Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

ЗНАЧЕНИЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Герасимова М.А

Содержание образовательных программ профессиональной подготовки в педагогическом колледже включает в себя несколько блоков учебных дисциплин, в том числе дисциплины художественно-эстетического цикла («Мировая художественная культура», «История искусств», «Музыка»).

Их место в профессиональной подготовке будущих педагогов необходимо рассматривать без отрыва от общих задач развития личности студента, развития его познавательной сферы. По мнению В.А. Сластенина, профессиональная готовность к педагогической деятельности включает в себя, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую, физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую подготовку. С этим, безусловно, нельзя не согласиться. Однако, какие бы методы и педагогические технологии ни осваивал и ни применял учитель, его личностное влияние на духовный мир юной личности всегда будет определяющим.

Анализируя востребованные в современном образовании личностные качества учителя: гражданская активность, стремление понять цель и смысл жизни, свое предназначение, духовный мир своих учеников, способность к творчеству, способность к самоопределению в жизни, профессиональной деятельности, мире культуры и другие, не менее значимые качества, нельзя не отметить, что всегда актуальны в профессиональной подготовке установки образовательного процесса на развитие познавательной сферы будущего педагога. Именно познавательная сфера в профессии учителя является профессиональной; а одной из качественных характеристик ее развития выступает познавательный интерес.

Для развития познавательного интереса в системе профессионального педагогического образования созданы многие условия. Представляется, что одним из них является потенциал учебных дисциплин, в содержании которых имеется резерв творческого, объединяющего образовательного начала, - явлений художественной культуры и искусства. Именно в процессе освоения их в качестве дидактических единиц содержания возможен процесс интериоризации ценностей, которые «предъявляются» студентам педагогом в образовательном процессе для восприятия, общения с ними. Освоение эстетических ценностей, заключенных в явлениях художественной культуры, всегда сопровождается эмоциональной активностью сознания личности; в этом заключается сущность воздействия искусства на человека.

Несомненно, эстетические и художественные ценности стимулируют становление целостной личности, развивают не только воображение, эстетический вкус, эмоциональную сферу, но и интеллект, образное мышление, в целом познавательную сферу личности.

Интериоризация художественных ценностей позволяет развивать и актуализировать личностные смыслы, ценностные ориентации личности, напрямую не связанные с эстетическим и художественным смыслом явлений искусства.

В силу полифункциональности художественных образов, они влияют на актуально важные сферы жизнедеятельности человека, на весь процесс познания мира человеком.

Условия профессиональной подготовки предоставляют возможность в полной мере организовать освоение содержания произведений искусства и художественной культуры с использованием форм и способов развития познавательного интереса как ценностной ориентации, качественно отражающей уровень развития познавательной сферы. Для этого, с нашей точки зрения, имеются пока малоисполь-зуемые потенциальные возможности, представляющие собой комплекс условий, связанный с влиянием специфических факторов, влияющих на процесс освоения этих дисциплин.

Один из них - предметное содержание дисциплин -художественная культура и искусство, предполагающее осуществление духовного диалога, инициации обмена ценностями, смыслами, выход на сущностные проблемы, высокий уровень культуры диалогического общения.

Второй фактор - возможность интеграции в едином процессе искусства и образования как феноменов культуры на основе их взаимосвязи, отмеченной И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, М. Хайдеггером, ю.М. Лотманом, В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили и др. По мнению М.К. Мамардашвили образование выступает как способ становления человека, возможность быть, становиться, образовываться-  стремиться к созданию собственного образа мира.

Именно искусство как культурная система является тем полем познания, которое стимулирует процесс познания, так как представляет его предметом самое заинтересованное, эмоционально и этически не нейтральное, - самого человека. Этот предмет познания, являющийся в искусстве в разных ипостасях: в виде художественных образов, в виде субъекта художественной деятельности (автора), представляется познающему его человеку и доступным, узнаваемым, и новым, бесконечно развивающимся. Но, в любом случае, этот предмет вызывает не равнодушное, не нейтральное, а активное отношение к его познанию.

Третий фактор, позволяющий стимулировать развитие познавательной сферы студентов в процессе освоения художественно-эстетических дисциплин, - это специфика организации образовательного процесса. Основными принц ипами педагогического воздействия педагога на студентов при освоении содержания искусства становятся принципы творческого взаимодействия, при реализации которых только и возможны отношения сотворчества, соосмысления, необходимые в общении с искусством. Именно педагог моделирует процесс общения с произведениями искусства, не дистанцируясь в процессе общения. Специфика дисциплин определяет специфическую роль педагога-  роль первооткрывателя, «пророка» или равного партнерапо общению, собеседника.

Личность самого педагога, который в силу специфики дисциплин художественно-эстетического цикла, вынужден позиционировать себя не только в роли педагога, но и в роли активного творца культуры - также важный фактор развития познавательного интереса. Педагог, организующий освоение явлений культуры, становится для студента еще одним культурным текстом, включающимся в процесс их познания. Текстом культуры, нуждающимся в раскрытии, «расшифровке» становится Человек, с которым студента объединяет совместная творческая деятельность, совместное общение с произведением искусства.

Таким образом, мы приходим к выводу о многофакторности развития познавательного интереса студентов - будущих педагогов в процессе изучения ими явлений художественной культуры и искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом колледже.


Работа представлена на научную международную конференцию «Европейская интеграция высшего образования», 12-19 июля 2008, Черногория, Беччичи. Поступила в редакцию 16.05.2008

.


Библиографическая ссылка

Герасимова М.А ЗНАЧЕНИЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 3. – С. 58-59;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13499 (дата обращения: 23.10.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074