Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,823

МЕТОДЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА» В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Лукьянова М.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
В работе рассматриваются интерактивные методы преподавания дисциплины «Антикоррупционной политики» в экономическом вузе. Исследуется их влияние на главную цель изучения дисциплины – формирование антикоррупционного мировоззрения. Даются подробные описания хода деловой игры, приводится пример тестов, открытых и закрытых вопросов после лекции, тем эссе, конкретных ситуаций для анализа. Описываются методы привлечения внимания студентов и вовлечения их в учебный процесс.
антикоррупционная политика
метод кейсов
интерактивные методы
деловая игра
командообразование
1. Левин М., Сатаров Г. Коррупция в России: классификация и динамика // Вопросы экономики. – 2012. – № 10. – С. 4-29.
2. Хромова Е. И. Коррупция как социально-правовой феномен // Вопросы экономики и права . – 2011. – № 05. – С. 22-27.
3. Лукьянова М.Н. Проектирование местного самоуправления на основе // Проблемы теории и практики управления. – 2013 – № 4 – С. 74-82.
4. Грибков М. А. Стратегический удар по коррупции. Семь антикоррупционных предложений к КДР-2020// Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова. – 2011. – № 04. – С. 12-15.
5. Фартвенглер Дейл. Аттестация персонала: 10-минутный тренинг для менеджера / пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2010. – 223 с.
6. Организация работы тренинг-инкубационного центра экономического вуза : Монография / В.В. Масленников, Ю.Л. Старостин, Л.А. Третьяк. – М.: Гос. ун-т управления, 2005. – 443 с.

Как известно, коррупция является одной из наиболее острых проблем, стоящих сегодня перед российским обществом. Именно поэтому борьба с данным разрушающим экономику явлением включено в качестве одного из направлений работы Правительства Российской Федерации. К числу реализуемых мер относится включение дисциплины «Антикоррупционная политика» в программы обучения бакалавров и магистров экономических специальностей. Реализуемые таким образом «мягкие» санкции по борьбе с коррупцией наряду с «жесткими» мерами уголовного преследования и экономических наказаний, должны исправить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону [1]. В данной работе будут рассмотрены основные методики преподавания студентам, которые помогут в освоении новой дисциплины и будут являться вкладом в реализацию государственной антикоррупционной политики.

Формирование антикоррупционного мировоззрения

Как известно, одной лишь нормативно-правовое регулирование не может обеспечить достаточный эффект в борьбе с коррупцией [2]. Принятие законов само по себе не стимулирует агентов к совершению правопорядочных действий. С точки зрения институциональной теории [3] – в контексте работы со студентами, необходимо формирование антикоррупционного мировоззрения как «правил игры», принимаемых большинством членов общества. Согласно разработанной учебной программе предлагается, прежде всего, тренировать знания. Для этого указываются правовые и организационные основы профилактики, противодействия и борьбы с явлениями и преступлениями коррупционной направленности, как необходимого условия очищения и модернизации системы государственного и муниципального управления [4]. Однако знание закона еще не гарантирует его соблюдение. Трактуя проблему с позиций иституционализма целесообразно образование института честного соблюдения законов и правил игры, с чем есть определенные сложности в развивающихся экономиках, таких как Россия. В связи с этим необходимо формировать в душах молодых людей неприятие коррупции, искреннее желание работать и жить по правилам, честно нести свой долг, оставаясь при этом свободной личностью, имеющей право на счастье.

Кейс-стади и интерактивные методы

Для достижения поставленной цели предлагается использовать современные методики обучения, такие как метод инсценировки (ролевая игра), деловая игра, анализ конкретных ситуаций или кейс-стади, баскет-метод и других.

Актуально и наиболее эффективно с точки зрения включения студента в мыслительный процесс написание эссе. Рекомендуется дать примерный план, например, указав, что студент должен отразить не только свою позицию, но и осветить другие точки зрения на исследуемую проблематику. Ниже изложены предположительные тематики.

– Можно ли победить коррупцию в России?

– Каков, на ваш взгляд, уровень коррупции в России?

– Представляет ли коррупция угрозу национальной безопасности России в настоящий момент?

– Почему я не дам взятку чиновнику/ в деканат / преподавателю?

– Как коррупция влияет на экономику, например, цены и прибыль компаний?

– Какова, на ваш взгляд, основная цель государства (предварительно обсуждаются соотношения понятий качества жизни, уровня жизни, индекса счастья)?

– Вы узнали, что студент из вашей группы дал взятку за экзамен по дисциплине.

Каково ваше отношение к событию?

Какие эмоции это вызвало у вас?

Что вы сделаете?

Как выглядела бы ситуация, если бы это произошло в Европейской стране?

В конце лекции или начале следующего занятия с целью вовлечения студентов в процесс обучения можно задавать вопросы по прочитанному материалу. Подобные мини-тесты могут содержать позиции с несколькими вариантами ответов, открытые вопросы, которые помогают сформулировать и раскрыть собственное мнение. Кроме того, этот метод помогает преподавателю лучше организовать занятие и повысить дисциплину в аудитории. Сами вопросы можно отобразить на экране, электронной доске или дать в распечатанном виде. В качестве примера приведем тестовое задание к теме «Последствия коррупции».

1. Каковы негативные последствия коррупции в России?

2. Приведите примеры экономических последствий коррупции.

3. Коррупция:

а) приводит к росу цен на товары и услуги;

б) приводит к падению цен на товары и услуги;

в) способствует повышению качества продукции;

г) создает благоприятные условия для добросовестной конкуренции;

д) повышает прибыль компаний, получающих незаконные преимущества;

е) снижает административные барьеры для входа компаний на рынок;

ж) приводит к снижению теневой экономики.

4. Приведите примеры социальных последствий коррупции.

5. Что вы чувствуете (ваши эмоции), когда

– другой студент получает оценку, не посещая занятия и экзамен,

– ваш знакомый получает высокооплачиваемую должность по родственным связям,

– ваш сокурсник поступает в аспирантуру «по звонку» влиятельного родственника (приведите свою ситуацию).

6. К политическим последствиям коррупции, свойственным для России, относятся:

• рост теневой экономики;

• снижение доходов федерального бюджета;

• укрепление организованной преступности;

• обеспечение властвования группировок и кланов.

7. Что такое теневая «экономика», «отмывание» доходов?

8. Прокомментируйте на примере следующую логическую последовательность «Рост теневой экономики → Бизнес-процессы фирмы → Поступление налогов в бюджет → Исполнение государством социальных обязательств → Реакция общества».

Также в качестве проверки знаний можно использовать следующий вид задания (таблица).

Пример тестового задания студентам

"Победить коррупцию позволит" (указать, верно ли выражение):

Верно

НЕверно

Повышение зарплаты чиновникам

   

Система социальных льгот и гарантий для добросовестных чиновников

   

Жесткие наказания за совершение коррупционных деяний

   

Отработка экономических рыночных механизмов

   

Создание правовых коллизий

   

Рост правового нигилизма

   

Закрытость административных процедур

   

Совершенствование законодательства

   

Привлечение населения к законотворчеству

   

Укоренение демократических традиций

   

Командообразование

Однако описанные выше методы относятся к традиционным, которые используются для преподавания большинства предметов в экономическом вузе (хотя в них присутствует интерактивность в части обратной связи со студентом). К инновационным методам, применимым при чтении рассматриваемой нами дисциплины, можно отнести командообразование (team building). В практике коммерческих компаний оно часто применяется для воспитания командного духа, сплочения коллектива, повышения корпоративной культуры и проводится в форме организации корпоративного отдыха [5]. Как показала практика, данный метод способствует повышению эффективности работы со студентами, в частности, усвоения ими теоретического материала, получения практических навыков и освоения компетенций, предусмотренных учебной программой. Приведем несколько примеров, которые могут быть использованы в данной ситуации.

Деловые и ролевые игры

Согласно описанному в литературе алгоритму [6] перед началом любой игры необходимо сформировать команды. Для этого сначала к доске выходят капитаны (лидеры, которые выдвигаются по своему желанию, в случае пассивности группы – назначаются преподавателем). Потом они по очереди набирают себе студентов, по одному из группы [7].

Игра «На одну букву» настроит студентов на внимание к преподавателю, что особо актуально в начале учебного года. Командам необходимо за 30 секунд написать максимальное число предметов, находящихся в аудитории, на букву «С». Время проведения 8-15 мин., число студентов 8-30 чел. В конце игры целесообразно ответить на вопросы. Проведение игры положительно сказывается на внимании и наблюдательности участников. Также можно организовать ее в форме соревнования, когда команды называют слова по очереди, а побеждает та, которое последней назовет слово. В качестве итога игры можно опросить команды о том, какие трудности они встретили при выполнении задания, какие ошибки совершили.

Игра «Ассоциации». Эта игра помогает прояснить каждому участнику понятие команды, а также приводит к неожиданным результатам. Например, на недавних занятиях удалось прояснить отношение студентов как клиентов к вузу, в котором они обучались. В дальнейшем, это позволило разработать стратегию развития университета, включить антикоррупционную политику в рамки его мероприятий. Время проведения 10-25 мин., число участников 8-30 чел. Задача: написать на листе бумаги первые ассоциации, которые пришли в голову (отметим, что данная игра может быть организована индивидуально, в этом случае на ее проверку потребуется больше времени). В качестве описываемого предмета был выбран университет, хотя в оригинальном варианте это слово «команда». Для целей настоящей работы игра примет следующий вид.

Если коррупция – это постройка, то она …

Если коррупция – это цвет, то она …

Если коррупция – это музыка, то она …

Если коррупция – это геометрическая фигура, то она …

Если коррупция – это название фильма, то она …

Если коррупция – это настроение, то она …

Вопросы в конце игры могут быть следующими. Что вам понравилось в упражнении? Какие ответы вас удивили/ были интересными? О чем нам говорит это упражнение?

Игра «Предпосылки». В этом упражнении важно умение договариваться. Время проведения 20-40 мин., число участников 8-30 чел. Необходимо разбиться на команды. Каждая мини-группа должна составить список из 7 факторов, наиболее важных для работы в коллективе. Это могут быть умение случать, поставить себя, уважения, мышления, фантазии. На работу можно отвести 10-15 мин. Далее каждая команда должна проранжировать полученные пункты по их важности для работы. Для рассматриваемой дисциплины это могут быть 5 причин или последствий коррупции в России. Тогда ранжирование должно производиться по критерию важности или по степени влияния на ситуацию в сфере коррупции в нашей стране. Важно в заключении игры ответить на вопросы: насколько слаженна была работа в команде? Чему вы научились за время игры? О чем дольше всего спорили?

Практика показала большую заинтересованность студентов в проведении таких методов обучения, как конкурс плакатов, кроссвордов, а также ролевых игр. В рамках преподаваемой дисциплины примером ролевой игры может служить ситуация с получением взятки главой муниципального района от предпринимателя за отведение участка земли или «откат» за обеспечение выигрыша в конкурсе на поставку муниципальных услуг. В определенный момент должны появиться представители силовых структур и произвести задержание подозреваемых в преступлении. Далее возможна инсценировка судебного заседания с вынесением приговора в соответствии с Уголовным кодексом РФ (часть игры «Суд идет»). Игра может быть снята на видео.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что эффективных описанных методов зависит от конкретной ситуации, на которую влияют такие факторы, как состав студентов, их количество в группе, уровень подготовки, год обучения и даже погодные условия. Выбор методов преподавания дисциплины «Антикоррупционная политика» осуществляется преподавателем самостоятельно, однако весь процесс должен быть направлен на формирование антикоррупционного мировоззрения. При этом политика преподавания должна быть направлена ни сколько на получение знаний, сколько на привитие норм морали и этики, обеспечивающих правильное поведение (в рамках закона) обучающихся в дальнейшем.


Библиографическая ссылка

Лукьянова М.Н. МЕТОДЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА» В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-2. – С. 159-162;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34560 (дата обращения: 19.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074