Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,653

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Ларичева В.В.

Введение нового ГОС ВПО третьего поколения обусловило необходимость разработки новых концепций, моделей профессионального образования в вузе с учётом современных условий и требований. Необходима диагностика качественного и количественного анализа компетенций, которые приобретаются студентами вузов. Только на основе такой диагностики возможна разработка методов моделирования профессиональной деятельности, с помощью которых выявляются предметная и функциональная стороны умственного труда, а на их основе разрабатывается система требований к профессиональному облику специалиста.

Компетенция - характеристика работника, представленная комплексом знаний, опыта, навыков, мотивации, демонстрируемая в поведении и позволяющая успешно решать профессиональные задачи. Компетентный (от лат. competens - соответствовать) это значит способный к применению полученных знаний на практике, соответствующий чему-либо. Таким образом, цель компетентностного подхода - подготовка конкурентоспособного специалиста профессионала. Компетентностный подход -
это совокупность общих принципов, определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса, оценки образовательных результатов.

Концепции компетентностного подхода мы встречаем в работах В.В. Серикова, И.А. Зимней, В.В. Краевского и др. [2, 95].

В научной литературе существует много определений этих понятий. Мы согласны со Скворцовым Л.И. и «компетентность» понимаем как «основательные знания, осведомлённость в какой-либо области», «компетенцию» - как «круг вопросов, подлежащих чьёму-либо ведению» [5, 1136].

В современных разработках компетентностный подход противопоставлен содержанию образования в виде триады «знания - умения - навыки».

Обучаясь в вузе, многие студенты заинтересованы не только в получении документа об образовании, но и в новых знаниях, в развитии творческих способностей, критического мышления и т.д. В связи с этим, проблема внедрения медиаобразования в традиционный учебно-воспитательный процесс вуза, равно как и развитие медиакомпетентности студентов, представляется чрезвычайно важной и значимой для российского образования.

Подготовка медиакомпетентных студентов, стремящихся к профессиональному саморазвитию личности - важная задача сегодняшнего дня, и ее решение возможно при условии соответствующей подготовки специалистов в вузе. Рост интереса к проблемам медиаобразования и профессионального саморазвития обусловлен одним из направлений реализации компетентностного подхода в педагогике, а именно к которым относятся педагогические техники и технологии формирования умений работы с информацией: ориентация в медийном потоке, поиск необходимой информации, осознание функционирования медиа в современном мире. Всё это применяется автором на занятиях по медиаобразованию в Сахалинском государственном университете.

Успешное освоение программы спецкурса предполагает наличие у студентов личностного и профессионального саморазвития по осуществлению медиаобразования, а также позитивный настрой на участие в творческих формах работы. Освоение данной программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, основанных на лекционных и практических формах учебного материала; использование опыта и самостоятельной работы, ориентированной на включение полученных теоретических знаний и освоенного методического инструментария в реальную практику для решения конкретных медиаобразовательных проблем студентов в вузе. Аудиторные формы организации занятий:

- интерактивный семинар - форма закрепления и углубления знаний, когда слушатели заранее готовят информацию по определенным темам и презентуют ее с использованием приемов и техник интерактивного обучения;

- творческая мастерская - форма занятия, имеющего прикладной характер, которая предусматривает освоение разнообразного методического инструментария для реализации индивидуальных и групповых медиаобразовательных проектов;

- тренинговые задания - форма работы, моделирующая определенную образовательную ситуацию, позволяющую слушателям на практике апробировать основные приемы и методы работы с медиаматериалом;

Так же мы используем и другие формы работы - групповую, индивидуальную и коллективную работу над проектами; практику деловых, ролевых игр на медийном материале; анализ и обсуждение медиатекстов различных видов и жанров; презентации медиаобразовательных проектов.

Рассматриваемые теоретические вопросы на спецкурсе дают представление о тех компетенциях, которые предстоит усвоить студентам; определяют содержание профессиональной компетенции будущих педагогов и психологов; помогают им ознакомиться со специфичной культурой.

Развитие электроники во второй половине ХХ века породило своеобразную культуру, построенную на электронных технологиях и обладающую специфичным содержанием, дизайном и социальными функциями. Это, прежде всего, касается информатики, массмедиа и некоторых иных областей культуры, где электронное обеспечение производства, техническое тиражирование и общепланетарное распространение продукции стали играть решающую роль.

В условиях культурного обмена и взаимодействия стираются пространственные, временные, социальные и иные барьеры, формируется единое информационное пространство. Появляется новая область деятельности в сфере электронной культуры, связанная с созданием электронных версий банков памяти, а также с рождением новых форм художественного творчества. Рождение нового типа коммуника-
ций - электронного - выдвигает на повестку дня вопросы регулирования культурных процессов в Интернет пространстве (в том числе организационного, правового, нравственно-этического, социокультурного), взаимодействия культурных процессов, информационно-коммуникационных и технических инноваций; сохранения и передачи культурного наследия в электронном виде, что обусловило осмысление электронно-коммуникационных технологий с позиции культуры [5, 39].

Отличительной чертой современных информационных, прежде всего мультимедийных, технологий является их способность не только производить некий предназначенный для употребления продукт, но и, что гораздо важнее, оказывать косвенное влияние на пользующегося ими человека, меняя его представления о самом себе. Эту антропологическую функцию информационные технологии способны выполнять потому, что в производимом ими цифровом продукте человек, как в зеркале, распознаёт элементы своей собственной интеллектуальной деятельности

Рассмотренная ситуация - результат таких достижений технологий информационного общества, как изобретение аппаратуры» виртуальной реальности» и превращение Интернета в глобальную компьютерную сеть. И в том и в другом случае речь идёт не столько об особенностях той аудиовизуально-тактильной среды, в которую погружает пользователя аппаратура виртуальной реальности, или о конкретных возможностях общения, получения информации, которую предоставляет Интернет потребителю, сколько о том необычном ракурсе рассмотрения, казалось бы, достаточно удалённых от сферы информационных технологий проблем, само возникновение, которого было спровоцировано именно этими технологическими новшествами.

Как отмечает М. Кузнецов, оба эти явления - и технологически продуцируемая «виртуальная реальность и глобальная Сеть - утрачивают статус техногенных явлений, принадлежащих исключительно к сфере техники, и становятся в известном смысле метафорами, позволяющими хотя бы в общих чертах определить контуры тех реалий культурологического, антропологического и философского порядка, с которыми мы сталкиваемся в новом тысячелетии [3, 84]

Ещё М. Маклюэн - первый теоретик и «дилер» массмедиа, во многом опередивший своё время и по сути дела предсказавший ещё в 1970-х годах наступление эпохи информационных технологий, - предложил культурологическую концепцию, в которой описывалась последовательная эволюция технических средств в разные периоды истории, революционно преобразовывавших всю практику (и сопутствующую ей теорию) межчеловеческой коммуникации - от колеса и печатного пресса Гутенберга до сверхзвуковой авиации и цветного телевидения. Отсутствие в этой цепи компьютера и глобальной сети Интернет обусловлено лишь тем обстоятельством, что Маклюэн скончался в 1980 году, за год до изобретения персонального компьютера, сумев, однако, с удивительной прозорливостью предсказать чуть ли не все те изменения, которые привнесло в нашу жизнь это очередное ключевое новшество в сфере технологий коммуникации.

Кастельс М., развивая учение Маклюэна М., говорит об «информациональном обществе»(informational society), проводя аналогию с понятием «индустриальное общество», в названии которого подчёркивается мысль о его индустриальной основе. Элементы индустрии могут быть в обществах разного типа, но только, то общество следует считать индустриальным, фундаментом которого является всестороннее развитие индустрии, влияющее на все сферы общественной жизни, на характер общественного бытия и сознания в целом. По Кастельсу, ядром такой новой формы коммуникационной организации общества является не информация как таковая, а « сетевая логика его базисной структуры», придающая распространяемой информации особые качества и функции, системно преобразующие все основные сферы жизнедеятельности людей - от экономики и политики до образования и культуры. Электронная культура характеризуется глобальными масштабами своего распространения и воздействия на все сферы общественной жизни [1, 63]

Таким образом, компетентностный подход в новом образовательном стандарте будет проявляться в компетентностной модели выпускника, определяемой содержанием компетенций; предметной поддержке формирования и развития компетенций; модульности содержания дисциплин.

Список литературы

  1. Землянова Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура. [Текст]: / Л.М. Землянова // Вестник Московского университета - Сер. 10 «Журналистика» - 1999. - №2. - С. 58-69.
  2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст]: / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова - М.: АПК и ППРО, 2005. - 101 с.
  3. Кузнецов М.М. Виртуальная реальность техногенный артефакт или сетевой феномен [Текст] / М.М. Кузнецов // Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира. - Вып. 3. Электронная культура и новые гуманитарные технологии XXI века. - М., 2004. - 94 с.
  4. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи / Л.И. Скворцов. - СПб., 2006. - 2316 с.
  5. Шлыкова О.В. Феномен мультимедиа: технологии эпохи электронной культуры. [Текст] / О.В. Шлыкова. - М.: Изд. Центр «Академия». 2003. - 198 с.

Работа представлена на VI Общероссийскую научную конференцию «Перспективы развития вузовской науки», (г. Сочи), 22-25 сентября 2010 г. Поступила в редакцию 01.08.2010.


Библиографическая ссылка

Ларичева В.В. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 3. – С. 85-87;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15980 (дата обращения: 17.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252