей в специфических условиях северного города.


[1] Христенко П.П. Государственный доклад о состоянии здоровья населения муниципального образования город Норильск в 2004 году.- Норильск: Управление здравоохранения Администрации города Норильска, 2005. - С. 303.

Библиографическая ссылка

Поляничкина Г.А. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРИЛЬСКЕ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 12-3. – С. 47-49;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11967 (дата обращения: 23.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252