Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,653

ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО МАССАЖА НА РЕАКЦИЮ КРОВООБРАЩЕНИЯ ПРИ КРАТКОВРЕМЕННОЙ УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКЕ У ДЕТЕЙ

Сабирьянов А.Р. 1 Костина К.С. 2 Сабирьянова Е.С. 3
1 ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет Минздрава РФ»
2 ГБУЗ «Областная клиническая больница №3»
3 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»
Интенсивное развитие современного общества требует поиска путей как оптимизации информационных и умственных нагрузок, так и повышения адаптоспособности детей школьного возраста. В работе изучено влияние классического массажа спины и шеи у девочек подросткового возраста на показатели сосудистого кровообращения, регуляцию и их реакции на кратковременную умственную нагрузку Результаты статистического и спектрального анализа показывают, что классический массаж способствует снижению тонуса сосудов, активности симпатической нервной системы и увеличению влияния метаболических факторов. Показано, что массаж оказывает влияние на степень реакции показателей сосудистого кровообращения и уровней их регуляции при кратковременной умственной нагрузке, в основе которых лежит снижение отношения симпатоадреналовых и гуморально-метаболических влияний на сосудистую стенку, проявляющееся ростом стабильности показателей, частотно-временных характеристик вариабельности систолического артериального давления при выполнении умственных операций.
умственная нагрузка
классический массаж
кровообращение
подростковый возраст
1. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма в космической медицине // Физиология человека. – 2002. – Т. 28, №2. – С. 70-82.
2. Быков Е.В. Интеграция традиционных и нетрадиционных технологий укрепления здоровья учащихся / Е.В. Быков, А.В. Чипышев, Л.В. Смирнова и др. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2005. – №4. – С. 134-137.
3. Котельников С.А. Вариабельность ритма сердца: представления о механизмах / С.А. Котельников, А.Д. Ноздрачев, М.М. Одинак и др. // Физиология человека. – 2002. – Т. 28, № 1. – С. 130-143.
4. Кретова И.Г. Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений разного типа г. Самары / И.Г. Кретова, Н.В. Русакова, И.И. Березин и др. // Педиатрия. – 2011, Том 90, № 1. – С.125-129.
5. Попова Т.И. Основы классического массажа / Т.И. Попова, В.О. Устюжанина. – Челябинск: УралГУФК, 2000. – 79 с.
6. Рагозин А.Н. Информативность спектральных показателей вариабельности сердечного ритма // Вестник аритмологии. – 2001. – № 22. – С. 38-40.
7. Сабирьянов А.Р. Медленноволновые колебания показателей кровообращения у детей. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2004. – 115 с.
8. Хаютин В.М. Спектральный анализ колебаний частоты сердцебиений: физиологические основы и осложняющие его явления / В.М. Хаютин, Е.В. Лукошкова // Российский физиологический журнал имени И.М. Сеченова. – 1999. – Т. 87, № 7. – С. 893-909.
9. Cohen G.J. Physiological investigation of vascular response variability / G.J. Cohen, A. Silverman // Phsychosom. Res. – 1959. – Vol. 3. – P. 185-210.
10. Heart Rate Variability. Standards of measurements, physiological interpretation, and clinical use / Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology // Circulation. – 1996. – Vol. 93. – P. 1043.

В современном обществе среди детей наблюдается как возрастающая информационная перегрузка со стороны средств массовой информации и компьютерных технологий, так и значительные умственные нагрузки в процессе школьного обучения, отягощающееся гиподинамией [2]. Это сопровождается напряженными процессами нейрофункциональной адаптации, которые зачастую ведут к дезадаптации [4], что требует поиска путей не только оптимизации информационных и умственных нагрузок, но и повышения адаптоспособности детей школьного возраста.

Целью данных исследований являлось изучение влияния классического массажа спины и шеи у детей на показатели сосудистого кровообращения, регуляцию и их реакции на кратковременную умственную нагрузку.

Материалы
и методы исследования

В исследованиях участвовали девочки подросткового возраста (12-15 лет) первой группы здоровья (основная группа n=25, контрольная, n=27). В основной группе девочек проводился классический массаж спины и шеи, по общепринятой методике [5], последовательно приемами поглаживания, выжимания, разминания, растирания. Исследования и сеансы классического массажа проводились с письменного разрешения родителей девочек в первую половину дня во второй четверти учебного года.

Регистрация показателей сосудистого кровообращения проводилась в течение 500 кардиоинтервалов в покое и во время умственной нагрузки (обратный счет от тысячи) при помощи диагностирующей системы «Кентавр II РС», фирмы «Микролюкс» (Челябинск). Изучались: амплитуда пульсации пальца кисти (АППК, мОм), систолическое артериальное давление (САД, мм рт.ст.), диастолическое артериальное давление (ДАД, мм рт.ст.), амплитуда пульсации аорты (АПА, мОм), диастолическая волна наполнения сердца (ДВНС, мОм), характеризующая величину объема венозного возврата.

При помощи программы «Биоспектр» [6] проводился анализ медленноволновой вариабельности САД с учетом диапазонов рекомендованных Европейским Кардиологическим обществом и Северо-Американским обществом электрофизиологии [10]. Анализировались общая мощность спектра (ОМС, мм рт.ст.2), абсолютная и относительная мощность в диапазонах спектра (VLF, LF, HF), мода и медиана спектра (Мо и Ме, Гц), мощность моды спектра (М Мо, мм рт.ст.2).

Учитывая психомоторные особенности детей данного возраста, тренды изучаемых показателей подвергались интерполяции, что позволило устранить помехи и погрешности в процессе регистрации показателей.

При интерпретации результатов анализа вариабельности САД, использовались общепринятые представления о регуляторном генезе медленноволновых колебаний [1, 3, 7, 8, 9, 10 и др.].

Результаты исследования и их обсуждение

В табл. 1 представлены изменения показателей сосудистого кровообращения девочек во время кратковременной умственной нагрузки, до и после 10-дневного курса классического массажа.

Таблица 1

Динамика показателей сосудистого кровообращения девочек подросткового возраста до и после курса классического массажа (М±m)

Показатели

АППК, мОм

САД, мм рт.ст.

ДАД, мм рт.ст.

АПА, мОм

ДВНС, мОм

До курса массажа

В покое

29,03±4,49

120,14±1,07

72,66±0,84

275,93±7,67

19,38±1,45

Во время УН

23,66±3,14

117,69±4,18

75,24±0,83

252,97±6,85

19,59±1,51

Динамика

-5,38

-2,45

2,59

-22,97

0,21

ОР

-18,53 %

-2,04 %

3,56 %

-8,32 %

1,07 %

р1

>0,05

>0,05

<0,05

<0,05

>0,05

После курса массажа

В покое

71,66±4,07

109,9±1,16

70,0±0,85

260,03±7,45

16,9±1,13

Во время УН

58,76±3,72

110,31±1,07

70,66±0,91

240,03±6,98

19,07±1,35

Динамика

-12,9

0,41

0,66

-20,0

2,17

ОР

-18,0 %

0,38 %

0,94 %

-7,69 %

12,86 %

р1

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

р1-р2

<0,05

<0,05

<0,05

>0,05

>0,05

Примечания: УН – умственная нагрузка; ОР – относительная разница; р1 – достоверность различий между показателями в состоянии покоя и умственной нагрузки; р1-р2 – достоверность различий между показателями в состоянии покоя до и после курса массажа.

Как видно из табл. 1, во время кратковременной умственной нагрузки наблюдаются изменения показателей, свидетельствующие о повышении тонуса сосудистого русла, что, в первую очередь, может определяться психоэмоциональным напряжением детей и реакцией нейрогуморальных механизмов регуляции при обратном счете. В частности, наблюдается статистически достоверное повышение ДАД, относительное снижение АППК. При этом, учитывая отсутствие способности аорты к активному изменению тонуса, снижение АПА, видимо, определяется особенностями кардиогемодинамики во время кратковременной умственной нагрузки.

Исследования показывают, что курс классического массажа спины и шеи оказывает значимое влияние на показатели сосудистого кровообращения в состоянии покоя. В частности, наблюдается рост периферического кровообращения (АППК), снижение показателей систолического и диастолического артериального давления, динамика которых, относительно исходных значений, свидетельствует о напряжении процессов адаптации у девочек, в целом, во время учебного процесса, с высокой активностью симпатоадреналовых механизмов регуляции. Следовательно, курс классического массажа способствует не только увеличению периферического кровообращения за счет гуморально-метаболических факторов регуляции [3, 7], но и снижению степени напряжения процессов адаптации и систем регуляции сосудистого кровообращения.

Реакция показателей при кратковременной умственной нагрузке после курса массажа, характеризуется стабильностью показателей артериального давления, и тенденцией к снижению периферического кровообращения при более высоких значениях АППК.

В табл. 2 представлены изменения временных характеристик вариабельности САД при кратковременной умственной нагрузке у девочек подросткового возраста до и после курса классического массажа.

Таблица 2

Временные показатели вариабельности САД у девочек подросткового возраста
до и после курса классического массажа спины и шеи (М±m)

Показатели

ОМС САД,

мм рт.ст.2

VLF САД,

мм рт.ст.2

LF САД,

мм рт.ст.2

HF САД,

мм рт.ст.2

До курса массажа

В покое

104,97±22,39

48,52±13,79

45,24±7,79

9,09±0,85

Во время УН

42,69±5,25

18,12±2,24

16,95±2,78

6,68±0,65

Динамика

-62,28

-30,4

-28,29

-2,41

ОР

-59,33

-62,65

-62,53

-26,49

р1

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

После курса массажа

В покое

83,28±37,18

51,41±26,99

22,94±8,24

6,99±1,41

Во время УН

68,84±28,65

31,13±13,47

30,02±9,56

6,04±0,7

Динамика

-14,44

-20,28

7,09

-0,94

ОР

-17,34

-39,45

30,9

-13,49

р1

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

р1-р2

>0,05

>0,05

<0,05

>0,05

Примечания: УН – умственная нагрузка; ОР – относительная разница; р1 – достоверность различий между показателями в состоянии покоя и умственной нагрузки; р1-р2 – достоверность различий между показателями в состоянии покоя до и после курса массажа.

Как видно из табл. 2, при фоновых исследованиях наблюдается снижение общей вариабельности САД при кратковременной умственной нагрузке, что определяется значительным снижением мощности колебаний в VLF и LF диапазонах. Данное обстоятельство, может свидетельствовать о напряжении процессов адаптации школьниц в течение учебного года, в частности, механизмов регуляции артериального давления, что при кратковременной умственной нагрузке проявляется, видимо, снижением гуморально-метаболических влияний (вариабельность около 0,04 Гц части спектра) на сосудистый тонус, с относительным преобладанием симпатоадреналовых влияний (VLF и LF диапазоны). Это частично подтверждается динамикой АППК и ДАД при фоновых исследованиях и относительным распределением мощности в диапазонах спектра (рисунок).

Как видно из рисунка, при фоновых исследованиях снижение мощности колебаний в низкочастотных диапазонах при умственной нагрузке не сопровождается статистическими изменениями относительного распределения, что определяется равномерным снижением временных характеристик в VLF и LF диапазонах. Данное обстоятельство может определяться снижением мощности в пограничной 0,04 Гц части спектра, которая в значительной степени определяется метаболическими факторами регуляции.

После курса классического массажа в состоянии покоя у девочек наблюдается тенденция к уменьшению общей вариабельности САД, в первую очередь определяемое статистически достоверным снижением мощности колебаний LF диапазона, что, учитывая динамику показателей, определяется активностью симпатической нервной системы.

sab.wmf

Изменения относительного распределения мощности колебаний в диапазонах спектра САД у девочек до (А) и после курса (Б) классического массажа спины и шеи
(* – статистическая достоверность по Фишеру)

Реакция временных характеристик САД на кратковременную умственную нагрузку при контрольных исследованиях проявляется статистической стабильностью ОМС и мощности VLF диапазона, увеличением LF, что, видимо, определяется совокупной активностью симпатической нервной системы и метаболических факторов регуляции сосудистого тонуса.

Адаптивные изменения в системе регуляции сосудистого тонуса заметно отражаются в относительном распределении мощности колебаний в диапазонах спектра САД (см. рисунок). В частности, под воздействием курса массажа наблюдается перераспределение мощности колебаний в состоянии покоя, с увеличением доли VLF колебаний и снижением LF, что свидетельствует об изменении в структуре симпатоадреналовых и гуморально-метаболических механизмов регуляции сосудистого тонуса, проявляющееся ростом периферического кровообращения и снижением САД. При этом во время умственной нагрузки у девочек выявляется снижение доли VLF колебаний и рост LF, что определяет значимость в регуляции сосудистого тонуса нейросимпатических влияний при выполнении умственных операций.

Однако анализ частотных характеристик вариабельности САД показывает, что динамика изучаемых показателей является следствием сложных взаимосвязанных изменений активности различных механизмов регуляции в результате, в первую очередь, адаптации к массажным воздействиям (табл. 3).

Таблица 3

Частотные характеристики вариабельности САД до и после курса классического массажа спины и шеи у девочек подросткового возраста (М±m)

Показатели

Мо САД, Гц

Ме САД, Гц

М Мо САД, мм рт.ст.2

До курса массажа

В покое

0,026±0,0015

0,053±0,0032

9,63±3,05

Во время УН

0,023±0,0025

0,064±0,0028

3,17±0,35

Динамика

0,003

0,011

-6,46

ОР

-9,72

20,1

-67,13

р1

>0,05

<0,05

<0,05

После курса массажа

В покое

0,023±0,0008

0,053±0,002

8,83±4,71

Во время УН

0,026±0,0017

0,054±0,002

5,1±2,01

Динамика

0,003

0,001

-3,73

ОР

15,67

1,9

-42,25

р1

>0,05

>0,05

>0,05

р1-р2

>0,05

>0,05

>0,05

Примечания: УН – умственная нагрузка; ОР – относительная разница; р1 – достоверность различий между показателями в состоянии покоя и умственной нагрузки; р1-р2 – достоверность различий между показателями в состоянии покоя до и после курса массажа.

Как видно из табл. 3, частота Мо спектра САД статистически не меняется, как при умственной нагрузке, так и при массажных воздействиях и, видимо, отражает вариабельную активность базового механизма гуморальной регуляции сосудистого тонуса, который согласно литературным источникам может определяться циркулирующими катехоламинами [9]. При этом, значительное снижение ее мощности во время кратковременной умственной нагрузки при фоновых исследованиях может являться следствием стабилизации колебаний их концентрации.

Однако, более интегральный показатель вариабельности САД, Ме спектра, при фоновых исследованиях во время умственной нагрузки повышается, что, учитывая динамику ДАД, может являться следствием роста доли симпатических влияний на сосудистый тонус. При этом после курса массажа Ме спектра стабильна, что определяется уравновешиванием симпатоадреналовых и гуморально-метаболических влияний на показатель во время умственных операции у девочек и, видимо, является следствием роста уровня адаптированности системы регуляции сосудистого тонуса.

Несомненно, что адаптация к массажным воздействиям у девочек не сопровождается качественными изменениями в системе регуляции кровообращения при умственной нагрузке. В частности, проведение дискриминантного анализа групп частотно-временных показателей вариабельности САД до и после курса классического массажа при кратковременной умственной нагрузке не выявляет отличительной характеристики, на фоне высоких коэффициентов дискриминации (r около 0,9; р>0,05). Однако, при анализе двух групп показателей в состоянии покоя, несмотря на отсутствии динамики в VLF диапазоне после курса массажа, мощность данных колебаний отличает частотно-временные характеристики вариабельности САД (при r=0,95; р<0,05), что несомненно определяется активностью метаболических факторов регуляции.

Изменение степени взаимодействия системы регуляции и показателей сосудистого кровообращения под воздействием курса классического массажа показывают итоговые результаты канонического анализа, несмотря на отсутствие достоверности канонического коэффициента (около 0,84 в группах анализа) из-за малой выборки (n=25). В частности, изменчивость показателей сосудистого кровообращения от частотно-временных характеристик САД при фоновых исследованиях составляет 41,08/30,05 % в состоянии покоя и 52,96/27,54 % при умственной нагрузке, тогда как после курса массажа соотношения составляют 39,25/14,8 % и 46,3/19,11 %. Следовательно, канонический анализ показывает, что курс классического массажа оказывает влияние на степень реакции сосудистого кровообращения на активность системы регуляции, видимо, в следствии повышения чувствительности сосудистой стенки к факторам регуляции.

Заключение

Таким образом, исследования показывают, что курс классического массажа спины и шеи у девочек подросткового возраста способствует снижению тонуса сосудов, проявляющегося увеличением периферического кровообращения и снижением систолического артериального давления. Результаты спектрального и статистического анализа показывают, что в основе данных изменений лежат процессы адаптации к массажным воздействиям, которые проявляются снижением активности симпатической нервной системы и увеличением влияния метаболических факторов, на фоне изменения степени реакции показателей на регуляторные влияния. Классический массаж оказывает влияние на степень реакции показателей сосудистого кровообращения и уровней их регуляции при кратковременной умственной нагрузке у девочек, в основе которых лежит снижение отношения симпатоадреналовых и гуморально-метаболических влияний на сосудистую стенку при выполнении умственных операций. Это проявляется ростом стабильности показателей частотно-временных характеристик вариабельности систолического артериального давления при кратковременной умственной нагрузке.


Библиографическая ссылка

Сабирьянов А.Р., Костина К.С., Сабирьянова Е.С. ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО МАССАЖА НА РЕАКЦИЮ КРОВООБРАЩЕНИЯ ПРИ КРАТКОВРЕМЕННОЙ УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКЕ У ДЕТЕЙ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 5-2. – С. 52-57;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33921 (дата обращения: 27.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252