Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вилданова А.Р. 1 Латипова Л.Н. 1
1 Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета
1. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.И. Кругликов – М.: Академия, 2002. – 480 с.
2. Марченко, А.В. Сборник нормативно – методических материалов по технологии / А.В. Марченко, И.А. Сасова, М.И. Гуревич – М.: Вентана – Графф, 2002. – 224 с.
3. Нессонова, О.А. Технология. 5–9 классы. Организация проектной деятельности / О.А. Нессонова – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.
4. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5–9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
5. Сасова, И. А. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / И.А. Сасова. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 296 с.

Движение человека к намеченной цели невозможно без фантазии, без мечты, без хорошо развитого творческого воображения. Творческое воображение можно развить на уроках технологии. Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально – экономических условий обязательный минимум содержание основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства) [4].

Одним из ведущим методом в обучении является метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке-от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности (Письмо МО РФ № 585/11-13 ОТ 12.04.2000 «Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология», с. 290).

Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельностью учащихся, предусматривающий определение потребности людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качество, определенно реального спроса на рынке товаров [2].

В ходе анализа теоретической базы нашего исследования [1, 3, 5], мы установили, что: процесс проектирования учащимися осуществляется на протяжении всего учебного года, при этом сохраняется свобода выбора темы или области исследования; творческие проекты, как исследовательская деятельность учащихся классифицируется по их содержанию (интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные); метод проектов может быть реализован в нескольких вариантах, например, учителем дается краткая формулировка задачи, либо учащиеся анализируют большое количество подобных изделий, а может быть и такой вариант, когда ученикам выдается какой-либо материал (или отходы) и предлагается выдвинуть идеи по использованию этого материала для изготовления изделия и т.д.

Согласно теоретическим основам метода проектов в технологическом образовании школьников мы решили проверить – Как обстоят дела в школе, на практике? Для этого нами был проведен социологический опрос среди учителей и учащихся общеобразовательных учреждений Прикамской зоны Республики Татарстан. Анкетированием было охвачено 28 человек: из них 8 учителей и 20 учащихся. В качестве базы исследования мы определили Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя (полная) общеобразовательная школа № 10» г. Елабуга и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 1» г. Нижнекамск.

Анкета для учителей включала общие вопросы: С какими классами вы работаете? С какого класса выполняете творческие проекты под вашим руководством? Какие темы вам интересны в выполнении с учащимися? Какой из разделов обслуживающего труда девочки чаще выбирают? Чем руководствуются ваши обучающиеся при выборе темы проекта? Какие трудности возникают у учащихся в ходе выполнения творческого проекта?

Подобные вопросы были предложены и учащимся среднего звена: С какого класса вы начали выполнять творческие проекты? Какие темы вам интересны в написании проектов? При выборе объекта труда кто вам помогает? С какими трудностями вы сталкиваетесь при выполнении проекта? и т.д.

В ходе статистической обработки анкет учащихся, мы определили, что в проектную деятельность они вовлечены на протяжении всего учебного года, в том числе, и во внеурочное время. Самостоятельно выполняют творческо-исследовательскую деятельность лишь 25 % от общего числа респондентов. Зачастую трудности вызывают у учащихся процесс разработки конструкторской документации. А вот охват тематики творческих проектов разнообразен. Интерес проявляют к таким направлениям, как изготовление швейных изделий, декоративно-прикладное творчество и плетение волос.

У учителей мы получили следующую картину: творческие проекты выполняются учащимися с 5-11 классы. Наибольший интерес к проектной деятельности учащиеся проявляют лишь в 7 классе, а вот излюбленным разделом считают изготовление швейных изделий.

В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: нет преемственности начального и основного среднего образования, так как согласно ФГОС общего образования творческие проекты учащиеся должны выполнять уже с 1 класса, а у нас получается только лишь с 5 класса. Опытническо-исследовательская деятельность учащихся не является нечто застывшим и однообразным. Она вовлекает учащихся в интересный и разнообразный мир технологий обработки текстильных и поделочных материалов, позволяющая проявить личностные качества учащихся. Конечно, хотелось бы, чтобы учителям технологии больше уделять внимания развитию творческих способностей учащихся. Например, в ходе изучения раздела «Интерьер жилого дома» задавать такие задания: нарисовать комнату в цвете; расставить мебель, в соответствии с требованиями эргодизайна; сделать макет комнаты, квартиры или дома; написать сочинение с элементами фантастики на тему «Моя комната» и т.д. При таком подходе наши воспитанники всегда будут находиться в творческом поиске и созидательной деятельности.

Мы надеемся, что наше исследование позволит учителям по-новому посмотреть на свою профессионально-педагогическую деятельность, изменить свои взгляды и подходы в преподавании курса Технология в школе.


Библиографическая ссылка

Вилданова А.Р., Латипова Л.Н. МЕТОД ПРОЕКТОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 22-23;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32916 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674