Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

ТВОРЧЕСКИЙ ДИАЛОГ КАК ПРИНЦИП КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ФИЛОСОФИИ

Петинова М. А.
Осмысление социокультурных потребностей общества является одной из рефлексивных составляющих философии. Сегодня, когда социальные изменения перестраивают привычную систему ценностных приоритетов в образовании, а возрастание роли информационно-коммуникативных технологий и интернета требуют внедрения новых образовательных принципов организации учебного процесса, философия формирует решения, вводя категории диалога, коммуникации, творчества. Актуализация данных понятий проистекает из понимания того, что жизнь и развитие современной культуры базируются не только на познавательной деятельности, не она сегодня выступает культуроформирующей, а на способности определять границу значимого и незначимого. Её формированием в человеке, по праву, должна заниматься система образования. Человек коммуникативной культуры - это человек, воспринимающий готовые знания не механически, а видящий и понимающий процесс их возникновения, умеющий осмысливать их значение, способный работать с разными типами мышления, менталитетами, с идеальными конструкциями и системами символов различных культур. И в данном случае, философия, в рамках образовательного пространства вуза, играет немаловажную роль в подготовке и обучении не только квалифицированного специалиста, но и формировании «человека культуры» (Библер). Эта способность является основанием самоформирования личности.

Для создания новых ценностей в науке, технике, искусстве и пр., необходима способность к творческо-преобразующей деятельности. Без данной компоненты человеческое развитие невозможно во многих направлениях. Более того, наметившаяся тенденция к разрастанию и тиражированию массовой культуры, создает условия для полного угасания творческого потенциала. Неслучайно так велика сегодня потребность в новых идеях, в людях, оригинально мыслящих. Инновационная политика, основы которой были сформулированы в марте 2000 г. на встрече в Лиссабоне, формулируется четко и внятно: «Для формирования принципов инновационной политики нужен оригинальный подход... Инновационная политика ... включает необходимость разрабатывать оригинальные политические решения и быстро обучаться».[1. С.6-7.] Тем самым, потребность в творческой компоненте, есть не только требование нового века, а также и научно-инновационная политика.

Философия, выросшая из удивления и сомнения, всегда представляла в своем лице возможность для формирования и создания предпосылок творческого осмысления мира. В рефлексивном восприятии, посредством живой и критической мысли, через достижение, создание знаний самим человеком и происходит приращение живого знания.

Образование - это передача приемов, техник, технологий, устоявшихся стандартов действия и поведения. Современное образование в целом настроено на массового потребителя. И только живое общение ученого, мыслителя или художника с группой своих учеников-единомышленников, на наш взгляд, - это та модель, в которой возможно рафинированное, «штучное» образование. Образец подлинных связей между учителем и учеником, в котором происходит не просто передача знаний, а поддерживается живая духовная атмосфера понимания, являет собой традиция античной и средневековой школ.

С другой стороны, намечающееся изменение парадигмы образования «во имя знания» на компетентностное образование (овладевать умениями, добывать необходимые знания), формирует новые образовательные принципы творческого диалога и корреляции знаний с эмпирической реальностью. В этом аспекте парадигма коммуникативной компетенции отражает готовность подрастающего поколения находить взаимосвязи между изучаемым материалом и действительностью, применять получаемые в аудиториях знания и навыки в реальной практической деятельности. Следовательно, важным условием успешного и эффективного образования становятся личностные смыслы обучающихся и их умение применять в комплексе освоенные способы деятельности. Проблема ключевых компетенций разрабатывалась Советом Европы и отразилась в последней Концепции модернизации российского образования. Среди них соблюдение общепризнанных правил коммуникации позволяет партнерам вести диалог, дискуссию, с сохранением уважения друг друга, толерантности, настроя на доброжелательность.

В рамках образовательного пространства вуза, одним из наиболее эффективных путей развития мышления как живой мысли (этого мнения придерживаются многие исследователи) является диалогическое столкновение разных позиций, разных мнений и точек зрения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Мирский Э. М. К обществу, основанному на знаниях./ / Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Аналитический доклад. М.: Логос, 2003.

Библиографическая ссылка

Петинова М. А. ТВОРЧЕСКИЙ ДИАЛОГ КАК ПРИНЦИП КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ФИЛОСОФИИ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 5. – С. 150-151;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15792 (дата обращения: 22.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074