Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ

Кустов Л.М.

Известно, что на определенных этапах развития промышленности от специалиста требовалось в первую очередь мастерство, а лишь затем понимание. Ныне мастерство, рассматриваемое как алгоритмические операционные умения, все в большей степени замещается возможностями технических (информационно-технических) устройств. В результате развития техники ведущую роль в деятельности специалиста начинает играть именно понимание как способ опережающей организации знаний, основанный на предметности, осмысленности и целостности всей профессиональной деятельности.

Определение понятия концепции (в переводе с латинского) «как понимания» не является новым. Другой вопрос: о каком понимании может идти речь, когда ставится вопрос о концептуализации содержания профессионального образования? С точки зрения Г.П. Щедровицкого (1971 г.), «понимание - предполагает определение или воссоздание смысла. Смысл есть система отношений, связывающих текст с ситуацией деятельности...».

Вне связи текста (знания) с ситуацией деятельности смысл «обессмысливается», распадается главное - система отношений, представленная в рамках ситуации деятельности. Компонентами ситуации деятельности при этом (по Г.П. Щедровицкому) являются:

  • цель как образ результата и или образ процесса;
  • задача (как действия по реализации цели), представленная в структуре трех компонентов: 1) предмета (то, что подлежит преобразованию); 2) процесса (преобразование предмета в продукт); 3) продукт (результат);
  • исходные знания (опыт);
  • субъект деятельности и его «экран»;
  • действия субъекта деятельности.

Концептуализация содержания профессионального образования в общем виде позволяет сделать и следующий принципиальный шаг - рассмотреть (исходя из «понимания») и нормативные аспекты образования. Иными словами, попытаться ответить на вопрос о том, что понимается под «образованием» всеми участниками (действующими лицами) образования.

Здесь мы вынуждены вступить в пространство, которое может быть обозначено отношением «субъект (человек)» - «объект (мир)». В этом пространстве континуум онтологических значений человеческой экзистенции неоднороден. Структура (Федоров Ю.М. Сумма антропологии. В 2 кн. Новосибирск. 1995.) определяет семантическое пространство человеческой экзистенции (самораскрытия человека, ориентации субъекта на автономный выбор жизненных проекций, жизненных программ); символы, ценности, нормы, знания.

Если «знания» принято определять как природный универсум, то «нормы» - это социальный универсум, а «ценности» - человеческий универсум. При определении понятия «образование» это различение, как правило, не берется в расчет, то есть не ставится вопрос о том - «образование чего-кого?».

Остановимся на «нормах». Классическое советское нормативное определение образования, как оно представлено в Педагогической энциклопедии (1965 г. Т. 3. Гл. ред. И.А. Каиров), состоит в следующем: «Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний умений и навыков».

Семантическая формула такого образования представляется весьма простой:

О* = О,

где О* - образование; О - обучение (обучен = образован).

Это означает, что общая ориентация концепции состояла в ориентации на изучение «основ наук» и академическую успеваемость. Следовательно, оценка качества образования могла быть определена только по проценту успевающих на «четыре и пять», а заявленная цель образова-
ния - это реализация интересов государства в государственной системе подготовки специалистов (рабочей силы).

При этом под «основами наук» понимались только предметы естественно-научного цикла - так называемое фундаментальное «объективное знание». Что же касается предметов гуманитарного цикла («субъективное знание»), то они были в значительной мере идеологизированы - обоснованы революционной теорией марксизма-ленинизма, законами и положениями исторического материализма и общественно-исторического познания. Как самостоятельная цель - интересы человека (обучающегося) в этой концепции не были представлены. Вследствие этого процесс воспитания (а без него «нельзя»!!!) был всецело отдан «педагогике мероприятий».

В Москве, в декабре 1988 г. состоялся Всесоюзный съезд работников образования - «Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования», ключевые положения которого были отражены в «Концепции непрерывного образования» (1989 г.) Центральная идея непрерывного образования - развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей жизни; обозначена необходимость перехода (в широком смысле) - от «школы памяти» к школе мысли, чувства и активного социального действия.

Прогрессивные педагоги и руководители понимали, что это не просто рубеж, это прорыв. Но концепция непрерывного образования - это не «норма», это не более, чем только «понимание».

Настоящий «прорыв» состоялся, когда был введен в действие Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г. - с последующими поправками в 1996-2009 гг.) и, соответственно, Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» (Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2001 г.).

Определение:«Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином, (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

Семантическая формула такого образования в данном Законе другая:

О* = О + В + (Ч, О, Г),

где О* - образование; О - обучение, В - воспитание, (Ч, О, Г) - интересы человека, общества, государства в образовании.

Определяется как концепция, ориентированная на гуманистический характер образования, на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, на свободное развития личности; на воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

В соответствии с Комментарием к Закону Российской Федерации «Об образовании» (Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2001 г.), определение образования построено как предпосылка для реализации в конструкции Закона его стержневой идеи: «Система образования в государстве ориентирована на максимальное удовлетворение интересов прежде всего обучающегося (личности), общества и только затем - государства; внутренние интересы собственно системы образования вторичны и должны быть подчинены интересам развития личности».

Единство интересов основных участников образовательного процесса и сторон образовательных правоотношений (человек, общество, государство, образовательное учреждение) предопределяет фиксацию в Законе приоритета обучающегося (личности) и механизмов защиты этих интересов от возможных посягательств как со стороны государства, так и со стороны собственно системы образования.

В законе РФ «Об образовании» воспитание предполагается рассматривать как специально организованный процесс формирования, становления и принятия гуманных, социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения, то есть как «социальное воспитание». Поэтому важнейшей задачей воспитания является развитие у обучающихся представлений об основных ценностях демократического общества: добре, зле социальной ответственности, свободе, равенстве, справедливости, сотрудничестве, конкуренции, честности, милосердии, правде.

Предложено рассматривать восемь подходов к воспитанию (Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика 2007. № 10): (1) формирующий, (2) культурологический, (3) синергетический, (4) социализирующий, (5) герменевтический, (6) аксиологический, (7) антропологический, (8) психотерапевтический.

В конструкции Закон РФ «Об образовании» обучение рассматривается в системе целей образования (обучение, воспитание, удовлетворение интересов обучающегося), а именно: (1) в доступности, (2) в качестве образования, (3) в эффективности вложенных в образование затрат.

При этом качество образования определяется как не тождественное качеству обучения (как это было в концепции О* = О). Установлено, что оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и оценку качества образовательного процесса. Имеется в виду не только оценка качества образовательных достижений обучающихся, но и оценка качества образовательных программ, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения (педагогических кадров) в конкретном образовательном учреждении, подразумевается также и оценка жизнедеятельности всей образовательной системы региональных и территориальных образовательных систем (фактически - всей образовательной системы страны).

Закон РФ «Об образовании» нормативен, однако в этой «нормативности» есть и признаки корреляции с другими концепциями, которые в Закон непосредственно не включены. Имеются в виду социологические концепции образования. Источники: Словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина 1988 г.;

В социологических концепциях образования образование определяется не как «процесс», а как социальный институт, выполняющий в обществе экономическую, социальную и культурную функции. Семантическая формула этой концепции вполне конкретна и не противоречит семантической формуле Закона РФ «Об образовании»:

О* = ЭФ + СФ + КФ.

Экономическая функция образования состоит в формировании социально-профессиональной структуры и работника, владеющего необходимыми знаниями и умениями. Социальная функция образования заключается в участии в процессах социализации личности, воспроизводстве социально-статусной структуры общества (социальные роли). Образование - важный институт социальных перемещений (социальные роли), а в классово-антогонистическом общест-
ве - стабилизатор позиции высших классов. Культурная функция образования заключается в том, чтобы использовать ранее накопленную культуру в целях социализации и развития творческих способностей индивида (уровень экзистенции).

На наш взгляд, работа Зеера Э.Ф . «Модернизация профессионального образования в ФРГ //
Педагогика. 1993. № 4». оказалась вполне согласованной с концепцией Закона РФ «Об образовании» (1992 г.). В соответствии с данной концепцией, в ФРГ было принято 1987 г. новое положение о профессиональном образовании, Наиболее существенными нововведениями стали: (1) пересмотр целей профессиональной подготовки, уточнение понятия «квалификация»; (2) новая классификация профессий; (3) изменение дидактико-методических концепций (социологическая концепция профессионального образования квалифицированных рабочих).

ПК = Спец. К + Соц. К + Инд. К

В данной концепции «профессиональную компетентность» (ПК) следует рассматривать как совокупность компетенций специалиста, которая означает интегральное качество, объединяющее: (1) специальные профессиональные знания и умения (спец. К - «работник»); (2) отношение к труду и социальному окружению (соц. К - «личность»); (3) индивидуальные способности (инд. К - «тв. индивидуальность»). По Э.Ф. Зееру квалификацию следует рассматривать как часть компетентного специалиста, которая означает интегральное качество личности, объединяющее специальные знания и умения, отношение к труду и социальные отношения, индивидуальные способности.

Основными компонентами профессиональной компетентности квалифицированного рабочего являются:

  • специальная компетенция - подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных производственных задании, умение оценивать результаты труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;
  • социальная компетенция - способность к групповой деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию на себя ответственности за результаты своего труда, окружающую среду и другие истинные ценности;
  • индивидуальная компетенция - готовность к постоянному повышению квалификации, способность к самомотивированию, рефлексии, саморазвитию личности в профессиональном труде.

Концепция национальной доктрины образования (2000 г.) согласуется с разработками Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО для XXI века. В докладе Международной комиссии по образованию рассмотрены четыре основополагающие цели образования: (1) научить жить вместе (воспитание); (2) научить приобретать знания (развитие способностей);
(3) научить работать (профессиональное обучение); (4) научить жить (здоровый образ жизни)

В заключение хотелось бы обратить внимание, что экономическая концепция образования в настоящее время приобретает характер нормативной концепции: семантическая формула - О* = ЭБ(ОУ).

Образование здесь понимается как экономическое благо; образовательная услуга как товар, который изготовляется, продается; преподаватель понимается как наемный работник, который реализует образовательные услуги.

Утверждение позиции платных образовательных услуг в образовании, связанное с непоследовательным осуществлением реформ в образовании, в сочетании с сокращением объемов финансирования привели к следующим последствиям; (1) к формализации государственных гарантий общедоступности и бесплатности доступа к профессиональному образованию, ведущей к росту социального и территориального неравенства в этой сфере; (2) структурной деформации образования: структура подготовки не совпадает с потребностями рынка труда, растет нехватка специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих кадров; (3) усилению разрыва между традиционно высоким уровнем профессионального образования в области точных и естественных наук (см. послания Федеральному собранию Президента Д.А. Медведева 2008-2009 гг.), и смыкающимися с ними разделами инженерного образования, с одной стороны, и качеством начального и среднего профессионального образования, оторванных как от общего и высшего профессионального образования, так и от потребностей рынка труда - с другой (низкая технологическая культура массового производства).


Библиографическая ссылка

Кустов Л.М. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 2. – С. 68-71;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15929 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674