Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,560

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО NOKIA И MICROSOFT КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

Якушкин А.В.

Компании Nokia и Microsoft договорились о долговременном стратегическом партнёрстве. Все выпускаемые смартфоны Nokia будут работать на основе Windows Phone 7, а Symbian и всё ещё недоделанная MeeGo будут отодвинуты на вторые роли. Подобное развитие событий предполагалось многими специалистами, и обсуждались лишь всевозможные детали сделки.

На взгляд простого обывателя компания Nokia - одна из самых успешных на рынке мобильных производителей. В IY квартале 2010 г. Nokia объем производства смартфонов на базе Symbian составил 31 млн. шт.
Для сравнения: все производители смартфонов на платформе Android выпустили 33 млн. шт. Кроме этого компания выпускает и обычные телефоны. В данном сегменте комания безусловный лидер. Если сравнивать компании по продажам телефонов в натуральном выражении, то Nokia сильно опережает ближайшего конкурента Sumsung, однако наблюдается тенденция к сокращению отставания.

Если сравнивать денежные поступления от продаж, то ситуация для многолетнего лидера рынка уже не столь радужная Большинство продаваемых телефонов являются продуктами с низкой долей добавленной стоимости; популярность в основном сосредоточена в небогатых странах Африки и Азии. То есть объем продукции, продаваемый Nokia, не может обеспечить приемлемый уровень прибыли. Лидером рынка по денежным поступлениям с 2011 г. является Apple: при продажах 14 млн. шт. денежные поступления составили $8,8 млрд.

Главная проблема состоит в том, что потенциальные потребители и сторонние разработчики начали забывать о Nokia. На фоне постоянных разговоров вокруг iPhone и Android финская корпорация совсем затерялась. Тут свою роль сыграло месторасположение компании. Традиционно компания слабо представлена на американском рынке, однако в свете последних изменений основные тенденции развития определяются именно там.

На протяжении длительного времени это не являлось тормозом развития. Раньше потребители не смотрели на операционную систему, большинство интересовалось техническими характеристиками и внешним видом. По этим параметрам Nokia всегда была лидером. Уровень развития технологий в этой отрасли достиг такого уровня, что конкуренция перешла в новое измерение, где главной характеристикой является удобство предлагаемого софта. Для потребителя важно количество предлагаемых приложений и адаптируемость к Интернет-сайтам.

С другой стороны развитие производственных технологий производства ведет к тому, что разница в стоимости между обычным телефоном и смартфоном будет минимальной. И возможно, что все будут покупать смартфоны, но тогда компания Nokia потеряет значительную часть своих покупателей. По замыслу компании дешевые смартфоны должны быть на основе Symbian. Но Symbian уже на данный момент не конкурентоспособна.

Дело в том, что Symbian устаревает на глазах; это признают даже немногочисленные любители этой платформы. Она оптимизирована для работы на маломощных устройствах, и в этом одновременно и её сила, и её слабость. Системные требования Symbian куда скромнее, чем у iOS или Android, но за это приходится расплачиваться трудоёмкостью программирования. Нелепые технические ограничения вроде отсутствия поддержки дисплеев с разрешением выше 640×360 тоже не идут системе на пользу. На фоне соперников она смотрится всё бледнееи бледнее.

Альтернативой Symbian должна была стать открытая платформа MeeGo, которую Nokia разрабатывает вместе с Intel. По сути дела, MeeGo представляет собой дистрибутив Linux с оболочкой, приспособленной для мобильных устройств. Это отличает её от Android, который в теории тоже основан на Linux, но c точки зрения разработчика приложений или пользователя не имеет с ним совершенно ничего общего. Тогда самым простым вариантом была операционная система Android. Но в ситуации, при которой Nokia выбирает Android, она неизбежно смешивается с множеством взаимозаменяемых производителей, едва отличающихся друг от друга. Корпорации придётся напрямую соперничать с китайскими производителями, которые «пекут» безымянные смартфоны, стóящие дешевле Nokia. В итоге: новый виток ценовой гонки, но в Nokia уже убедились - это ведёт на дно.

Windows Phone не принадлежит Nokia целиком, но это, в отличие от Android, пока не очень популярная система. Да и сам Microsoft тут не лидер, а хронический неудачник и аутсайдер. Как и в Nokia, в Microsoft пропустили появление iPhone, слишком долго переписывали Windows Mobile, потерпели неудачу, попутно лишившись с трудом добытого рынка. Nokia получила готовую современную операционную систему, которая обеспечит присутствие на американском рынке, сохраняя при этом достаточный уровень контроля над платформой.

Ключевым изменением в отрасли стало появление в ней корпорации Apple. Стив Джобс 9 января 2007 г. представил миру iPhone. В те времена компания Nokia была крупнейшим производителем мобильных телефонов в мире. Этот статус она сохранила и по сегодняшний день, но множество других факторов изменились. Наглядно это демонстрирует изменение стоимости акций компаний Nokia и Apple после презентации Iphone. С того момента компания Apple подорожала с $92 за акцию до $403, а компания Nokia наоборот подешевела с $20 до $5. Характерно что, капитализация Nokia после появления Iphone еще на протяжении года росла и достигала $40. Тем самым проявлялось инертное развитие, и компания не смогла распознать описанный Э. Гроувом переломный момент десятикратного изменения внешних сил.

Изменения, предпринятые Nokia за последний год, видятся логичными и обоснованными. Партнерство с Microsoft является возможным выходом из сложившейся ситуации. Оценить результаты партнерства на данный момент не предоставляется возможным, т.к. смартфоны Nokia на платформе Windows Mobile только вышли на рынок. Эксперты считают данные телефоны конкурентоспособными. Кроме того, компания Nokia имеет давнюю историю, в которой уже были ситуации, когда она быстро адаптировалась к изменившейся ситуации. Все это должно помочь выйти компании из затяжного кризиса, в котором она сейчас находится.


Библиографическая ссылка

Якушкин А.В. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО NOKIA И MICROSOFT КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 4. – С. 132-133;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29926 (дата обращения: 17.12.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252