Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,653

Адаптация комбинированной методики к учебному процессу: опыт эксперимента (специализация «Дизайн костюма»)

Коновалова А.В. 1
1 Московский государственный университет культуры и искусств
1. Савельева И.Н. Закономерности гармонии в костюме народов России: Монография. – М.: РосЗИТЛП, 2002.
2. Савельева И.Н. Истоки основ дизайна в народной одежде» // Швейная промышленность, 2007. № 4. С. 25-27.
3. Стар И.А. Дизайн-аспекты взаимодействия феноменов традиционного костюма и современной моды (на примере одежды северных народов ханты-манси): дис… канд. иск. – М., 2006.
4. Ткалич С.К. Региональная художественная константа в дизайн-образовании: Монография. – М., 2006. 196 с.
5. Ткалич С.К. Универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента: Монография. – М., 2012. 160 с.; ил.
6. Коновалова А.В. О формировании профессиональной компетентности дизайнеров в профильном вузе // Вестник ОГУ (Оренбург, РФ), № 9. 2011. С.143-146. ISSN 1814-6457.
7. Коновалова А.В., Ткалич С.К. «Проектирование сценического костюма на основе прагматико-семиотического подхода к анализу наследия Крайнего Северо-востока России» // Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции «Дизайн XXI века – традиции и новации». Сочи: СГУТиКД, , 3-6 октября 2010. С. 142-146.
8. Коновалова А.В. Истоки зарождения и развития дизайна // Научно-методическое пособие «Путь к мастерству». М.: МГУКИ, 2011. С.84-87. ISSN 978-5-9506-07325.
9. Коновалова А.В. Модернизация профильной подготовки студентов в российских вузах в индустрию изготовления костюма // Научно-методическая конференция «Наука и образование в XXI веке». Россия. Тамбов 31.05.2012. С. 57-62. ISSN 978-5-4343-0173-2.
10. Коновалова А.В. Диверсификация художественного оформления современной одежды на основе интерпретации наследия России (на примере подготовки дизайнеров-бакалавров). // Международная научно-практическая конференция «Наука и образование в жизни современного общества». Тамбов РФ, 29.10.2012. (Часть 1). С. 51-54. ISSN 978-5-4343-0215-9.

Программа нашего эксперимента представлена поэтапным алгоритмом действий студентов экспериментальной группы (ЭГ). Жесткая конструкция дидактического модуля не противоречит динамике поискового процесса. Наоборот, освоение методов анализа, навык применения результата поисковой работы формирует у студентов особую компетенцию – навык исследователя.

Алгоритм выполнения курсового проекта на тему «Губернии европейской части России». Требованием к выполнению поискового этапа мы определили:

  • знакомство с территорией: расположение, климат, коренные жители;
  • выявление особенностей природного ландшафта территории;
  • знакомство с Красной книги территории;
  • выявление технических приемов декорирования традиционных предметов бытовой культуры;
  • выявление технических приемов декорирования традиционного костюма.

Для разработки нашей методики мы использовали базисный норматив педагогического процесса: дидактические этапы. Мы согласны с мнением ученых, педагогов-практиков, которые считают, что образовательный процесс будет формирующим при условии поэтапного освоения знаний и закрепления в практическом задании.

Поэтапный дидактический модуль по теме задания «Изготовление аксессуара».

Этап

Метод

Результат

1 этап познавательный

Самостоятельнее изучение наследия

Метод «прагматико-семиотический» (автор Ткалич С.К.)

Коды природного и культурного наследия конкретного региона/области/агломерации

Зарисовки, фотографии, интернет-материалы.

2 этап

Репродуктивный

Лабораторная работа

Метод знаковой импрессии. Выделить акценты: технические приёмы декорирования, орнаменты

Создание информационного таксона на основе собранных поисковых материалов

3 этап

Творчески-репродуктивный

Семинар

Метод знаковой импрессии в реальном технологическом процессе изготовления аксессуара

Выполнение образца.

1 – композиция,

2 – фурнитура,

3 – цвето-фактура

Образец представлен также на информационном носителе

4 этап

Продуктивный (авторский)

Предзащита: Тренинг

Искусство публичной защиты:

логика устного выступления

Авторское изделие «аксессуар»

Публичная защита в сопровождении демонстрационного материала на экране

В качестве поискового инструментария студентам предложен прагматико-семиотический метод, оптимальный для изучения традиционных комплексов и предметов-артефактов (автор С.К.Ткалич, доктор педагогических наук). Отмечено, что опора на конкретный исследовательский метод и возможность встречи с учёным, Художественно-графическая подготовленность дизайнеров на специализации «Дизайн костюма» помогает представить результат поискового этапа в зарисовках, композициях на формате А-3. Объём выполненных студентами работ является ценным методическим фондом для лаборатории творческой кафедры. Он требует дополнительной обработки в виде информационного таксона, печатного издания. Это может стать темой следующего учебного проекта, что является основой для интеграции студентов двух-трех специализаций или кафедр.

На первом просмотре были уточнены истоки представленных результатов. В том числе, уточнены исчезающие представители орнитофауны, растительного и животного мира. Студентам рекомендуется познакомиться с Красной книгой территории. Стараниями студентов экспериментальной группы открылась новая экологическая страница территорий европейской части России, имеющая большой потенциал для дальнейшей интерпретации в объектах дизайна, в экологической рекламе, в разработке тематических композиций для текстиля и в дизайне костюма.

Метод «знаковой импрессии». Данный метод открывает новые возможности в изготовлении сценических костюмов для любого возраста. Наряду с базовым алгоритмом конструирования, изготовления и художественного оформления дипломной коллекции студентам-дизайнерам предлагается усилить внимание на разнообразии: природных ландшафтов территории; художественных особенностях орнаментации традиционного костюма; технических приемов декорирования костюма, изделий из местных материалов. В этой связи студенты получают новые знания о существующих нормативах и различиях локальных традиционных школ. Знакомятся с именами мастеров досоветского и советского периодов. Важно со студентами освоить понятия, важные для осмысления историко-культурного развития региона и культуры многонациональной страны в целом. Например: «носитель информации», «мастер-педагог», «музейный экспонат», «коллекционер артефактов». В дальнейшем метод знаковой импрессии очень продуктивен в условиях учебного процесса. Например, он используется при анализе курсовой или дипломной коллекции. Студенты его легко усваивают и используют при устной публичной защите проекта.

Семинар. Для семинара можно предложить тему: «Кто есть кто?» и рассмотреть особенности профессиональной подготовленности: дизайнера «эко-арт-объектов» и дизайнера «этно-арт-объекта», когда выполнение проектов и образцов связано с кодами природного или культурного наследия.

«Метод триадичной интеграции». Мы использовали данный метод (автор Ткалич С.К., д.п.н.) лишь частично, чтобы подвести студентов к необходимости выполнить усложненное задание. Требование к заданию включает практическое закрепление навыка «перенос кодов наследия в объект дизайна» с помощью компьютерных технологий. В этой связи считаем важным отметить, что показатель результата зависит от технических условий кафедры. Гораздо эффективнее, если выполнение данного задания будет проводиться в учебной аудитории как «лабораторная работа» под контролем педагога. Частичное знакомство с методом «триадичной интеграции» предполагает, что студенты свой результат поисковой работы должны представить в виде презентации на экране монитора. Сегодня данную компьютерную технологию знают все студенты. Педагог должен контролировать логику монтажа видеофрагментов, фотографий и текстов для того, чтобы научить правильно расстанавливать акценты визуального ряда.

Таким образом, результат поискового этапа зафиксирован не только в стандартной форме в виде зарисовок, фотографий, но и в информационном формате. Предлагается таблица, помогающая педагогу выстроить дидактический алгоритм аналогичного эксперимента на любой территории.

После выполнения подготовительной части в виде 1,2,3 этапов дидактического модуля, студентам гораздо легче выполнить следующее задание (продуктивный этап): изготовление аксессуара на основе кодов наследия. Здесь важно обратить внимание студентов на более мелких элементах технических приемов декора. Даже декоративный шов может быть основой для декоративной композиции на лицевой стороне аксессуара. Важно объяснить студентам, что своевременное выполнение задания позволит провести тренинг – предзащиту курсового проекта. И, наоборот, без тренинга авторская новизна изделия на публичной защите может оказаться недостаточно обоснованной.

«Метод триадичной интеграции». Частичная адаптация «метода триадичной интеграции» означает, что в границах темы «Аксессуары» студенты должны выполнить процесс изготовления аксессуара в ручном исполнении. Поэтому полностью погружение студентов в информационные технологии не планируется. Можно сказать, что в учебном процессе мы комбинируем стандартные формы обучения с информационными технологиями.

Пример «Алгоритм учебного занятия»

Блок

Тема «Изготовление аксессуаров»

Образовательная технология

блок 1

10

минут

ЗНАКОМСТВО С ПЕДАГОГОМ. Показать свой рекламный ролик; коллекцию изделий и аксессуаров

FTF – вербальный

e-Learning презентация.

блок 2

15

минут

ВВЕДЕНИЕ в тему курсового проекта «Изготовление аксессуаров». Уточнить: машинное и ручное крепление деталей, смешанная техника.

FTF – вербальный

e-Learning – комментарий педагога сопровождает на экране

информационный тематический таксон

блок 3

15

минут

Познакомить с ФОРМУЛЯРОМ «БРТ» –

Уточнить комплекс – триаду (что означает каждый вид задания). В конце семестра – ЗАЧЕТ.

FTF – вербальный

e-Learning – требования к зачету на экране монитора сопровождает комментарий педагога.

блок 4

20

минут

Формула изготовления аксессуара – 6 правил

FTF – вербальный

e-Learning – комментарий педагога сопровождает формула из 6 правил на экране монитора

КПД педагога будет продуктивнее, если разработан заранее алгоритм учебного занятия, а тематические info-таксоны подготовлены для демонстрации на экране монитора. Все вербальные (устные) комментарии педагога сопровождаются визуальным фрагментом (инфо-таксоном) на экране монитора.

Выводы. Комбинированная методика, представленная в виде разработанных учебных алгоритмов на каждое занятие, позволяет педагогу повысить показатели образовательного сервиса:

1) усилить интерес студентов к теме занятия, к теме проекта, к педагогической деятельности в целом;

2) контролировать динамику выполнения задания каждым студентом персонально и курсового проекта в целом;

3) модернизировать занятия с помощью информационных технологий. В частности, на каждом занятии педагог демонстрирует свою подготовленность, предлагает, по сути, студентам возможности интеграции технологий FTF, e-Learning.

Комбинированная образовательная методика помогает бакалаврам освоить навык самостоятельной исследовательской деятельности. Позволяет повысить качество подготовки студентов-бакалавров, сформировать интерес к исследовательской работе.


Библиографическая ссылка

Коновалова А.В. Адаптация комбинированной методики к учебному процессу: опыт эксперимента (специализация «Дизайн костюма») // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 93-95;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32980 (дата обращения: 17.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252