Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Технологии управления развитием персонала в диссертационных исследованиях

Назаренко М.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики», филиал МГТУ МИРЭА
1. Дзюба С.Ф., Назаренко М.А., Напеденина А.Ю. Распределение компетенций ФГОС по дисциплинам базовых циклов при подготовке магистров по направлению «Управление персоналом» // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4.
2. Никонов Э.Г., Назаренко М.А. Модель кафедры в системе менеджмента качества образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 1.
3. Дзюба С.Ф., Назаренко М.А., Напеденина А.Ю. Развитие компетенций студентов в ходе подготовки и проведения научно-практических конференций // Современные наукоёмкие технологии. – 2013. – № 1.
4. Назаренко М.А. Научно-практические конференции как дополнительный фактор мотивации студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. (приложение «Педагогические науки»). – С. 39.
5. Нескоромный В.Н., Назаренко М.А., Напеденина А.Ю., Напеденина Е.Ю. Повышение мотивированности студентов и обеспечение выполнения принципа гуманистического характера образования при проведении научно-практических конференций // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4.
6. Назаренко М.А. Качество трудовой жизни преподавателей вузов в современных условиях // Интеграл. – 2012. – № 5 (67). – С. 122–123.
7. Охорзин И.В., Акимова Т.И., Назаренко М.А. Применение принципов менеджмента качества для обеспечения социальной мотивации и улучшения качества трудовой жизни // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4.
8. Иткис М.Г., Назаренко М.А. Результаты мониторинга деятельности вузов и эффективность базовых филиалов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 1. – С. 146–147.
9. Духнина Л.С., Лысенко Е.И., Назаренко М.А. Основные принципы социального партнерства в сфере труда и доверие к ним со стороны работающей молодежи // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4.
10. Дзюба С.Ф., Нескоромный В.Н., Назаренко М.А. Сравнительный анализ мотивационного потенциала студентов вузов // Бизнес в законе. – 2013. – № 1.
11. Потапенко Л.В. Научное обоснование модели управления процессом развития медицинского персонала учреждений скорой медицинской помощи: автореф.дис. ... канд. мед. наук. – Иваново, 2007.
12. Паршина В.С. Современные методы оценки руководителей и специалистов на различных стадиях их трудовой деятельности // Экономика железных дорог. – 2010. – № 6. – С. 77.
13. Максимов Н.Н., Паршина В.С. Краудсорсинг как способ активизации развития персонала // Молодой ученый. – 2012. – № 12. – С. 233–236.
14. Свистунов В.М. Управленческое образование: трудный путь становления и развития // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2010. – Т. 3. – С. 5–16.
15. Свистунов В.М. Проблемы и перспективы развития управленческого образования // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2012. – № . 20. – С. 244–249.

Управление развитием персонала является одной из активно изучаемых в современном научном дискурсе тематик. Например, система Научной электронной библиотеки eLibrary.ru в ответ на запрос по словосочетанию «управление развитием персонала» дает список, состоящий более чем из 140 научных работ, опубликованных за 2012 год. Технологии управления развитием персонала, в частности, изучаются в рамках одноименных дисциплин [1] и предполагают развитие значительного числа компетенций, среди которых значительное место занимают разделы, связанные с обучением персонала и подготовкой соответствующей документации. Выработка навыков обучения персонала также предполагает умение проводить совещания и принимать совместные решения, что особенно важно при работе в пределах систем менеджмента качества как организации в целом, так и структурных подразделений [2]. С целью развития у студентов соответствующих компетенций [3] вузы используют в качестве одного из инновационных методов систему научно-практических конференций [4], что дополнительно способствует выполнению принципа гуманистического характера образования [5] и оказывает положительное влияние на качество трудовой жизни преподавателей вузов [6], что особенно актуально при использовании методов менеджмента качества [7]. Управление развитием персонала вуза при учете современных требований, выраженных в результатах мониторинга, проведенного Министерством образования и науки РФ [8], дополнительно оказывает влияние и на выполнение принципов социального партнерства в сфере труда [9] и повышению мотивационного уровня изучения студентами соответствующих дисциплин [10].

Отдельный интерес представляет исследование вопроса об изучении тематики управления развитием персонала в диссертационных работах. В Научной электронной библиотеке eLibrary.ru в ответ на запрос «управление развитием персонала» можно получить список из 80 ссылок на авторефераты и диссертации, которые были защищены в период с 1999 по 2009 год. К сожалению, в области диссертационных работ сервисы eLibrary.ru работают не вполне корректно, не позволяя, в частности, осуществлять поиск по конкретному году в пределах указанного диапазона; вышесказанное позволяет считать, что общий список должен быть больше и, с учетом большого количества научных публикаций по этой тематике в 2012 году, должен содержать также авторефераты и диссертации, которые были защищены после 2009 года.

В упомянутом выше списке из 80 ссылок eLibrary.ru присутствуют упоминания о 44 кандидатских и 3 докторских диссертациях: для некоторых диссертационных работ имеются ссылки только на авторефераты или только на диссертации. Среди кандидатских диссертаций подавляющее большинство защищены по экономическим наукам – 33 диссертации (75,0 %), далее (по убыванию) педагогические науки – 4 диссертации (9,1 %), социологические и технические науки – по 3 диссертации (6,8 %), и одна диссертация (2,3 %) по медицинским наукам, которую хочется отдельно отметить [11]. Все докторские диссертации по этой тематике защищены по экономическим наукам.

Дополнительно следует рассмотреть распределение диссертаций по годам их защит. Докторские диссертации были защищены в 2005, 2006 и 2009 годах. Максимальное количество кандидатских диссертаций было защищено в 2007 году – 9 (20,5 %), в 2008 году – 7 (15,9 %) и в 2006 году – 6 (13,6 %). В 2009 году по сведениям Научной электронной библиотеки eLibrary.ru были защищены 6 диссертаций (13,6 %), в 2005 году – 4 (9,1 %), а в период с 1999 по 2004 годы максимальное количество защищенных диссертаций равно трем (6,8 %) – в 2004 и 2000 годах. Приведенная статистика с учетом отсутствия данных после 2009 года по диссертационным работам может говорить о значительном научном интересе к тематике управления развитием персонала.

Отдельный интерес представляет изучение цитирования авторефератов и диссертаций, а также индекс Хирша указанной библиографической выборки. Следует отметить, что на 80 упомянутых работ сделано всего 18 ссылок, причем ни один из диссертантов не ссылался ни на свой автореферат, ни на свою диссертацию. Максимальное количество ссылок равно трем, таких источников в списке тоже три, причем все три – диссертации (одна – докторская). Таким образом, индекс Хирша диссертационных работ по тематике «Управление развитием персонала» равен трем. Только один из авторефератов трех наиболее цитируемых диссертаций имеет еще одну ссылку, тем самым максимально цитируемый в этом списке автор в совокупности имеет четыре ссылки. Следует заметить, что ни одна из работ не имеет двух ссылок, девять работ имеют по одной ссылке (в том числе пять кандидатских диссертаций, некоторые из которых представлены и авторефератами тоже), то есть граница по индексу Хирша является жесткой.

К недостаткам функционирования Научной электронной библиотеки eLibrary.ru также следует отнести тот факт, что со страниц соответствующих авторефератов или диссертаций ни в одном случае из 80 не имеется ссылки на страницу автора, при этом два научных работника, защитившие докторские диссертации по указанной тематике (всего таких диссертаций три) являются не только зарегистрированными авторами, но также зарегистрированы и в SCIENCE INDEX, при этом у доктора наук, защитившегося в 2006 году, индекс Хирша равен единице, последняя работа, привязанная к автору в eLibrary.ru, опубликована в 2010 году [12], последняя опубликованная работа [13] – 2012 год, не привязана к автору в eLibrary.ru; а у доктора наук, защитившегося в 2005 году, индекс Хирша равен нулю, последняя работа, привязанная к автору в eLibrary.ru, опубликована в 2010 году [14], последняя опубликованная работа [15] – 2012 год, не привязана к автору в eLibrary.ru.


Библиографическая ссылка

Назаренко М.А. Технологии управления развитием персонала в диссертационных исследованиях // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 6. – С. 160-162;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32566 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674