Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

ИРКУТСКАЯ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Шишелов Н.И. Павлюченкова Э.Г.

Рис. 1. ВиднаИркутский Крестовоздвиженский храм
 

В любом старом городе всегда найдутся строения, которые связаны не только с историей города, но и с историческим прошлым страны. В Иркутске таких зданий-памятников несколько и появление их связано с освоением берегов Америки в середине 18-го века.

Казалось бы, Иркутск, затерянный в таежных лесах Восточной Сибири не мог быть причастным к открытиям на Тихом океане, однако, на деле Иркутск не только сыграл важную роль в освоении берегов Америки, но и дал истории несколько  первооткрывателей:  имена  иркутских купцов Трапезникова, Бечевина, Шелихова нанесены на карту важнейших географических открытий.

Географическое положение города оказалось очень удачным, он был построен на пересечении важнейших дорог ведущих на Восток и на Север. В Иркутске заключались крупные торговые сделки, возникали компании, набирались команды промышленников и мореходов для плавания по Тихому океану. Именно в Иркутске была учреждена Российско-Американская компания (РАК), ставшая монопольным хозяином богатейших Тихоокеанских промыслов.

Предприимчивость и отвага иркутских купцов, которые с неимоверными трудностями снаряжали корабли и отправляли их к американским островам, вознаграждалась баснословной прибылью. Обширная меховая торговля с Китаем и европейской частью России сделала Иркутск после Тобольска самым важным и крупным городом Сибири.

Во время «меховой лихорадки» в городе было построено за короткое время (1747 -1795 годы) восемь величественных каменных церквей. Все они отличались тем особенным стилем, который впоследствии был назван «сибирским барокко». До нашего времени дожило пять церквей.

Самая красивая из них и самая характерная для сибирского, (иногда его называют иркутским) барокко  Крестовоздвиженская церковь.

Сейчас она красуется в центре города, а когда-то это место было началом дороги, ведущей на Байкал. Здесь, на склоне горы, был поставлен крест, отмечавший место постройки будущего женского монастыря. Монастырь построили в другом месте, а там где был крест, поставили деревянную церковь в честь Святой Троицы. Народ, однако, называл церковь Крестовоздвиженской или Крестовской.

В середине 18-го века деревянную церковь заменили каменной, ее строили в течение 11-ти лет (1747 -1758 годы). Новую церковь, как и прежнюю, нарекли Троицкой, но в народе упорно держалось название «Крестовская» и, в конце концов, это название решено было узаконить, храм был освящен в честь Воздвижения Креста и официально стал Крестовоздвиженским.

Историки расходятся во мнении, на чьи средства был построен дивно разукрашенный храм:купца-морехода Ф. Щербакова или посадского И. Амосова, ясно только одно: деньги эти были добыты удачными сделками в меховой торговле.

Через несколько лет на средства купцовпромышленников С. Дудоровского и З. Щегорина к церкви был пристроен обширный теплый северный придел и ее облик завершился окончательно.

Несомненно, это самая красивая и самая загадочная церковь в городе.

Объемная композиция храма очень оригинальна, компоновка разновысотных объемов создает живописную группу и при изменении ракурса зритель каждый раз получает совершенно новое впечатление. Традиционная на Руси ярусность здесь особенно изощренна: четверик храма завершается тремя убывающими по высоте восьмериками. Фигурный купол и грушевидные навершия создают своеобразный абрис, в котором, по мнению архитектора И.В. Калининой, усматривается явное сходство с буддийским храмомступой. Но главное в церкви не оригинальная архитектура, а сложный орнамент, покрывающий ее внешние стены сплошным ковром. Характер орнамента имеет сугубо восточный характер. Неизвестный мастер, используя особенности прикладного искусства местных народностей, буддийскую и ламаистскую символику создал не просто сложный и красивый декор, специалисты полагают, что  в орнаменте зашифровано некое семантическое значение, смысл которого еще предстоит разгадать.

В восточной культуре геометрические фигуры символизируют разные вещи, например, волнистая линия олицетворяет натянутый лук, круг - солнце, и поскольку в сложном орнаменте храма участвуют самые разнообразные фигуры, предполагается, что в орнаменте может быть зашифровано некое послание.

В 1933 году церковь закрыли и разместили в ней антирелигиозный музей, поэтому можно сказать, что церкви повезло она сохранила не только свой первоначальный облик, но и свои иконостасы, выполненные в стиле сибирского барокко.

А дальше хроника такая:  в 1943 году храм вернули верующим, в 1948 году его взяли под охрану как памятник архитектуры и, наконец, в 1960 году, после того как храм обследовал академик Грабарь, он был объявлен памятником федерального значения.

Долгое время церковь была абсолютно белой и орнамент на ее стенах выглядел, как изысканное кружево, Недавно церкви вернули ее первоначальную окраску, часть орнамента покрасили в кирпично-красный цвет и иркутянам приходится привыкать к новому (или наоборот - старому) облику церкви, которая не просто украшает город, но является одним из градообразующих зданий.


Библиографическая ссылка

Шишелов Н.И., Павлюченкова Э.Г. ИРКУТСКАЯ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 5. – С. 159-160;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15795 (дата обращения: 18.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252