Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,778

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ БОКСЕРОВ 13-14 ЛЕТ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМУ СТРЕССУ НА ФОНЕ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ

Минуллин А.З. 1 Шибкова Д.З. 2
1 ФГКОУ ВПО «Уфимский юридический институт МВД Росси»
2 ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
В данной статье показана возможность применения авторской программы повышения психофизиологической устойчивости боксеров 13-14 лет к соревновательному стрессу в учебно-тренировочном и соревновательном процессах. Анализ средних значений исследуемых психофизиологических показателей позволил установить, что на фоне применения авторской программы повышается устойчивость внимания, оцениваемая по времени выполнения пробы и количеству ошибок, улучшается зрительная работоспособность, способность к оценке коротких интервалов времени, снижается непроизвольный тремор в мышцах, показатель омега-потенциал головного мозга сохраняется в оптимальном диапазоне.
психофизиологическая устойчивость
учебно-тренировочный и соревновательный процесс
соревновательный стресс
боксеры 13-14 лет.
1. Абдуллина А.В. Регуляция состояния тревоги у гимнасток 11-13 лет в процессе соревновательной деятельности: дис…канд. пед. наук. – Набережные Челны.: КамГИФК, 2009. – 183 с.
2. Гаськов А.В., Кузьмин В.А. Теоретические аспекты построения спортивной тренировки в единоборствах: монография / А.В. Гаськов, В.А. Кузьмин. – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2011. – 190 с.
3. Грицаенко М.В. Оптимизация соревновательной эмоциональной устойчивости юных спортсменов (на примере стрелкового спорта) / М.В. Грицаенко. – М.: Просвещение, 2002. – 199 с.
4. Елисеев Е.В. Помехоустойчивость движений спортсмена: структура, механизмы, адаптация: монография / Е.В. Елисеев. – Челябинск: Экодом, 2003. – 236 с.
5. Задорина Е.В. Физиологическое обоснование эффективности целенаправленного развития точности движений боксеров: автореф. дис. …канд. биол. наук. – Челябинск: ЧГПУ. 2009. – 22 с.
6. Шаяхметова Э.Ш. Психорегуляция в спорте / Э.Ш. Шаяхметова. – Уфа: БашИФК, 2011. – 70 с.
7. Gambrell R. Boxing: medical care in and out of the ring / R. Gambrel // Current sports medicine reports. – 2007. – №5. – P. 317-321.
8. Martos E. Exercise physiology in boxing / P. Jako // Hungarian review of sports medicine. – 1998. – №4. – P. 197–220.

Введение

Известно, что одним из факторов, обеспечивающих надежность соревновательной деятельности боксеров, является фактор психофизиологической стрессоустойчивости, позволяющий спортсмену надежно выполнять целевые спортивные задачи за счет оптимального использования нервно-психических резервов [2, 7]. Результаты исследования психофизиологической подготовки в спорте обобщены в трудах отечественных и зарубежных авторов [4, 5, 6, 8]. Авторами доказано, что успешность спортивной деятельности, способность атлета наиболее полно реализовать свои потенциальные возможности зависят от их умения регулировать предстартовые психофизиологические состояния. Определено, что эффективнее не устранение ненужных эмоциональных переживаний и негативных психических состояний, а обеспечение, формирование такого психофизиологического состояния спортсмена, при котором наиболее полно реализуются его физические и технические возможности [1, 3]. В связи с этим исследование особенностей психофизиологической адаптации юных боксеров к соревновательному стрессу имеет практическое значение, в частности для разработки программы повышения психофизиологической устойчивости к соревновательному стрессу, обеспечивающей повышение эффективности учебно-тренировочного и соревновательного процесса.

Целью данного исследования было выявление психофизиологических особенностей адаптации боксеров 13–14 лет к соревновательному стрессу на фоне применения авторской программы.

Организация и методы исследования

В условиях учебно-тренировочного и соревновательного процессов было обследовано 72 спортсмена в возрасте 13–14 лет, имеющих I спортивный разряд. Из числа испытуемых были созданы две группы: контрольная (КГ) и группа обследования (ГО), по 36 человек в каждой. Группы были статистически однородны. Группа обследования в свою очередь подразделялась на четыре подгруппы по типам темперамента. КГ тренировалась по общепринятой программе для ДЮСШ. В процесс учебно-тренировочной деятельности ГО были добавлены элементы психологической подготовки.

Исследовались следующие психофизиологические показатели: оценка коротких интервалов времени, скорость переключения внимания, зрительная работоспособность, интенсивность избыточного напряжения и непроизвольного дрожания мышц, омега-потенциал головного мозга.

Результаты исследования обработаны с использованием электронных таблиц программы Microsoft Exsel 2007. Критический уровень значимости при проверки статистических гипотез (F-критерий Фишера) в данном исследовании принимали равным 0,05.

Результаты и их обсуждение

Большую часть разработанной программы повышения психофизиологической устойчивости к соревновательному стрессу составляла индивидуальная работа, при этом психологическая подготовка к соревнованиям разрабатывалась вместе с тренером и психологом. Каждый спортсмен тренировался по своей индивидуальной схеме. В соответствии с авторской программой сангвиникам были показаны вербальные методы; холерикам – упражнения на релаксацию и вербальные методы внушения; флегматикам – упражнения на совершенствование различных свойств внимания, моделирование разнообразных и непредвиденных ситуаций с выбором эффективного решения; меланхоликам – медитация и дыхательные упражнения мобилизующей направленности.

Статистические оценки результатов исследования испытуемых представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели стрессоустойчивости боксеров контрольной группы (n=36) и группы обследования (n=36) в процессе исследования по психофизиологическим показателям (М±m)

Показатели Гр. Этапы исследования р
начало конец

Устойчивость внимания

(время выполнения пробы), с

КГ 95,22±4,67 94,56±3,35 =0,054
ГО 93,03±3,44 75,58±3,13 =0,001
р =0,292 =0,001  

Устойчивость внимания,

кол-во ошибок

КГ 3,67±1,24 2,89±1,09 =0,011
ГО 3,53±1,03 1,81±0,82 =0,001
р =0,058 =0,001  

Зрительная

работоспособность, с

КГ 13,21±1,91 12,90±1,61 =0,066
ГО 12,92±1,50 9,82±1,20 =0,021
р =0,133 =0,001  
Оценка коротких интервалов времени, с КГ

11,56±1,97

9,56±1,90 =0,001
ГО 12,17±2,89 10,67±1,74 =0,001
р =0,186 =0,002  
Координациометрия, кол-во раз КГ

8,6+0,8

14,8+1,0

=0,001
ГО

8,6+0,8

4,8+0,92

=0,001
р =0,123 =0,001  
Омега-потенциал головного мозга, мВ КГ -32,3±0,36 -40,75±0,39 =0,001
ГО -33,2±0,34 -39,01±0,98 =0,001
р =0,298 =0,441  

Примечание: р – достоверность внутригрупповых и межгрупповых различий по F-критерию Фишера.

Из данных, представленных в таблице, видно, что показатель устойчивости внимания, оцениваемый тестом «Красно-Черные таблицы» Шульте-Платонова, в КГ не претерпел достоверных изменений (р=0,054). Однако следует заметить, что боксеры данной группы, улучшив свой результат лишь на 0,66 с, сумели уменьшить количество ошибок при выполнении данного теста на 24,3%, различия достоверны при р=0,011.

У спортсменов группы обследования показатели, характеризующие уровень концентрации внимания, возросли. Так, при выполнении теста Шульте-Платонова в конце исследования боксеры стали затрачивать на 17,47 с меньше времени, чем в начале исследования, при этом количество ошибок снизилось на 28,3%, различия достоверны при р=0,001.

Межгрупповой анализ устойчивости внимания свидетельствует о том, что в начале исследования значимых различий по времени выполнения пробы и количеству совершаемых ошибок между спортсменами КГ и ГО не было, различия недостоверны (р=0,058 и р=0,292). По истечении срока исследования были установлены межгрупповые различия как по времени выполнения тестового задания, так и по качеству его выполнения. Так, способность к длительной концентрации внимания у спортсменов контрольной группы увеличилась на 0,66 с (р=0,054), при этом спортсмены данной группы допускали большое количество ошибок (3,67 в начале исследования и 2,89 в конце исследования, р=0,001). В то время как боксеры группы обследования справлялись с выполнением тестового задания на 14,47 сек. быстрее, повышая при этом и качество выполнения задания, количество ошибок у них снизилось на 1,72 единицы.

Следует отметить, что в начале исследования по показателям зрительной работоспособности, определяемым тестом Струпа (с), у боксеров КГ и ГО достоверных различий не выявлено (р=0,054). В результате проведенного исследования показатели зрительной работоспособности имели тенденцию к понижению в обеих группах. Отмечено, что показатель зрительной работоспособности у боксеров ГО достоверно выше на 26,7% (р=0,021), чем в контрольной и соответствует верхней границе нормы, что свидетельствует об эффективности разработанной авторской программы повышения психофизиологической устойчивости юных боксеров.

Анализируя показатели теста «Оценка коротких интервалов времени», можно отметить следующее: боксеры КГ уменьшили индивидуальное время по отношению к фону на 1,5–2 с, что следует расценивать как показатель чрезмерного уровня нервно-психического напряжения.

Обращает на себя внимание тот факт, что в данном тесте практически все спортсмены ГО уменьшили фоновые измерения на 0,5-1,5 с, что можно рассматривать как показатель оптимального нервно-психического состояния. Следовательно, авторская программа повышения психофизиологической устойчивости к стрессу позволила боксёрам группы обследования оптимизировать нервно-психическое напряжение в ходе исследования.

Среднегрупповые значения теста «Координациометрия» свидетельствуют об избыточном напряжении мышц у спортсменов КГ как в начале исследования, так и в его конце. Соревновательный стресс увеличил количество касаний на 6,8 раз и, согласно шкале интерпретации данных, выраженность тремора юных спортсменов с категории «выраженный тремор» в начале исследования стала соответствовать категории «сильный тремор» в конце исследования.

Анализируя результаты координациометрии у боксеров ГО следует отметить, что в начале исследования выраженность тремора юных боксеров соответствовала уровню «выраженный тремор», в конце исследования данный показатель снизился на 3,8 раза и стал соответствовать уровню «умеренный тремор», означающему достаточно эффективный контроль за состоянием мышц.

Средние значения омега-потенциала головного мозга у боксеров КГ и ГО в начале исследования (подготовительный период) находились в рамках диапазона оптимальных значений(от -20 до -39 мВ) и составили у спортсменов контрольной группы -32,3±0,36 мВ, у спортсменов группы обследования – -33,2±0,34 мВ. Различия статистически незначимы (р=0,134). Диапазонный анализ омега-потенциала головного мозга до исследования свидетельствовал о формировании у спортсменов обеих групп адекватных функциональных состояний и адаптивных реакций в условиях подготовительного периода. Анализ полученных данных после исследования выявил достоверные различия (р=0,001) в показателях сверхмедленных волновых процессов головного мозга боксеров КГ и ГО.

Так, соревновательная деятельность проявила свое негативное влияние в сдвиге исходных значений ОПГМ в диапазон неоптимальных значений (от -40 до -60 мВ). Показатель омега-потенциала головного мозга в контрольной группе, равный -40,75±0,39 мВ, явился свидетельством того, что неумение регулировать предстартовые психофизиологические состояния спортсменами данной группы приводит к напряжению адаптационных механизмов. При этом, следует отметить, что показатели ОПГМ спортсменов группы обследования в конце исследования находятся в диапазоне оптимальных значений (от -20 до -39 мВ), что свидетельствует о нормальном функциональном состоянии организма спортсменов с хорошо выраженными компенсаторными реакциями на физическую нагрузку и адаптационными возможностями.

Заключение

В целом, анализируя результаты психофизиологического тестирования, можно отметить положительную динамику изучаемых показателей, что позволяет нам предположить, что спортсмены КГ в тренировочном процессе, а также на соревнованиях низкого ранга могут показывать высокие спортивные результаты.

Таким образом, внедрение в учебно-тренировочный процесс группы обследования авторской программы повышения психофизиологической устойчивости к соревновательному стрессу способствует оптимизации нервно-психического напряжения и эмоциональной устойчивости спортсменов.


Библиографическая ссылка

Минуллин А.З., Шибкова Д.З. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ БОКСЕРОВ 13-14 ЛЕТ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМУ СТРЕССУ НА ФОНЕ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 1. – С. 23-26;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33196 (дата обращения: 28.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074