Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ГОСУДАРСТВА – УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Преображенский Б.Г.
 «Наш приоритет - это производство (а в перспективе и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит, достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни» Д.А. Медведев. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации (05.11.2008).

В этом контексте сохранение и развитие высокого научного потенциала и научной инфраструктуры приобретают принципиальное значение для обеспечения интеллектуальной безопасности страны, ее научно-технического суверенитета.

В 1999 году, т.е. десять лет назад, из общего объема мирового рынка наукоемкой продукции 39% составляла продукция США, 30% Японии, 16% Германии, 0,3% России. По данным за 2007 год доля России в производстве высокотехнологичной продукции составляет 0,2 - 0,3%, США - 36%, Китай - 17%, Япония - 16%, страны ЕЭС - 18%.

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что развитие наукоемких производств в качестве стратегического ресурса не получало действенной государственной поддержки. Создание эффективного механизма инновационной деятельности не стало основой государственной инновационной политики.

Большая часть (75-80%) прироста валового внутреннего продукта (ВВП) приходится на долю знаний, реализованных в технологиях, оборудовании и организации производства.

Основу данного фактора составляет научный потенциал - главный элемент производительных сил общества.


Активное развитие инновационной деятельности в значительной мере зависит от результатов взаимодействия трех компонентов: науки, производства и государства. Поскольку вузовская наука является основой образования, ее отделение от образования в высших учебных заведениях невозможно и недопустимо. В этом смысле правомерно и закономерно установление и развитие активных (и продуктивных) связей между высшей школой и государством.

В связи с этим, замечу, что, во-первых, феномен современного развития общества состоит в том, что в общей структуре капитала доля «человеческого капитала» возрастает по отношение к экономическому; во-вторых, кадровый потенциал в сфере управления государством на всех уровнях детерминирует условия сохранения целостности, безопасности и конкурентоспособности страны; в-третьих, будущее принадлежит тем странам, которые, как утверждает ЮНЕСКО, смогут приобретать и использовать самое сильное оружие будущего - человеческие знания.

Именно поэтому инновационная политика должна содержать два разнополярных вектора взаимодействия: наука высшей школы - государству и государство - высшей школе. Эффективность их взаимодействия зависит от реализации двух фундаментальных принципов инновационной политики, проводимой государством. Первый принцип предполагает активную государственную поддержку вузовской науки с целью развития перспективных исследований в сфере производства наукоемкой продукции. Второй - оказание государственной поддержки разработанным научным проектам и технологиям с целью их внедрения в практику производства.

Образование устойчивых функциональных и экономических связей, а также управленческих отношений в процессе взаимодействия высшей школы и государства, является и основой, и условием эффективного функционирования инновационного механизма.

Недостаточное функционирование вузовского сектора науки (реальные расходы на финансирование научных исследований с учетом инфляции сократились в 15 раз), неинформированность вузовских ученых о приоритетных задачах и направлениях государственной инновационной политики свидетельствуют о функциональной и управленческой разобщенности вузовского научного сообщества и государства как института власти.

Одной из важнейших задач государственной власти является формирование социальноэкономических предпосылок увеличения спроса на результативность инвестиционной научной деятельности вузов. Для этого необходимо создать гибкую и мобильную структуру государственной, прежде всего финансовой, поддержки инновационной сферы вузовской науки, так как именно здесь формируется потенциал молодых исследователей. Однако по величине затрат в расчете на одного исследователя Россия отстает от США почти в 25 раз. От государства требуется выполнение, по меньшей мере, трех условий в рамках проводимой инновационной политики:

  1. создание и  развитие инновационной инфраструктуры;
  2. предоставление налоговых и других преференций ученым и специалистам, занятым в сфере исследований, разработок и производства наукоемкой продукции;
  3. протекционизм малого бизнеса в инновационной сфере вузовской науки.

Основными компонентами инновационной инфраструктуры являются традиционные, в известном смысле, технопарки и инновационнотехнологические центры, а также службы инжиниринга, стандартизации и сертификации.

Ключевую роль в обеспечении и сопровождении процессов инновационной деятельности играют институты инвестирования, финансирования и страхования. Без участия государства в их создании и развитии, без государственных гарантий не может быть достигнута главная цель взаимодействия высшей школы и государства - эффективное воспроизводство научного потенциала российской высшей школы.

Наиболее перспективной сферой для инвестирования финансового, технологического и интеллектуального капитала, в условиях эффективного взаимодействия высшей школы и государства является, наряду с академическим, вузовское научное сообщество.

Особенно важно сохранять, поддерживать и развивать связи вузовской науки и института государственной власти на предстоящих этапах развития нашей страны:

  • постиндустриальное развитие - 2000-2010 гг;
  • развитие высоких технологий - 2000 - 2025 гг;
  • развитие интеллектуальных технологий - 2000-2050 гг.

На нынешнем (первом) этапе постиндустриального развития бюджетное финансирование научных исследований и экспериментальных разработок будет увеличено к 2010 году до 4% расходной части федерального бюджета, что составит более 170 млрд. рублей.

Высшая школа выступает, с одной стороны, эффективным потребителем инвестиций, с другой - адаптирует тематику научных исследований к целям и задачам государственных инвестиционных проектов и программ, реализуемым в целях создания наукоемкой и конкурентоспособной продукции. Поэтому основой инновационной деятельности, обеспечивающей достаточно высокий уровень фундаментальных и прикладных научных исследований, должна быть высшая школы, обладающая развитой организационной, технологической и информационной базой, а также системой подготовки кадров высшей квалификации. Кроме того, высшее образование как система обладает многими признаками инновационного управления, что создает дополнительные возможности для развития научного потенциала.

Взаимодействие высшей школы и государства должно обеспечить со стороны государственной власти:

  • принятие законодательных актов по сохранению и подготовке высококвалифицированных научных и инженерных кадров в вузовском секторе науки, создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей заинтересованность инвесторов, разработчиков и производителей наукоемкой продукции;
  • участие представителей вузовской науки в экспертной и прогнозно-аналитической оценке решений, принимаемых на федеральном и региональном уровнях управления;
  • со стороны высшей школы: правильный выбор приоритетов и усиление целевой ориентации научных исследований на приоритетных направлениях развития страны;
  • активизацию инновационной деятельности и формирование комплекса реализационных мер на основе развития технопарковой системы, бизнесинкубаторов и малых наукоемких производств на базе научных центров.

Таким образом, результаты взаимодействия высшей школы и государства, в первую очередь, усиление всех форм государственной поддержки научной и образовательной деятельности, совершенствование нормативно-правовой базы научной сферы, создание системы прогнозирования развития приоритетных научных направлений, механизма консолидации государственных ресурсов для реализации целевых инновационных проектов и программ и т.п. обязательные условия воспроизводства научного потенциала.


Библиографическая ссылка

Преображенский Б.Г. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ГОСУДАРСТВА – УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 6. – С. 74-76;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13902 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674