Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,653

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ СПРОСА КАК ФАКТОР РЕШЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Жуйков Е.Н.

Современная экономика Российской Федерации потребляет значительные объемы энергетических ресурсов. Энергоёмкость валового внутреннего продукта превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а по странам Европейского союза - в 3,1 раза. За период с начала 90-х годов прошлого века в развитых странах наблюдался энергоэффективный экономический рост. В результате энергоёмкость валового внутреннего продукта в среднем по миру уменьшилась за этот период на 19%, а в развитых странах - на 21 - 27%. В России в результате кризисных явлений энергоёмкость не снижалась, а увеличилась. Только в последние годы по мере стабилизации экономики она начала снижаться на 2-3% ежегодно. Существующий потенциал энергосбережения составляет 360 - 430 млн. т у.т., или 39 - 47% текущего потребления энергии.

В сложившейся ситуации необходимо перестроить структуру национальной экономики, применяя технологические меры экономии энергетических ресурсов, в целях существенного уменьшения энергоёмкости.

Одним из перспективных направлений является сдерживание развития энергоёмких отраслей и интенсификация технологического энергосбережения. Это позволит при росте национальной экономики за двадцать лет от 2,3 до 3,3 раза ограничиться ростом потребления энергии в 1,25 - 1,4 раза и электроэнергии - в 1,35 - 1,5 раза.

Важнейшим фактором является планирование внутреннего спроса на топливно-энергетические ресурсы. Его основой останется природный газ. При этом доля газа в расходной части баланса первичных энергоресурсов снизится с 50% в настоящее время до 45-46% в 2020 году. На жидкое топливо (нефть и нефтепродукты) будет приходиться в течение рассматриваемой перспективы 20-22%, а на твёрдое топливо - 19-20%. Достаточно стабильным будет внутренний спрос и на нетопливные энергоресурсы (электроэнергию и тепло гидро- и атомных электростанций и возобновляемых источников энергии). Несмотря на высокие темпы роста потребления электроэнергии, электроёмкость валового внутреннего продукта будет систематически снижаться.

В предстоящий период наиболее динамично будет расти потребление моторного топлива - на 15-26% к 2010 году и на 33-55% к 2020 году.

Прогнозируется умеренный рост спроса на централизованное тепло: к 2020 году он превысит уровень 2000 года только на 18-25%. Это связано со структурными сдвигами в национальной экономике, реализацией накопленного потенциала экономии тепла и с преимущественным развитием индивидуальных его источников.

Территориальная структура энергопотребления в рассматриваемом периоде не претерпит существенных изменений. Основными потребителями первичных энергоресурсов останутся Приволжский и Центральный федеральные округа (соответственно 22 и 20%), а также Сибирский и Уральский федеральные округа (18 и 17%). Доля Северо-Западного и Южного федеральных округов в суммарном внутреннем энергопотреблении России составит 9-10% каждого, а Дальневосточного федерального округа - около 5%.

Не следует также исключать из анализа тот факт, что Россия является крупным поставщиком топливно-энергетических ресурсов в зарубежные страны и основным - в страны Содружества Независимых Государств. В течение ближайших лет экспорт энергоресурсов останется ключевым фактором для развития национальной экономики.

Исходя из целей внешней энергетической политики, международная деятельность России в сфере энергетики будет осуществляться по следующим основным направлениям:

  • экспорт топливно-энергетических ресурсов;
  • разработка и освоение энергетических ресурсов на территориях других государств;
  • закрепление присутствия на внутренних энергетических рынках зарубежных государств, совладение сбытовой сетью энергоресурсов и объектами энергетической инфраструктуры в этих странах;
  • привлечение зарубежных инвестиций в сферу энергетики России;
  • организация параллельной работы с сопредельными электроэнергетическими объединениями;
  • транзит энергоресурсов;
  • международное научно-техническое и правовое сотрудничество.

Интеграция Российской Федерации с мировой экономикой, перспективы вступления страны во Всемирную торговую организацию, либерализация рынка газа в Европе и перемены, происходящие на внешнем рынке, требуют пересмотра тактики не только российских энергетических компаний, но и государства в целом.

Ужесточение конкуренции на традиционных рынках сбыта продукции российских энергетических компаний не повлечет за собой потерю рынков только в случае повышения качества продукции, роста эффективности Деятельности этих компаний, оптимизации структуры производства, снижения издержек. Приведение российских стандартов в соответствие с международными стандартами позволит существенно улучшить качество российской энергетической продукции.

Следует отметить, что в целях поддержания энергетической и экономической безопасности необходимо стремиться диверсифицировать направления экспорта энергоресурсов с развитием северного, восточного и южного направлений экспортных потоков российских энергоносителей и последующим увеличением их доли в географической структуре экспорта энергоресурсов.

Получит развитие конструктивный диалог в области энергетики со странами Европы, остающимися на сегодняшний день основными потребителями российских топливно - энергетических ресурсов. Формы сотрудничества с европейскими партнерами будут включать реализацию совместных инвестиционных проектов, в первую очередь энерготранспортных, широкое вовлечение европейских инвесторов в проекты развития нефтегазодобычи на территории России (в том числе реализуемые на условиях соглашений о разделе продукции и концессий), взаимодействие в сфере энергосбережения.

В рассматриваемой перспективе Россия по-прежнему останется крупнейшим поставщиком энергоресурсов на мировой рынок.

В качестве одного из ключевых участников мирового энергетического рынка Россия должна активно влиять на установление обоснованных и прогнозируемых цен на энергоресурсы, справедливых и выгодных как для стран-производителей, так и для потребителей энергоресурсов. В то же время государственная политика должна предусматривать возможные значительные колебания цен на энергоресурсы в связи с изменениями ситуации на мировом рынке.

Государство будет осуществлять поддержку участия российских компаний в экономически эффективных зарубежных инвестиционных проектах. Принципиальным условием реализации государственной энергетической политики в этой сфере станет повышение эффективности и надёжности энергообеспечения отечественных потребителей.

В результате реализации мероприятий, предусмотренных государственной энергетической политикой, будут обеспечены рост эффективности использования потенциала энергетического сектора для социально-экономического развития Российской Федерации, стабильное и эффективное удовлетворение потребностей развивающейся экономики и населения в топливно-энергетических ресурсах и повышение конкурентоспособности продукции топливно - энергетического комплекса и его услуг на мировом рынке.


Библиографическая ссылка

Жуйков Е.Н. ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ СПРОСА КАК ФАКТОР РЕШЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 12-3. – С. 64-65;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11979 (дата обращения: 23.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252