Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Орлова В.В.
На этапе перехода к рыночным отношениям молодежь претерпевает значительные изменения в своей культуре, взглядах, ценностях и т. д. В результате этих обстоятельств возникает аномия и фрустрация социальных взглядов и настроений в молодежной среде, что часто трансформируется в девиантное поведение. Вместе с тем, именно в молодежной среде формируется тот тип личности, который будет доминировать и развиваться в последующем, и в этом смысле структура и содержание ее сегодняшнего социального пространства в существенной мере будет определять жизнеспособность всего общества.

Для прогнозирования настоящих и будущих процессов необходим строго научный подход к молодежным проблемам, знание реальной картины, глубокое изучение интересов и жизненных планов, ценностных ориентаций и реального поведения молодежи с учетом всех конкретных исторических и социальных условий, в которых она воспитывается. Очевидно, что необходимо создание социально-экономических, политико-правовых, духовно-культурных предпосылок, условий и гарантий для становления личности молодого человека, социализации молодого поколения, реализации его творческого потенциала.

Специфика правовой социализации представляет собой сложный процесс включения индивидов и социальных групп в систему правовых отношений общества и освоения ими конкретных юридических и социальных норм, в ходе которого происходит адаптация и интериоризация социального опыта. Иначе говоря, правовая социализация молодежи направлена не только на понимание и освоение правовых норм, но и на формирование способности к осознанной деятельности в общественной жизни на основе усвоенных официальных и неофициальных правовых установлений.

Около одной трети молодых людей в современной России не в состоянии успешно адаптироваться к жесткой экономической ситуации и реализовать свои профессиональные устремления. Эти молодые люди испытывают существенные материальные и психологические затруднения, с трудом интегрируются в «свободную» экономику, скептически и пессимистически настроены к реформам и ориентированы в большей степени на «выживание», а не «достижения». Основная нагрузка в решении профессионального самоопределения лежит на самих молодых людях, на их семьях, ближайшем родственном и дружеском окружении. Стремление большинства молодых людей самостоятельно решать свои вопросы и строить жизненные перспективы отразилось на возросшей тяге к образованию, приобретению престижных профессий. Но в последние годы обозначилась неблагоприятная тенденция к увеличению числа подростков и молодых людей, не продолжающих учебу и покидающих учебные заведения по материальным и другим причинам.

Получение профессии в учебных заведениях не дает гарантии успешной профессиональной деятельности молодежи. Около половины всех типов профессий, по которым ведется подготовка, не требуются на рынке труда. 50% молодых специалистов, а по некоторым оценкам и больше, переквалифицируется, не вступая к работе по освоенной в учебном заведении профессии. С развитием рыночных отношений в России складывается ситуация, аналогичная странам Запада, когда растет численность молодых людей, которые до более старшего возраста остаются в стенах образовательных институтов, все реже случается ситуация, когда молодой человек, окончив учебное заведение, сразу приступает к работе.

При этом создается специфический рынок молодежных мест труда, включающий разные виды временной, краткосрочной, непостоянной работы, т.е. работы, которую можно совмещать с учебой. Все это заполняет время молодости трудом, который нельзя характеризовать как постоянную занятость. Существование такого специфического рынка труда продлевает время молодости - жизни в рамках молодежной субкультуры, но одновременно затягивает выход молодежи на настоящий рынок труда.

Противоречиво протекает процесс интеграции молодежи в негосударственный сектор экономики. Студенты, обучающиеся на рейтинговых специальностях (экономика, юриспруденция), нацелены на получение высоких доходов и организацию собственного бизнеса. С предпринимательской деятельностью, некоторая часть молодежи связывает свои мечты об экономической самостоятельности. Но в последние пять лет все меньше студентов высказывают намерение связать себя с бизнесом. Налицо явное противоречие между стремлением молодежи включиться в рыночные отношения и растущим пониманием невозможности включиться в него в рамках законодательного поля.


Библиографическая ссылка

Орлова В.В. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 9. – С. 77-78;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12819 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674