Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Роль различных двигательных режимов в адаптационном процессе и педагогической деятельности студентов

Соловьев В.Н. Кудряшева Е.С
Состояние здоровья определяется уровнем приспособительных возможностей организма, который учитывает и гомеостаз, и функциональные резервы, и степень напряжения регулярных механизмов.

Уровень адаптационных возможностей организма вполне может быть использован в качестве критерия для оценки количества здоровья на данном отрезке времени (мощность здоровья) при первичном скрининге.

Целью наших исследований явилось изучение влияния различных двигательных режимов на степень напряжения адаптивных механизмов и уровень развития их адаптационных возможностей.

Были проведены комплексные исследования по методике С.В.Хрущева (1995) студенток первого курса Удмуртского государственного университета, находящихся на обычном (посещали занятия по физической культуре 2 раза в неделю по 2 часа) и расширенном (занимались в секциях баскетбола, гандбола, легкой атлетике и плавания) двигательном режимах. Результаты исследования оценивались в процентах и баллах.

Нами выявлены следующие проценты и баллы уровня развития у студенток, находящихся на обычном и расширенном двигательном режимах (таблица 1,2).

Из таблицы 1 видно, что высокий процент уровня физического развития студенток отмечается у пловцов и легкоатлетов 6,8%. С уровнем физического развития выше среднего показали наибольший процент гандболистки 66,6 %; легкоатлетки  46,6%; пловцы 33,2%; баскетболистки 20%, а не занимающиеся в секциях 0%.

Со средним уровнем развития наибольший процент был показан баскетболистками 80%; пловцами 60%; легкоатлетками 46,6%; гандболистками 33,4% и не занимающимися в секциях 20%.

Уровень физического развития ниже среднего и низким, был показан студентками, находящихся на обычном двигательном режиме и составил, соответственно: 53,4% и 26,6%, а у студенток, находящихся на расширенном двигательном режиме показатель составил 0%.

Нами были выявлены следующие оценкибаллов у студенток, находящихся на обычном двигательном режиме (таблица 2): индекс Кетле 3,4; Робинсона 1,3; Скибинского 1,06; Шаповаловой 1,2; Руфье 1,3. Сумма баллов составила 8,26 балла и уровень развития: ниже среднего.

Студентки, находящиеся на расширенном двигательном режиме соответственно: баскетболистки: 4,7; 2,0; 3,0; 3,3; 2,8; сумма баллов 15,8 и уровень физического развития выше среднего; гандболистки: 4,6;2,07; 3,07; 4,07; 2,7; сумма баллов 16,52 и уровень физического развития выше среднего; легкоатлетики:4,5; 2,0; 2,9; 3,3; 3,4; сумма баллов 16,1 и уровень физического развития выше среднего; пловцы: 3,5; 2,4; 3,4; 3,6; 3,5; сумма баллов 16,4 и уровень физического развития выше среднего.

Эти индексы являются показателями адаптивных резервов организма.

Критериями процесса адаптации студенток к физической нагрузке являются состояния напряжения физиологических систем, по индексам, указанным выше способствующих повышению интегративных процессов в организме. За счет напряжения идет адаптация дыхательной сердечно-сосудистой системы (индексы Робинсона и Руфье, р < 0,001), повышенная резистентность к гипоксии (индекс Скибинского, р < 0,001), а также высокий уровень адаптации возможностей двигательных качеств и функциональных возможностей кардио-распираторной системы (индекс Шаповаловой р < 0,001).

Нами установлено, что в механизмах адаптации участвуют дыхательная, сердечно-сосудистая системы и повышенная резистентность организма к гипоксии. Степень напряжения адаптивных механизмов у студенток, находящихся на расширенном двигательном режиме ниже, чем на обычном. Это говорит о высоком уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что способствует развитию физических возможностей организма.

Таблица 1. Показатели уровня физического развития студенток, находящихся на различных двигательных режимах (в %)

 

Уровень физического развития

Двигательный режим

 

обычный

расширенный

баскетбол

гандбол

л/атлетика

плавание

высокий

0

0

0

6,8

6,8

выше среднего

0

20

66,6

46,6

33,2

средний

20

80

33,4

46,6

60

ниже среднего

53,4

0

0

0

0

низкий

26,6

0

0

0

0

Таблица 2. Динамика показателей оценок-индексов на различных двигательных режимах (в баллах)

 

Показатели индексов

Двигательный режим

 

Обычный

Расширенный

баскетбол

Гандбол

л/атлетика

плавание

Кетле

3,4

4,7

4,6

4,5

3,5

Робинсона

1,3

2,0

2,07

2,0

2,4

Скибинского

1,06

3,0

3,07

2,9

3,4

Шаповаловой

1,2

3,3

4,07

3,3

3,6

Руфье

1,3

2,8

2,7

3,4

3,5

Сумма баллов

8,26

15,8

16,5

16,1

16,4

Уровень развития

ниже среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего

выше среднего


Библиографическая ссылка

Соловьев В.Н., Кудряшева Е.С Роль различных двигательных режимов в адаптационном процессе и педагогической деятельности студентов // Успехи современного естествознания. – 2003. – № 7. – С. 82-83;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=14652 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674