Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПРИЧИНЫ ФОРМАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ

Некрылов С.С. 1 Рахманкулова Г.А. 1
1 Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
1. Преодоление формализма знаний студентов технического вуза через формирование инженерного мышления Известия ВолгГТУ. Серия "Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе". Вып. 6: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2009. - № 10. - C. 113-116 Мустафина Д. А.,Короткова Н. Н., Рахманкулова Г.А.
2. Мустафина Г.А., Педагогика - Семья – Школа-Общество. Фор­мальные знания студен­тов технического вуза: сущность, причины воз­никновения. Книга 11, Стр. 209-216.
3. Горбунова И.Б., Новые компьютерные технологии и проблема формализма в знаниях по физике: Монография.- СПб.: ИздательствоРГПУ им. А.И.Герцена, 1999.-200с.
4. Романцева Н.Ф. Экспериментальные задачи по физике как средство преодоления формализма в знаниях студентов педагогического вуза, автореферат диссертации 2000г.
5. Божович Л.И. Психологический анализ формализма в усвоении школьных знаний.//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.,1980.-292с.

Формализм в знаниях является наиболее серьезным препятствием на пути практического использования знаний, как в дальнейшем обучении, так и в последующей трудовой деятельности. Несмотря на то, что студенты при поступлении готовятся в физике, однако знания их носят формальный характер. Формализм является крупнейшим недостатком: он затрудняет а, иногда, и вовсе не дает возможности учащимся применять полученные знания для объяснения окружающих их явлений, что влечет за собой снижение интереса к изучаемому предмету. Поэтому вопрос о преодолении формализма в знаниях является весьма актуальным.

Для того, чтобы успешно бороться с формализмом, необходимо, прежде всего, хорошо понять причины этого явления. Анализируя работы И.Б. Горбуновой, Л.И. Божович, Н.Ф. Романцевой, а также проводя анкетирование среди студентов и преподавателей, мы выделили следующие причины появления формализма знаний.

Предметные причины формальных знаний:

  • большой объем учебного материала за малое количество отводимых часов на изучение дисциплины, при этом самостоятельная работа студентов не всегда приводит к прочному усвоению знаний;
  • сложность изучаемого предмета;
  • подача материала в упрощенном виде, связанная с недостаточным владением студентами математическим аппаратом;
  • излишняя наполненность математическими выводами и в результате невидение за математической формулой сущности физического закона.

Социальные причины формальных знаний:

  • политика государства, которая проявляется в сокращении часов по данной дисциплине и в целом;
  • невозможность прохождения студентами производственной практики на предприятиях;
  • юноши во избежание армии приходят в вузы;
  • высшее образование для получения продвижения в работе.

Профессиональные причины формальных знаний:

  • слабое представление студентов о будущей профессии;
  • об использовании физических знаний в будущей профессии;
  • отсутствие физических задач с профессиональным содержанием и т. д.

Личностные причины формальных знаний:

  • отсутствие мотивации обучения;
  • неосознанный выбор будущей профессии;
  • недостаточное использование творческого потенциала студентов;
  • отсутствие дифференциации в обучении;
  • слабый учет интереса и потребности студентов.

Библиографическая ссылка

Некрылов С.С., Рахманкулова Г.А. ПРИЧИНЫ ФОРМАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 8. – С. 90-91;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34046 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674