Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

НЕОБХОДИМЫЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА ОЦЕНОК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ВУЗЕ

Минасян С.М. Варданян С.В. Каракозов Г.С.
Вопросы оценки каческтва образования и подготовки будущих специалистов во многом зависит от качества преподавания и подготовки вузовских преподавателей в конкурентноспособных условиях, которые остаются актуальными и требует поиска эффективных путей преобразований различных сторон жизни общества, его социальных институтов, в том числе и системы высшего образования. Вузовская система образования ориентируясь на развитие качественного преподавания и на качественную подготовку специалистов должна соответствовать изменениям происходящим на рынке труда. Так, например, показателем профессиональной подготовки преподавателя гуманитарного профиля могут служить неплохие знания по экономике, информатике, которые он успешно может применить на занятиях в качестве примеров, а показателями качественной подготовки будущего специалиста могут быть следующие интегральные критерии, такие как количество времени, необходимое выпускнику вуза для адаптации на рабочем месте в соответствии со своей специальностью и количество смежных специальностей, по которым выпускник может работать без значительных затрат времени и сил на их освоение. Однако в образовательном процессе решению этой важной научной и практической задачи препятствуют некоторые факторы. Например, традиционный подход к оценке качества подготовки специалиста и скадывающимся рынком образовательных услуг, другой фактор - традиционные методы работы преподавателей, не удовлетворяющие тем требованиям, который предъявляет к специалисту рынок труда и, естественно, не соответствуют современному стандатру образования. Третьий фактор - отсутствие системы эффективных диагностических методик определения оценки, недостаточное внедрение научно-методического обеспечения текущего и итогового контроля оценки качества подготовки и определения профессиональных качеств, информационно-технологических разработок, что, естественно, затрудняет работу по подготовке востребованных специалистов. На сегодняшний день не все вузы удовлетворяют современным требованиям преподавания и могут определять необходимые критерии, подходы и нормативы к знаниям и умениям.

Протекающие процессы в сфере образования, сопровождаются осознанием необходимости ориентации образования, в первую очередь высшего, на глобализирующийся рынок труда, и требует разработки объективных и обоснованных критериев, подходов и нормативов. Решения проблемы качества образования, поднятия авторитета конкретного ВУЗа и его диплома остро стоят сегодня во всем мире.

В то же время, интеграция армянской системы образования в единое европейское образовательное пространство, вступление Армении в Болонский процесс диктует необходимостью создания национальной системы аттестации и контроля качества образования. Уже сегодня актуальна задача создания в каждом вузе системы аттестации и контроля качества.

Важнейшим фактором, непосредственно влияющим и формирующим качество образования в вузе является уровень профессиональной квалификации преподавателей вуза и обеспеченность учебного процесса специалистами соответствующего профиля, готовых к внедрению новых информационных технологий в учебный процесс.

Совместными усилиями преподавателей ЕФ МЭСИ разработана технология некоторых основных критериев отбора оценки профессиональных качеств для преподавателей неязыкового вуза. Мы хорошо понимаем, что данные разработанные критерии нуждаются в дальнейшей разработке и апробации. Но тем не менее мы представляем их на обсуждение, так как данные критерии выявленные по логической функции, выдержали проверку на практике в вузе.

Профессиональная компетентность преподавателя вуза рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, которые являются одной из важнейших характеристик его деятельности и интегральным качеством личности, которые выступают и как результат, и как важнейшее условие эффективности профессионально-педагогической деятельности. Профессиональную компетентность преподавателя можно рассматривать и оценивать по следующим важным критерием: а) профессиональные знания, которые включают знания предметной области и психолого-педагогические знания; б) уровень коммуникативной культуры; в) стремление к профессиональному росту; г) способность к рефлексии.

Сущность разработки технологии оценки профессионального качества преподавателя должно определяться наличием исходных оснований вузовского требования: затраты времени на подготовку специалиста; кадровое обеспечение; материально-техническое оснащение и методическое сопровождение учебного процесса; образовательные ориентиры и стратегия, цели и содержание профессионального обучения, социальный заказ как на специалиста, так и на профессионального преподавателя; спрос на рынке образовательных услуг; ситуация на рынке труда, от этого зависит уровень подготовленности преподавателя и его требования к студентам; модель преподавателя и специалиста соответствующая мировым стандартам. Учет исходных оснований позволяют разработать систему диагностических методик и спроектировать технологию оценки качества профессиональной подготовки преподавателя. В связи с этим возникает необходимость целенаправленного рассмотрения специфики профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы.

Важной особенностью деятельности преподавателя вуза являются знания, умения и навыки, как уже было отмечено нами, представляющие собой основу для познавательной деятельности по приобретению новых знаний, которые выдвигают его на уровень конкурентоспособного. Высокий уровень развития познавательных способностей преподавателя (в нашем случае, непедагогического вуза) - его умение постоянно учиться, правильно и уместно проводить свободные дебаты, мозговой штурм, презентацию, делать правильный отбор информационного материала - помогают ему в процессе педагогической деятельности частично компенсировать отсутствие педагогического образования.

Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя вуза выражается через систему следующих показательных признаков:

- степень соотвтствия к педагогической деятельности в пределах законодательных трбований и принятых моральных норм;

  • уровень образования (не менее высшего)
  • корректность поведения
  • объективность оценки знаний студентов
  • объективность оценки знаний студентов
  • не имеет проблемы с законодательством
  • физически готов к преподаванию
  • права на работу в данном государстве

- степень технологической готовности (готовность к осуществлению педагогической деятельности наряду с профессиональным владением преподаваемых дисциплин);

  • наличие/отсутствие ученой степени
  • наличие/отсутствие ученого звания
  • длительность трудового научно-педагогического стажа (>5)
  • наличие разработки учебно-методических комплексов, учебно-методических пособий и т. п.
  • логическая последовательность излагаемого материала
  • изложение темы с учетом имеющих новшеств по проблеме
  • умение подбора к лекциям практического материала
  • ясность излагаемого материала

- степень инновационной готовности (теоретическая и методологическая готовности к осуществлению инновационно-педагогического процесса, умение решать педагогические и профессиональные задачи в условиях постоянно развивающихся инновационных методов обучения);

- степень инновационной направленности обучения: умение практического использования в педагогической деятельности авторских и заимствованных из опыта коллег инноваций, методов и форм;

- способность к формированию собственных инновационных элементов педагогического процесса, степень освоения инновационных приемов и методов в практической деятельности;

  • знание возможностей новых информационных технологий и умение использовать их в процессе обучения
  • владение технологиями подготовки и оформления результатов учебно-методической работы
  • владение прикладным программным обеспечением
  • умение адаптировать и применять программные средства
  • способность к освоению и применению новых программных продуктов

- стремление к профессионально-педагогическому самосовершенствованию: степень творческой самореализации в педагогической и профессиональной деятельности.

Реализация системы критериальной оценки, его соответствия к профессионально-педагогическому уровню, удовлетворяющий требованиям современного ВУЗа, продемонстрирована технология определения профессионального качества преподавателя на базе табличного процессора Excel с применением встроенных логических функций (if, and, or).

E1and U1 and U2 and U3

(G1orT1orL1orR1)and

(P1orP2orP3orP4)and

R2and

(D1orD3orD4orD5)and

R3and

(H1orH2orH3orH4orH5)

Соответствие критериальной оценки рассматриваемой кандидатуры к установленным требованиям однозначно определяется формируемым значением логического высказывания (0 - не соответствие, или 1- соответствие).

С целью более точной оценки уровня соответствия, нами введены весовые коэффициенты, значения которых лежат в диапазоне целых чисел от 1 до 5. Сумма произведений логических значений показателей профессионального качества на величину соответствующего весового коэффициента позволяет сопоставить эту величину с максимально возможным значением этой же суммы и определяет уровень соответствия рассматриваемой кандидатуры на преподавание конкретной дисциплины.

Рассмотрим таблицу:

А

E1

 

1

3

3

3

G1

 

1

4

4

4

T1

 

0

4

0

4

L1

 

1

3

3

3

R1

 

0

5

0

5

R2

 

1

3

3

3

R3

 

1

5

5

5

В

P1

 

1

4

4

4

P2

 

1

5

5

5

P4

 

1

5

5

5

P3

 

1

5

5

5

С

D1

 

1

2

2

2

D8

 

1

2

2

2

D9

 

1

2

2

2

D3

 

1

3

3

3

D4

 

0

5

0

5

D5

 

0

5

0

5

D

U1

 

1

1

1

1

U2

 

1

1

1

1

U3

 

1

1

1

1

 

E

H1

 

1

4

4

4

H2

 

1

4

4

4

H3

 

1

4

4

4

H4

 

1

4

4

4

H5

 

1

4

4

4

 

 

78,4

 

69

88

Итого:

 

1

 

 

 

Таким образом, данная технология оценки определения профессионального качества преподавателя вуза является исходной стартовой ступенью, позволяющий задать «тон» последующему ходу профессионального развития; измеряет уровень профессиональной компетенции как основополагающего параметра качественной характеристики конкурентноспособности, определяет необходимые критерии личностно-профессиональных качеств современного преподавателя вуза.


Библиографическая ссылка

Минасян С.М., Варданян С.В., Каракозов Г.С. НЕОБХОДИМЫЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА ОЦЕНОК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ВУЗЕ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 9. – С. 83-85;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12831 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674