Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫЙ СТАТУС ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА КАК ИНДИКАТОР ВЛИЯНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ

Киек О.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России
У 20 девушек 16–17 лет, учащихся училища по специальности секретарь-референт, в начале и в конце учебного года определяли регуляторно-адаптивный статус по параметрам пробы сердечно-дыхательного синхронизма. Оказалось, что в конце учебного года, по сравнению с его началом, регуляторно-адаптивный статус снижался. Диапазон синхронизации уменьшался на 13,8 %. Длительность развития синхронизации увеличивалась на 24,1 %. Индекс регуляторно-адаптивного статуса уменьшался на 14,7 %. Это происходило вследствие действия на организм девушек ряда гигиенических факторов, связанных с обучением в училище. Наибольшие изменения регуляторно-адаптивного статуса под действием гигиенических факторов происходили в лютеиновую фазу менструального цикла.
регуляторно-адаптивный статус
гигиенические факторы
учащиеся лицея
1. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 592 с.
2. Кирющин В.А., Большаков А.М., Моталова Т.В. Гигиена труда: учебное пособие. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 400 с.
3. Покровский В.М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке регуляторно-адаптивного статуса организма. – Краснодар, 2010. – 243 с.
4. Покровский В.М. Сердечно-дыхательный синхронизм: выявление у человека, зависимость от свойств нервной системы и функциональных состояний организма / В.М. Покровский, В.Г. Абушкевич, Е.Г. Потягайло, А.Г. Похотько // Успехи физиологич. наук. – 2003. – Т.34, № 3. – С. 68–77.
5. Покровский В.М., Пономарев В.В., Артюшков В.В., Фомина Е.В., Гриценко С.Ф., Полищук С.В. Система для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека / Патент № 86860 от 20 сентября 2009 года.
6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования СанПиН 2.4.3.1186-03».

Актуальной проблемой является улучшение условий обучения учащихся в профессиональных училищах путем устранения влияния вредных санитарно-гигиенических факторов. Для предотвращения неблагоприят-ного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, необходимо соблюдение санитарно-гигиенических требований. Эти требования изложены в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования» [6]. Существуют многочисленные гигиенические методы, позволяющие контролировать соблюдение этих нормативов [1, 2]. В то же время, сам человеческий организм является уникальным индикатором влияния вредных факторов.

В связи с этим целью работы явилась оценка влияния гигиенических факторов при обучении в училище на организм учащихся секретарей-референтов по параметрам регуляторно-адаптивного статуса.

Материал и методы исследования

Наблюдения были выполнены в профессиональном училище № 2 Краснодарского края на 20 девушках 16–17 лет, обучающихся по специальности «секретарь-референт». В начале и в конце учебного года у них определяли регуляторно-адаптивный статус, у 10 девушек в фолликулиновую фазу менструального цикла, а у 10 – в лютеиновую. Регуляторно-адаптивный статус оценивали по параметрам пробы сердечно-дыхательного синхронизма [4], проводимой на приборе «ВНС-Микро» по специально разработанной программе [5]. Определяли диапазон сердечно-дыхательного синхронизма и длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона. По этим параметрам рассчитывали индекс регуляторно-адаптивного статуса, а по его значениям определяли регуляторно-адаптивные возможности [3]. Данные наблюдений и расчетные величины обработаны параметрическими методами статистики: Статистический анализ результатов исследования был проведен с использованием программ: «STATISTIKA 6,0.

Результаты исследования и их обсуждение

У учащихся в конце учебного года, по сравнению с его началом, регуляторно-адаптивный статус снижался. Диапазон синхронизации уменьшался (табл. 1) на 13,8 %. Длительность развития синхронизации увеличивалась на 24,1 %. Индекс регуляторно-адаптивного статуса уменьшался на 14,7 %. В то же время, регуляторно-адаптивные возможности продолжали оставаться хорошими.

Снижение регуляторно-адаптивного статуса в конце учебного года может быть обусловлено рядом факторов.

1. Влияние учебно-производственного процесса. Проведенное исследование показало, что учебно-производственный процесс построен в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса. Производственное обучение ведется в соответствии с трудовым законодательством (продолжительность рабочего дня подростков 16–18 лет составляет 6 часов в день, 36 часов в неделю). Расписание учебных занятий составлено с учетом динамики работоспособности учащихся, степени сложности усвоения предметов. Расписание занятий составлено не менее, чем на полгода, и не меняется в целях выработки у обучающихся устойчивого стереотипа деятельности, обеспечивающего успешное усвоение учебного материала и практических навыков. Используемые в учебном процессе учебники и пособия отвечают требованиям санитарных правил.

2. В то же время санитарно-техническое оснащение Профессионального училища № 2 не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования [6].

Таблица 1

Параметры сердечно-дыхательного синхронизма у девушек учащихся на секретарей-референтов в начале и в конце учебного года (M ± m)

Параметры сердечно-дыхательного синхронизма

Статистические показатели

Начало года

n = 20

Конец года

n = 20

Исходная частота сердечных сокращений в минуту

M ± m

P

85,8 ± 0,6

81,6 ± 0,4

< 0,001

Исходная частота дыхания в минуту

M ± m

P

20,5 ± 0,2

21,4 ± 0,2

< 0,001

Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту

M ± m

P

85,6 ± 0,7

82,0 ± 0,4

< 0,001

Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту

M ± m

P

98,6 ± 0,6

93,2 ± 0,6

< 0,001

Диапазон синхронизации в кадиореспираторных циклах в минуту

M ± m

P

13,0 ± 0,1

11,2 ± 0,3

< 0,001

Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах

M ± m

P

14,5 ± 0,2

18,0 ± 0,4

< 0,001

Индекс регуляторно-адаптивного статуса

 

98,9 ± 3,8

84,4 ± 3,0

< 0,001

Регуляторно-адаптивные возможности организма

 

Хорошие

Хорошие

3. Санитарное состояние учебно-производственных кабинетов училища № 2 не соответствует требованиям [6] по освещенности.

4. Площадь учебного кабинета «Делопроизводство», где проходят занятия для учащихся по специальности «секретарь-референт», не соответствуют требованиям [6] (фактическая площадь на одного обучающегося составляет 1,3 м2 против рекомендуемой 2,4 м2).

Эти факторы сказываются на ухудшении регуляторно-адаптивного статуса учащихся.

В фолликулиновую фазу менструального цикла вызываемые изменения минимальны (табл. 2). Так, диапазон сердечно-дыхательного синхронизма в конце учебного года уменьшался на 9,9 %, длительность развития синхронизации на минимальной границе увеличивалась на 10,0 %, а индекс регуляторно-адаптивного статуса уменьшался на 18,3 %. Регуляторно-адаптивные возможности оцениваются как высокие.

В лютеиновую фазу менструального цикла вызываемые изменения максимальны (табл. 3). Диапазон сердечно-дыхательного синхронизма в конце учебного года уменьшался на 23,2 %, длительность развития синхронизации на минимальной границе увеличивалась на 32,8 %. Индекс регуляторно-адаптивного статуса уменьшался на 25,6 %. Регуляторно-адаптивные возможности оцениваются как удовлетворительные.

Таким образом, в лютеиновую фазу менструального цикла женский организм как индикатор более чувствителен к влиянию гигиенических факторов при обучении в училище на секретарей-референтов.

Таблица 2

Параметры сердечно-дыхательного синхронизма у секретарей-референтов девушек (фолликулиновая фаза менструального цикла) в начале и в конце учебного года (M ± m)

Параметры сердечно-дыхательного синхронизма

Статистические показатели

Начало года

n = 10

Конец года

n = 10

Исходная частота сердечных сокращений в минуту

M ± m

P

82,6 ± 1,0

85,6 ± 0,9

> 0,05

Исходная частота дыхания в минуту

M ± m

P

21,8 ± 0,3

21,5 ± 0,4

> 0,05

Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту

M ± m

P

82,1 ± 1,0

84,1 ± 0,6

> 0,05

Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту

M ± m

P

98,6 ± 1,0

99,1 ± 0,8

> 0,05

Диапазон синхронизации в кадиореспираторных циклах в минуту

M ± m

P

16,5 ± 0,3

15,0 ± 0,3

< 0,001

Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах

M ± m

P

10,9 ± 0,1

12,1 ± 0,2

< 0,001

Индекс регуляторно-адаптивного статуса

 

158,1 ± 0,6

129,2 ± 0,5

< 0,001

Регуляторно-адаптивные возможности организма

 

Высокие

Высокие

Таблица 3

Параметры сердечно-дыхательного синхронизма у секретарей-референтов девушек (лютеиновая фаза менструального цикла) в начале и в конце учебного года (M ± m)

Параметры сердечно-дыхательного синхронизма

Статистические показатели

Начало года

n = 10

Конец года

n = 10

Исходная частота сердечных сокращений в минуту

M ± m

P

88,9 ± 1,5

77,5 ± 0,7

< 0,001

Исходная частота дыхания в минуту

M ± m

P

19,1 ± 0,5

21,2 ± 0,4

< 0,01

Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту

M ± m

P

89,1 ± 1,5

80,0 ± 1,0

< 0,001

Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту

M ± m

P

98,6 ± 1,5

87,3 ± 1,2

< 0,001

Диапазон синхронизации в кадиореспираторных циклах в минуту

M ± m

P

9,5 ± 0,1

7,3 ± 0,3

< 0,001

Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах

M ± m

P

18,0 ± 0,2

23,9 ± 0,8

< 0,001

Индекс регуляторно-адаптивного статуса

 

53,5 ± 0,8

39,8 ± 0,3

< 0,001

Регуляторно-адаптивные возможности организма

 

Хорошие

Удовлетворительные

Выводы

1. Динамика регуляторно-адаптивного статуса отражает неблагоприятные воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность.

2. Женский организм как индикатор более чувствителен к влиянию вредных гигиенических факторов при обучении в лицее в лютеиновую фазу менструальногоцикла.


Библиографическая ссылка

Киек О.В. РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫЙ СТАТУС ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА КАК ИНДИКАТОР ВЛИЯНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 6. – С. 41-43;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32465 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674