Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,653

Проблемы стимулирования потребительского спроса в России

Байдашева Е.Н.
В последние годы в России наблюдаются некоторые темпы экономического роста. Но несмотря на это, для России характерным остается низкий уровень жизни населения. В стране наблюдаются излишнее насыщение импортом каналов торговли, растущая диспропорция между ростом цен и денежных доходов основной части населения, неразвитость торговой инфраструктуры и другие негативные явления.

Важной проблемой для страны в современных условиях является обеспечение условий для устойчивого экономического роста. Существуют различные подходы к вопросу об источниках обеспечения экономического роста. Официальной политикой в основном делался упор на привлечение иностранных инвестиций, открытость российских финансовых рынков. Но как показывает практика, полученные внешние кредиты не стимулировали инвестиционный процесс, а бесследно исчезли. Мировой опыт показывает, что в условиях простаивающих производственных мощностей следует стимулировать лишь текущие расходы. В постсоциалистических странах, где имеет место устойчивый экономический рост, он начался раньше роста капитальных вложений.

В России после финансового кризиса августа 1998 г. создались реальные предпосылки увеличения объемов выпуска отечественной продукции, и уже в первый год после кризиса отмечался резкий рост производства, прежде всего, в обрабатывающей промышленности.

Проблема экономического роста должна рассматриваться в непосредственной взаимосвязи с проблемой стимулирования конечного спроса путем увеличения заработной платы и оборотных активов предприятий. В настоящее время в России около 70% населения не могут полноценно удовлетворить даже физиологические нужды в продовольственных товарах. В  этих условиях массовый потребительский спрос ориентируется на дешевую низкокачественную импортную продукцию, благодаря агрессивному маркетингу внешних рынков, недобросовестной конкуренции западного бизнеса, потребительским предпочтениям и мотивам потребительского поведения. Для преобладающей части населения основным потребительским мотивом выступает фактор цен, выигрыш за счет ценовой разницы при различных вариантах покупок отечественных и импортных непродовольственных товаров. Частично сохраняются сложившиеся стереотипы покупательского поведения в отношении импортной продукции. Поэтому среди комплекса мер по обеспечению экономического роста следует особо выделить и рост потребительского спроса на отечественную продукцию. Совершенно бесспорным является факт, что при любой экономической системе в современном мире приобретение любого экономического блага не состоится без достаточной суммы денег, имеющихся в распоряжении потребителя. Исходя из этого, можно говорить, что производители заинтересованы в наличии средств у потенциальных покупателей, ибо производство не имеет смысла без потребления. Первое служит второму. И производство всегда ограничено покупательскими возможностями людей, что, в свою очередь, упирается в ограниченность доходов населения. Для того, чтобы поднять уровень доходов населения следует обеспечить занятость населения, способствовать более производительному труду работников и поднять долю оплаты труда в общей стоимости товаров. Для обеспечения последнего необходима соответствующая государственная политика, направленная на поддержание отечественных производителей. Почти все страны, несмотря на провозглашение политики либерализма, предпринимательству и торговой деятельности устанавливают четко установленные пределы, регламентированные законодательствами.

Исследования показывают, что имеются заметные различия в степени реальной конкуренции на разных товарных рынках страны. Низкий уровень конкуренции и одновременно высокие темпы роста цен на отдельных сегментах потребительского рынка обусловлены не столько монополизацией производства, сколько неразвитостью торговой инфраструктуры. Это подтверждается необоснованным перепрофилированием оптовых и розничных предприятий, принижением роли оптовой торговли, отступлением от классических принципов размещения и типизации торговой сети. В результате этого прогрессирует бессистемность торгово-посреднической деятельности, растут цены и издержки потребления, остается низким уровень сервиса, становятся привычным явлением нарушения элементарных правил торговли и санитарных норм.

Необходимым элементом современной торговой инфраструктуры  становится  собственная  торговая сеть местных производителей, обеспечивающих ряд социальных преимуществ потребителям ее продукции. Актуальны вопросы о возрождении на новой основе потребительской кооперации, создании торгово-промышленных групп, работы постоянно действующих специализированных ярмарок.

В заключение хотелось бы отметить тот факт, что некоторые сдвиги по стимулированию потребительского спроса намечаются. Необходимо, чтобы проведение такой экономической политики государством было не кратковременным и способствовало использованию национальных богатств во благо всего народа.


Библиографическая ссылка

Байдашева Е.Н. Проблемы стимулирования потребительского спроса в России // Успехи современного естествознания. – 2003. – № 12. – С. 114-115;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15608 (дата обращения: 16.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252