Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Орехова С.В.

Современные тенденции развития повышают риск и угрозы безопасности человека и расширяют масштабы их возможных последствий. По предположению западных философов и социологов, XXI век будет обществом риска. Соответственно усложняется задача обеспечения безопасности человека, становится актуальной проблема выявления и предупреждения рисков и угроз.

Учеными различных отраслей знаний разрабатываются сценарии выхода из экологического кризиса. Мысль о необходимости первой в истории «человеческой революции» в мировоззрении и образе жизни как условия выживания человечества впервые высказал А. Печчеи. Он писал: «Только качественный скачок во всей эволюции человеческого мышления» способен решить экологическую проблему. Революционный подход характеризуется быстротой и принципиальной сменой представлений в науке и мировоззрении. Революция является итоговым и первоначальным пунктом развития общественной системы. На этом этапе цикла обобщается прожитый период истории и вместе с тем осуществляется выбор нового пути развития.

Сущность экологической революции связана, во-первых, с коренной модификацией исторически сложившейся среды обитания человека; во-вторых, с переориентацией комплекса современного научного знания на экологические исследования и разработки, направленные на поиск рациональных методов природопользования. Экологическая революция отражает специфику современных производственных, естественнонаучных и социальных процессов.

Важным фактором, определяющим место науки в системе современных глобальных трансформаций, является ее экологическая функция. Наука создает теоретические, экспериментальные основы таких технологических процессов, которые решающим образом влияют на условия жизнедеятельности человека. В результате предельно технологизированная социальная среда, среда искусственная, созданная человеком, подавляет природную, радикально трансформирует ее, провоцируя экспоненциально нарастающий экологический кризис. С другой стороны наука приобретает функцию рационального контроля, диагностики и профилактики негативных экологических последствий. А.И. Ракитов отмечает: «Противоядием против негативных последствий реализации результатов науки может быть только сама наука».

К.В. Хвостова, В.К. Финн утверждают, что экология не столько наука, сколько метод мышления.

Основой структуры научного познания, что особенно характерно для наиболее развитых отраслей естествознания, является анализ предмета исследования, выделение элементарных объектов и их последующий синтез в единое целое в форме теоретической системы. В областях, которые наиболее доступны расчленению, наука достигает наилучших результатов, и эти области становятся эталонами знания. Наука рассматривает частные фрагменты реальности, предметы познания, выделяемые путем определенной проекции на область исследования. Аналитизм соответствует стремлению человека практически овладеть предметным миром, поскольку преобразовательная деятельность в сущности также преимущественно аналитична.

Фундаментальной особенностью структуры научной деятельности, вытекающей из ее преимущественно аналитического характера, является дифференциация науки на обособленные друг от друга направления, что дает возможность изучать отдельные фрагменты реальности. Искусственная изоляция какого-либо фрагмента реальности дает возможность его углубленного изучения, однако при этом не учитываются связи данного фрагмента со средой. Дифференциация, по мнению В.А. Лекторского, Т.Н. Ойзермана, К. Поппер, приводит к отрыву фундаментальной науки от глобальных проблем, в том числе изменения окружающей среды.

В настоящее время происходит интеграция знаний. А.Г. Никифоров выделяет следующие основания интеграции знаний: онтологическое (единство мира), гносеологическое (единство человеческого сознания и законов мышления), методологическое (наличие общенаучных методов исследования), социальное (целостность человека). Последнее детерминирует необходимость гносеологического и методологического обеспечения интеграции знаний. Актуальность интеграции знаний вызвана также тем, что интеграция выступает как способ повышения гибкости науки в условиях, когда изменения окружающей среды становятся глобальными и приводят к разнообразным последствиям.

Происходит становление интегральной экологической общенаучной парадигмы знаний, которая возникает как результат широкого синтеза наук о природе, обществе и человеке. Особое значение приобретают комплексные программы исследований, реализация которых порождает особую ситуацию взаимопроникновения в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними. Такие программы рассматриваются как «человеко-размерные» комплексы. Примером таких комплексов служат медико-биологические объекты, объекты биотехнологии, объекты экологии.

Таким образом, наука способствует прогрессу общества вместе с другими отраслями культуры. Развитие науки как целостной интегративно-разнообразной гармоничной системы и ее экологический синтез с другими отраслями культуры обеспечивает целостность познания. Экологический подход является основой культурного синтеза, который выходит за рамки науки и связывает ее с другими отраслями культуры. Рост научного знания создает предпосылки для расширения содержания экологической культуры.


Библиографическая ссылка

Орехова С.В. ЭКОЛОГИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 102-103;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13308 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674