Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

Романов И.А. 1
1 ГОУ «Московский государственный университет геодезии и картографии»
1. The measurement of scientific and technological activities. Proposed guidelines for collecting and interpreting technological innovation data / OSLO MANUAL – European Commission Eurostat. Organisation for Economic Co-operation and Development. – 2004. – 93 р.
2. Tsvetkov V.Y. Conceptual Model of the Innovative Projects Efficiency Estimation // European Journal of Economic Studies. – 2012. – Vol. (1) . – № 1. – P. 45–50.
3. Иванников А.Д., Кулагин В.П., Миронов А.А., и др. Синергетическая теория информационных процессов и систем // МГДД(Ю)Т, МИРЭА, ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» – М., 2010. – 455 с., электронное издание рег. свид. № 19247 от 02.06.2010. гриф УМО номер гос регистрации 0321000884
4. Методические рекомендации по оценке эффективности инновационных проектов (вторая редакция), утвержденные Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике № ВК 477 от 21.06.1999 г.
5. Цветков В.Я., Омельченко А.С. Инновация и инновационный процесс как сложная система // Качество, инновации, образование. – 2006. – № 2. – С. 11–14.
6. Tsvetkov V.Ya. Information objects and information Units // Eurupean Journal of Natural History. − 2009. − № 2. – Р. 99.
7. Романов И.А. Проекты, связанные с инновациями // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 7. – С. 122–124.
8. Цветков В.Я., Кужелев П.Д. Железная дорога как геотехническая система //Успехи современного естествознания. –2009. – № 4. – С. 52.
9. Цветков В.Я. О пространственных и экономических отношениях // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 3. – С. 115–117
10. Chesbrough, H.W. Open Innovation: The new imperative for creating and profiting from technology. – Boston: Harvard Business School Press, 2003.
11. Tsvetkov V.Ya. Multipurpose Management // European Journal of Economic Studies. – 2012. – Vol. (2). – № 2. – Р. 140–143.

Проведен анализ принципов оценки эффективности инновационных проектов в сфере транспорта. Выделены три аспекта оценки инновационных проектов: экономический, системный, информационный. Показано, что экономический аспект включает коммерческую оценку проекта и оценку социальной эффективности. Показано значение системного подхода при анализе инновационных проектов. Раскрывается информационный аспект оценки эффективности. Показана необходимость открытых инноваций в сфере транспорта. Показано, что управление транспортом связано с реальным пространством, геодезическими данными и временными данными, поэтому при оценке инновационных проектов в сфере транспорта необходимо учитывать пространственные отношения.

Прежде чем определять эффективность, необходимо выбрать критерий классификации инноваций. За рубежом в качестве основополагающего документа применяют руководство [1], которое сокращенно называют «Руководство Осло», принятое Международной организацией сотрудничества и развития (OECD). Этот документ [1] обращает внимание на следующие аспекты предшествующие оценке эффективности: различие между понятиями новация и инновация; типизацию инноваций; существенные признаки инноваций.

Следует отметить, что в России, особенно в не экономических сферах и отраслях, инновацией часто называют любое нововведение, без какого либо анализа и обоснования. Тем более не используют документ [1]. Еще одна особенность состоит в том, что Западная инновационная модель ориентирована на конечного потребителя, что подчеркивает рыночный характер инноваций. Основным заказчиком и потребителем в России является государство, поэтому оно определяет цель инноваций и инновационного развития. Основу инноваций составляют продуктовые и процессные инновации.

Для анализа инновационного проекта необходимо классифицировать его с определенным типом инновации [2]. Если инновация не соотнесена с известными типами, авторы инновации сами не понимают, что они создали. В соответствии с руководством OECD инновации по аспекту результата подразделяют на четыре типа: продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные [1].

Эффективность инновационного проекта – категория, отражающая соответствие инновационного проекта целям и интересам его участников [2]. В информационном поле это означает наличие информационного соответствия между целями и функциональными возможностями проекта [3].

Концептуальная модель [2] оценки эффективности инновационных проектов включает три аспекта: экономический, системный, информационный. Главным является экономический аспект. Системный и информационный позволяют расширять анализ, и, если необходимо, проводить моделирование для оценки эффективности.

Экономическая эффективность инновационного проекта включает в себя: общественную (социально-экономическую) эффективность проекта и коммерческую эффективность проекта. Коммерческая эффективность определяется на основе расчетов [4], общественная чаще всего на основе экспертных оценок. В социальной сфере большинство инновационных проектов имеют общественную эффективность, которая оценивается экспертными методами и часто самими разработчиками. Если отрасль выполняет социальные функции, то необходимо принимать во внимание социально-экономическую эффективность проектов. Железная дорога решает много социальных задач, поэтому использовать только коммерческую составляющую при эффективности инновационного проекта – некорректно.

Системный подход в своей основе рассматривает инновацию как сложную систему [5]. Это дает основание переносить опыт применения и продвижения одних инноваций при создании и реализации других.

Информационный подход основан на построении информационных единиц [6] и информационных моделей ситуации, связанной с проектами и средой в которой эти проекты внедряются. Анализ моделей инновационных проектов показал, что каждый проект имеет свою микросреду. В этой микросреде существуют проекты, связанные с инновациями [7]. Они не являются инновационными, но на эффективность инновации влияют.

Анализ внешней среды показывает, что железная дорога представляет собой геотехническую систему [8], имеющую внутреннюю структуру и инфраструктуру, активно взаимодействующую с внешней средой и решающую важные экономические и социальные задачи страны. Управление транспортом связано с реальным пространством, геодезическими данными и временными данными, поэтому при оценке инновационных проектов в сфере транспорта необходимо учитывать пространственные отношения [9]

В последние годы транспортными компаниями при обновлении производственного потенциала па основе продуктовых и процессных инноваций все чаще используется подход, базирующийся на теории жизненного цикла. Сущность его заключается в рассмотрении инновационного процесса как динамически синхронизированного во времени и в пространстве по ресурсному обеспечению и экономической ответственности каждого его участника. Однако при внедрении инновационных проектов вследствие ограниченности собственных интеллектуальных и технологических ресурсов, многие подразделения ОАО РЖД не могут полагаться исключительно на свои собственные ресурсы. Это приводит к необходимости применения открытых инноваций [10]. В сфере железнодорожного транспорта открытые инновации особенно эффективны из-за сложной транспортной инфраструктуры и большого числа факторов, влияющих на работу железнодорожного транспорта и определяющих его эффективность. Это приводит к необходимости новой форы управления инновационным процессом многоцелевым управлением [11].

Использование электронных или цифровых информационных ресурсов делает возможным построение циклической информационной модели оценки эффективности проектов на ЖД транспорте.

В целом оценка эффективности инновационных проектов на железнодорожном транспорте имеет свою специфику и не может быть адекватной без учета особенностей транспортной сферы отмеченных выше.


Библиографическая ссылка

Романов И.А. ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 5. – С. 135-136;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31716 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674