Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СИНДРОМА ГИПЕРАКТИВНОСТИ С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ

Семакова Е.В. Макарова И.Ю.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет собой особую форму нервно-психического варианта дизонтогенеза. Развитие СДВГ обусловлено генетическими, перинатальными и социально-психологическими механизмами (57%, 84%, 63%, соответственно). Генетические и перинатальные механизмы вызывают поражение нервных структур и участвуют в образовании трудно корригируемых первичных симптомов заболевания (дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность). Вторичное симптомообразование большей частью обуславливается социально-психологическими факторами, которые могут выступать в роли первичных механизмов, но чаще их воздействие синергично.

Изучение частоты встречаемости социально-психологических влияний при СДВГ проводилось при многоцентровом одномоментном исследовании «Поведенческие особенности ребенка» в 2002-2006 гг. в 9 городах, областных и районных центрах Российской Федерации - Андреаполь (Тверская обл.), Калуга, Кемерово, Сафоново (Смоленская обл.), Сергиев Посад (Московская обл.), Смоленск, Череповец, Якутск, Ярославль. Обследование проводилось методом добровольного сплошного анкетирования с учетом рекомендаций МОПБГ.

Объектом исследования были дети, информация о которых собиралась при опросе членов их семьи (мать, отец, бабушка, дедушка). В каждом областном центре было опрошено не менее двухсот семей, районном - не менее ста. Отбор семей производился случайным образом.

В качестве исследуемых явлений были оценены:

  • наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, о чем судили на основании особенностей поведения детей (наличие дефицита внимания, гиперактивности, импульсивности);
  • ведущие механизмы СДВГ (генетический, морфо-функциональные нарушения, социальные факторы).

Установлено, что социально-психологические факторы принимают участие в формировании СДВГ у 97,1% (67) детей городов. Причем статистически значимой зависимости между численностью населения городов и частотой воздействия данных факторов не выявлено. Наиболее интересные данные, полученные при анкетировании представлены в таблице №1.

Таблица 1. Сравнительные динамические характеристики некоторых социальнопсихологических влияний у детей с СДВГ

Изучаемые параметры

Семьи без детей с СДВГ

Семьи детей с СДВГ

Абс.число

%

Абс.число

%

Вертикальные стрессоры

  • Алкоголизация близких родственников
  • Поведенческие девиации в нескольких поколениях

 

121

 

112

8

 

7

16

 

18

23

 

26

Горизонтальные стрессоры

  • Смерть близких родственников
  • Разводы

 

704

343

 

46

22

 

31

21

 

45

30

Частые семейные конфликты

807

53

153

77

Таким образом, сравнительным исследованием, проводимым на многочисленной выборке, установлена значимость влияния социально-психологической среды на детей, которые особенно чувствительны к таким воздействиям в критические возрастные периоды. В этой связи нам хотелось бы обратить внимание на необходимость создания реальной, эффективной действующей системы помощи детям с СДВГ и из группы риска по его развитию.


Библиографическая ссылка

Семакова Е.В., Макарова И.Ю. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СИНДРОМА ГИПЕРАКТИВНОСТИ С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 12. – С. 76-77;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13074 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674