Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Инновации в образовании: роль информационно-технологической среды

Рапацевич Е.В. 1
1 Филиал РГППУ
1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Философия открытого образования. – М.: РИЦ «АЛЬФА» МГОПУ, 2002.
2. Бутырин Г.Н., Ефимов Н.Н., Нечаев В.А. Дистанционное обучение по оценкам экспертов // Дистанционное обучение: опыт проблемы, перспективы. – 1997. – № 4.
3. Делор Ж. Образование: скрытое сокровище. - М., 1996.
4. Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б. и др. Интернет-образование: не миф, а реальность XXI века. – М.: МЭСИ, 2000.
5. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. – М.: ГНИИСИ, 1998.

Инновации в образовании – это актуально значимые и системно самоорганизующиеся нововведения, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования, позитивно влияют на развитие всех форм и методов обучения. Понятие `инновационная деятельность` применительно к развитию современного образования может быть рассмотрена как целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых. Инновации в системе российского образования имеют закономерный характер, их содержание, формы и способы осуществления зависят как от глобальных проблем развития человечества, так и от социально-экономических, правовых, духовных и политических процессов реформирования российского общества.

Основу социальных инноваций составляют модернизация и информатизация российского образования. Основная `цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства [7, c. 24]. Модернизация российского образования – это инновационный процесс преобразования всей системы образования, нацеленный на максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся по самому широкому диапазону специальностей, уровней образования, учебных заведений и информационно-образовательных ресурсов. При этом образование должно давать ожидаемый эффект независимо от места нахождения, как учащегося, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, проводиться с использованием самых современных информационных и телекоммуникационных технологий. Результатом модернизации должно стать достижение нового качества российского образования, которое определяется, в первую очередь, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.

Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России [7].

Важнейшими направлениями информатизации образования являются:

• формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения;

• системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;

• построение и развитие единого образовательного информационного пространства;

• постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации;

• создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами.

Внедрение инновационных технологий в образование требует новых подходов в обучении на основе современных образовательных технологий. Образовательная технология – это целевое применение системы средств в образовании, определяющее получение заданных характеристик некоторого образовательного феномена (определенных качеств выпускников, содержания образования, повышения квалификации работников образования и т.д.). Современные образовательные технологии, в первую очередь, должны работать на креативное образование, способствуя творческому развитию личности каждого обучаемого.

Образовательная технология включает в себя совокупность действий, относящихся к любым образовательным процессам (управление системой образования, развитие образовательного учреждения, формирование педагогического коллектива и т. п.). В структуру образовательной технологии входят такие компоненты, как целеполагание, мониторинг и оценка, при этом основой современной системы образования оказываются информационные технологии. Существенно при этом, что инновационные технологии в образовании требуют не только развития образования на основе информационных технологий, но и создания соответствующей информационно-образовательной среды. Исходя из этого, появился государственный проект федеральной целевой программы [9], реализация которой, во-первых, создает возможности общения между людьми независимо от расстояния и государственных границ, а, во-вторых, обеспечивает реальный выход в мировое образовательное пространство.

Единую информационно-образовательную среду можно определить как создаваемую самими людьми управляемую психолого-педагогическую систему, основанную на современных информационно-образовательных технологиях и обеспечивающую едиными технологическими средствами ведение учебного процесса в интернет-среде всем желающим. В рамках единой образовательной информационной среды происходит становление и развитие системы открытого образования, обеспеченной организационными, педагогическими и информационными технологиями. В этой среде при помощи архитектурных и структурных решений обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем. Таким образом, система открытого образования представляет собой совокупность дидактических, технических, информационных и организационных подходов. При этом основу образовательного процесса в открытом образовании составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также с использованием личного контакта.

Цель и принципы открытого образования ориентированы на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа `образование на всю жизнь` к принципу `образование через всю жизнь`. На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование.

По данным International Date Corporation, доля Интернет-обучения на образовательном рынке возросла с 2 % в 1998 г. до 14 % в 2003 г. Диаграмма, представленная на рис. 1, иллюстрируют обстановку на рынке образовательных услуг США, показывая динамику роста сегмента Интернет-обучения.

Благодаря современным образовательным технологиям образовательные учреждения США предоставляют возможность обучения через всемирную сеть. Если в 1998 г. сетевое обучение предлагали 48 % учебных заведений, то в 2000 г. уже 70 %, а сегодня многие университеты в США предоставляют только сетевое обучение.

Развитие системы дистанционного обучения (ДО) в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных учреждений, отделений и центров ДО на территории РФ уже составило более ста пятидесяти. Большой вклад в дело его развития внесли Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Евразийская ассоциация дистанционного образования, Ассоциация международного образования и РосНИИ Информационных Систем. В настоящее время разработан проект соответствующей Федеральной программы, определяющей цели задачи, методы, этапы и направления работы в этой области.

В системе российского образования использование информационно-коммуникационных технологий чаще встречается в нетрадиционной (негосударственной) системе образования. Однако многие российские университеты активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного обучения. В результате этого более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения, что и является характерной чертой системы открытого образования [2].

Внедрение дистанционного обучения в российских вузах имеет как преимущества перед традиционными формами получения образования, так и свои особенности, предъявляя определенные специфические требования как к преподавателю, так и к слушателю.

В условиях российского общества отношение научно-педагогической общественности к ДО было неоднозначным. Тем не менее, результаты социологического опроса, проводимого факультетом социологии МГУ среди участников конференции по ДО, организованной в МЭСИ [3, c.20-23], показывают, что постепенно отношение к ДО меняются в лучшую сторону. Эксперты оценили перспективность ДО по пятибалльной шкале в среднем на уровне 4.45. Наибольшая поддержка в развертывании ДО оказывается на уровне руководства вузов (средний балл 4.24). За ними следуют студенты (средний балл 3.78), а затем преподаватели (средний балл 3.67).

Система дистанционного обучения осуществляется с помощью информационно-образовательного портала. Образовательный портал – это учебно-методический и программно-технический комплекс, обеспечивающий управление образовательным учреждением и содержащий все необходимые сведения о научно-методических информационных ресурсах, государственных образовательных стандартах и любой другой информации, основанной на современных технологиях обучения.

Развитие системы открытого образования Российской Федерации началось в 2001 г. на основании научно-технической программы `Создание системы открытого образования`, утвержденной в Министерстве образования России в конце 2000 г. В настоящее время российский портал открытого образования (http://www.openet.ru), охватывая свыше 38 регионов, объединяет усилия более восьмидесяти университетов, расположенных практически во всех субъектах Российской Федерации [8, c. 181] Объединяющей и консолидирующей основой этого портала выступают Российский государственный институт открытого образования совместно с Государственным научно-исследовательским институтом информационных технологий и телекоммуникации (ГНИИ ИТТ `Информика`). Именно они в настоящее время ведут работу с различными виртуальными университетами на базе ведущих вузов страны.

Структурно информационно-образовательная среда открытого образования представляет собой целостную систему федерального уровня, объединяющую региональные информационно-образовательные среды (ВУ-виртуальные университеты), которые состоят из автономных представительств (ВП) учебных заведений своего региона или отрасли, объединенных в распределительный образовательный мега-портал.

Модернизация системы российского образования и внедрение информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения по-новому ставят вопрос о качестве образования. Уже сегодня многие страны уделяют большое внимание проблемам качества и эффективности образования, объединяя свои усилия в разработке методологии, технологии и инструментария сравнительных исследований качества образования, создавая тем самым систему мониторинга качества образования в мире.


Библиографическая ссылка

Рапацевич Е.В. Инновации в образовании: роль информационно-технологической среды // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 86-88;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32975 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674