Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,653

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ДОШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Медина Бракамонте Н.А.

Принципы реформирования образования, определенные законом «Об Образовании» задают направление развития системы. Принципы гуманизации и гуманитаризации бесспорно принимаются обществом. В них закладываются вектора нравственного, интеллектуального, патриотического, физического и др. направлений воспитания и развития детей, реализуемого в системе образования непрерывно. В совокупности их можно реализовывать по средствам комплексного подхода в образовании.

Задачи системы дошкольного образования приведены в законе «Об образовании РФ» ст. 18 п. 1: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».

Мы исследовали семьи, имеющие дошкольников разного возраста, посещающие детский сад. Цель заключалась в индивидуальном наблюдении детей и работе по коррекции, возникающих затруднений в обучении и воспитании со стороны родителей и педагогов. Задачи исследования состояли в том, чтобы разрешить вопросы родителей, связанные с образованием детей; помочь детям развиваться в индивидуальном направлении; наладить контакт в парах: родитель - ребенок, ребенок- ребенок (в коллективе), ребенок-ребенок (в семье), педагог - ребенок; оптимизировать временные затраты на обучение; создать благоприятную атмосферу в педагогическом, детском и детско-родительском коллективе.

В исследовании проводилась диагностика, консультирование и коррекция с учетом психологической, педагогической составляющих, а также большое внимание уделялось здоровью детей. С учетом всех данных формировалась карта индивидуального развития ребенка. Экспериментальной базой было негосударственное детское учреждение, которое посещают дети с 2-х до 7 лет, специализирующееся на обучении английскому языку. Это одна из первых попыток подвергнуть комплексному анализу детское учреждение подобного типа, которых в последние 5-6 лет появилось большое количество на всей территории РФ, как альтернатива государственных дошкольных учреждений в системе образования, в том числе и с финансовой поддержкой государства для преодоления очередей. Вместе с тем, нет достаточных данных о том как функционируют эти учреждения.

Комплекс экспериментальных мероприятий проводился в течении полутора лет (2010-2011 гг.). Семьи, с которыми проводилась работа, были разные, но выборку объединяло то, что один или два ребенка из семьи посещали детский сад, в котором проводилось исследование (всего 20 семей).

Методы и методики исследования: беседа, наблюдение детско-родительских отношений, индивидуальное наблюдение детей и в группе, опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), тест «стратегия семейного воспитания», рисуночные тесты, тест тревожности (Р.  Тэммл, М. Дорки, В. Амен), методика определения готовности ребенка к школе, тренинг для улучшения детско-родительских отношений, создания благоприятной атмосферы в группе (11 занятий), сказкотерапия, различные развивающие индивидуальные занятия для детей.

Основные эмпирические данные: в 30 % обследованных семей имеет место моральное и физическое насилие над ребенком, в том числе со стороны одного родителя или со стороны старших детей; в 40 % случаев родители разведены или не состояли в браке, но тем не менее в воспитании детей принимают участие оба; родители общаются с ребенком не более 1,5-2 часов в день и в среднем по 6 часов в выходные дни; 30 % детей отстают по своему развитию в разных направлениях: речь, двигательные навыки, умения и навыки самостоятельной деятельности в быту (одеваться, раздеваться, гигиена, уборка рабочего и игрового места), умения распознавать буквы и цифры, (последнее относится к детям старшего дошкольного возраста) и др.; у 80 % детей выявлена тревожность; детей с отклоняющимся от нормы поведением не выявлено, но есть дети, имеющие физиологическую основу, выявленную врачами-специалистами, для неблагоприятного развития; в целом как коллектив детская группа на начальном этапе была разрозненной.

В течении года был осуществлен ряд психолого-педагогических мероприятий, позволивших решить основные проблемы. В тех семьях, где родители согласились сотрудничать с психологом и педагогами, были отмечены успехи. Дети избавились от страхов, стали более коммуникабельными, сократилось количество драк и неурядиц в отношениях, как в садике, так и дома. Наладились отношения между детьми в семьях, в том числе приятие новорожденных братьев и сестер. В целом дети стали спокойнее и жизнерадостнее. Старшие дошкольники поступили на учебу в начальную школу полностью подготовленные к образовательному процессу. У них было сформировано представление о школе, определенные умения и навыки, необходимые для жизни и учебной деятельности в образовательном учреждении. В течении первого адаптационного месяца (сентябрь 2011) в школе, было замечено, что они не испытываю затруднений в образовательном процессе и семья обучена в любой момент поддержать ребенка. В 20 % семей, обследованных нами в ходе эксперимента, родители отказались предпринимать какие-либо меры по коррекции поведения или состояния ребенка по рекомендациям психолога (к другим психологам они не обращались), не обнаружено никаких изменений. К сожалению, в данных семьях дети нуждались в участии родителей. В том числе семьи, где время от времени применяются меры физического насилия над ребенком. Все выявленные семьи, несмотря на отказ родителей сотрудничать, были взяты под контроль.

В результате можно заключить:

  •  Модель комплексного подхода может быть реализована в детских учреждениях, где психологическая служба несет функцию сопровождения развития детей. Форма организации и управления не имеет значения. Нормы регламентируются Законом «Об образовании РФ» и уставом конкретного детского дошкольного учреждения/организации.
  •  В детских дошкольных учреждениях недостаточно отдельной работы психолога. Необходима совместная работа всего педагогического коллектива и семьи.
  •  Психолог может направлять педагогическую деятельность в отношении конкретного ребенка. Расписание, включая продолжительность занятий, занятия по дням недели и времени в течение дня. Следить за состоянием здоровья ребенка по поведению. Консультировать семью по всем вопросам, связанным с собственно ее функционированием как социального института.
  •  Психолого-педагогическая работа должна осуществляться при условии адекватного выбора методов, форм и средств воспитания и обучения.
  •  Коррекция развития и поведения детей может производиться за счет отбора дидактического материала, выбора формы изложения нового материала и методики преподавания, как в группе, так и индивидуально.
  •  Выявленные проблемы отображают картину воспитания современных дошкольников, в том числе представляемую СМИ.

Библиографическая ссылка

Медина Бракамонте Н.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ДОШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 12. – С. 72-73;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29019 (дата обращения: 19.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252