Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН К «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКЕ

Жусупбекова М.К. 1
1 Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата
Рассматриваются необходимость и знечение перехода Республики Казахстан к «зеленой» экономике, его правовые основы. Определяется, что переход к «зеленой» экономике предполагает устойчивое развитие государства, которое обеспечивает взаимосогласованное развитие экологической, экономической и социальных сфер. Отмечается, что главной целью «зеленой» экономики является повышение благосостояния и качества жизни населения. «Зеленая» экономика имеет приоритетное значение во всем мире,зеленая» экономика в контексте устойчивого развития и ликвидации нищеты должна повышать способность рационально использовать природные ресурсы с меньшими последствиями для окружающей среды, повышать эффективность использования ресурсов и уменьшать количество отходов. Предлагается совершенствование нормативно-правовой базы по переходу к «зеленой» экономике, в частности принятие специальных Законов РК «О гидроэнергетике» и «О твердых бытовых отходах».
экология
зеленая экономика
устойчивое развитие
1. Правовые основы развития зеленой экономики в странах-членах организации Черноморского экономического сотрудничества. [Электронный ресурс] Режим доступа. URL:  http://www.bsec-organization.org/aoc/environprotect/Pages/.
2. Генеральный секретарь ООН Господин Пан Ги Мун. «Вашингтон Пост» от 3 декабря 2007 г. [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://www.bsec-organization.org/aoc/environprotect/Pages/130.
3. Об итогах конференции ООН по устойчивому развитию «РИО+20». [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://www.priroda.ru/reviews/detail.php?ID=10653.
4. Всероссийская конференция «Зеленые технологии - путь решения проблем изменения климата и сохранения окружающей среды» (8-9 ноября 2012 г., Москва). [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://greenlight-int.org/files/2012_10_green.
5. Стратегия «Казахстан-2050». Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://akorda.kz/ru/page/page_215750.
6. Указ Президента Республики Казахстан. О концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике от 30 мая 2013 года. [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://www.adilet.gov.kz/ru/node/52398
7. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: //adilet.zan.kz/rus/docs/.
8. Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года. [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://online.zakon.kz/Spravochnaya_informaciya.aspx.

Введение

Происходящие в обществе экономические кризисы разрушают окружающую среду, экологию в целом. Для процветания будущих поколений необходимо сохранить экологическую стабильность. Для сохранения экологически стабильного будущего необходим тщательный контроль за состоянием природной среды, нормирование и предотвращение промышленных выбросов, разработка и внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий. Использование человеком природных богатств при полном незнании законов природы часто приводят к тяжелым, непоправимым последствиям.

Целью исследования является изучение необходимости и значения перехода страны к «зеленой» экономике; исследование правовых проблем перехода и совершенствование нормативно-правовой базы перехода к «зеленой» экономике.

Материал и методы исследования

Материалами исследования являются научные работы ученых, нормативно-правовые документы республики Казахстан; применяются методы анализа и синтеза.

Результаты исследования
и их обсуждение

Прошедшие кризисы экономический, экологический и продовольственный заставили прогрессивное человечество искать новые пути его преодоления. В такой ситуации необходимо было перейти на путь развития «зеленой» экономики.

Впервые термин «зеленая» экономика был представлен в публикации «Blueprint for a Green economy» (1989г.), которая была посвящена экономическому обоснованию концепции устойчивого развития [1].

Позже о «зеленой» экономике, в 2007 году в своей статье в газете «Вашингтон Пост» Генеральный секретарь Пан Ги Мун отмечал, что «за последнее столетие мы были свидетелями трех экономических преобразований. Сначала произошла промышленная революция, затем –технологическая революция, за которой последовала наша современная эра глобализации. Сейчас мы стоим на пороге новых великих перемен – на пороге эпохи «зеленой экономики» [2].

20-22 июня 2012 года в Рио-де Жанейро проходила конференция ООН по устойчивому развитию «Рио+20». На конференции говорилось, что «зеленая» экономика является одним из инструментов обеспечения устойчивого развития, а не «жестким набором правил», и «каждая страна может выбирать надлежащий подход в соответствии со своими национальными планами, стратегиями и приоритетами устойчивого развития» [3]. «Зеленая» экономика в контексте устойчивого развития и ликвидации нищеты должна повышать способность рационально использовать природные ресурсы с меньшими последствиями для окружающей среды, повышать эффективность использования ресурсов и уменьшать количество отходов.

«Зеленая» экономика является экономикой, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и, при этом, существенно снижает риски для окружающей среды и ее ухудшение. В самом простом понимании «зеленая» экономика – это экономика с низкими выбросами углеродных соединений, эффективно использующая ресурсы и отвечающая интересам всего общества [4].

Теория зеленой экономики основывается на невозможности бесконечного расширения сфер влияния в ограниченном пространстве, невозможностью требовать удовлетворения растущих потребностей при ограниченности ресурсов, все, что находится на Земле является взаимосвязанным.

Многие ученые считают, что «зеленая» экономика обеспечивает устойчивое развитие страны. Устойчивое развитие предполагает комплексную увязку между собой трех компонентов – экономического, социального и экологического. «Устойчивое развитие» представляет собой одну из наиболее современных глобальных политико-экономических концепций. У Казахстана, так сложилось исторически, есть огромные экологические проблемы, с которыми другие страны не сталкивались.Общеизвестно, что на протяжении многих десятилетий в Казахстане складывалась преимущественно сырьевая система природопользования с экстремально высокими техногенными нагрузками на окружающую среду. Поэтому кардинального улучшения экологической ситуации пока не произошло, и она по-прежнему характеризуется деградацией природных систем, что ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее способности поддерживать качество окружающей среды, необходимое для жизнедеятельности общества. В ближайшее десятилетие Казахстан может столкнуться с последствиями глобальных изменений климата, такими как нехватка воды, засушливость, опустынивание и так далее.

Развитие «зеленой» экономики как раз и позволит сократить эти риски и угрозы. Но при всем при этом страна, экономика должны развиваться. Поэтому «зеленую» экономику развивать просто необходимо, причем не только с целью предотвратить грядущие экологические перемены. Программа развития «зеленой» экономики – это конкретный план действий по преодолению экологических проблем. Основная цель «зеленой» экономики повышение условий жизнедеятельности населения.

Вопросы устойчивого «зеленого» развития экономики и общества отнесены к вопросам национальной безопасности. Поэтому в принятой Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» ставятся четкие ориентиры на построение устойчивой и эффективной модели экономики, основанной на переходе страны на «зеленый» путь развития. В Стратегии сформулированы основные направления дальнейшего поступательного развития страны на долгосрочный период, где главной целью республики обозначено создание к 2050 году общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда. Основное внимание в рамках этой стратегии уделяется трем элементам: промышленности, энергетике и инвестициям. Данная стратегия нацелена на сохранение масштабов производительной экономической деятельности при минимальном использовании энергоресурсов и иных ресурсов; сведение к минимуму давления на окружающую среду всех используемых видов энергии и ресурсов и принятие мер для превращения инвестиций в природоохранную деятельность и движущую силу экономического роста. В соответствии со Стратегией будущее Казахстана связано с единством, сбалансированностью всех аспектов развития общества. Казахстан - страна, добивающаяся устойчивого экономического роста, благополучия, здоровья и благоприятной окружающей среды для всех своих граждан [5].

Для реализации этой программы Глава Государства Н.А., Назарбаев 30 мая 2013 года утвердил Концепцию по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике».

Основными приоритетными задачами по переходу к «зеленой экономике» являются:

1) повышение эффективности использования ресурсов (водных, земельных, биологических и др.) и управления ими;

2) модернизация существующей и строительство новой инфраструктуры;

3) повышение благополучия населения и качества окружающей среды через рентабельные пути смягчения давления на окружающую среду;

4) повышение национальной безопасности, в том числе водной безопасности [6].

Если остановиться на правовом обеспечении «зеленой» экономики, то во-первых, существуют ряд программных документов, которые регулируют переход к «зеленой» экономике. Это: Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013-2020 годы «Агробизнес-2020», Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы программы развития территорий, стратегические планы государственных органов, отраслевая программа «Жасыл даму» на 2010 – 2014 годы и другие. Кроме этого, планируется принятие Государственной программы по управлению водными ресурсами на 2014- 2040 годы.

Во-вторых, главным правовым источником, регулирующим экологические отношения является Конституция Республики Казахстан.

В ней определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, конституционное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др. Главное для экологического права то, что в Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в Казахстане.

В ст. 1 Конституции РК определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Согласно статьи 31 Конституции Республики Казахстан государство ставит своей целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соотвествии с законом.

Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст. 6 Конституции, используются и охраняются в Республике Казахстан как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом указанные природные объекты могут находиться в частной и государственной собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц [7].

Таким образом, нормы Конституции устанавливают:

– экологические права и обязанности граждан РК (ст. ст. 31,38);

– право собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. ст. 6,26);

– компетенцию государственных органов в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды (ст. 66).

В-третьих, Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года является основополагающим в системе экологического законодательства. Кодекс действует на всей территории Республики Казахстан. В нем систематизированы нормы, касающиеся:

– прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду;

– экономического механизма охраны окружающей среды;

– нормирования качества окружающей среды;

– государственной экологической экспертизы;

– экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных обьектов;

– чрезвычайных экологических ситуаций;

– особо охраняемых природных территорий и объектов;

– экологического контроля;

– экологического воспитания, образования и др [8].

В-четвертых, для реализации положений концепции по переходу к «зеленой» экономике предусматривается принятие Закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам перехода к «зеленой» экономике.

Целью законопроекта является:

– повышение эффективности использования ресурсов (водных, земельных, биологических и др.) и управления ими;

– модернизация существующей и строительство новой инфраструктуры на основе новых ресурсосберегающих технологий;

– повышение благополучия населения и качества окружающей среды через рентабельные пути смягчения давления на окружающую среду;

– повышение национальной безопасности, в том числе водной безопасности.

Законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений по вопросам совершенствования системы управления отходами, улучшения качества воздуха, использования и воспроизводства водных, биологических ресурсов.

В-пятых, всего предполагается внести изменения и дополнения в более чем 20 законодательных актов.

Так, в Экологический кодекс предлагаются включить нормы по развитию рынка вторичных ресурсов, созданию интегрированной системы управления отходами, а также требования по раздельному сбору отходов, расширенной ответственности производителя на каждой стадии жизненного цикла отходов.

В Водный кодекс предусматривается внесение изменения по системе управления водными ресурсами, которая может обеспечить повышения эффективности использования водных ресурсов. Для достижения намеченных целей предусматривается создание национальной водохозяйственной компании, которая обеспечивала бы соответствие наличия водных ресурсов и водозабора национальным приоритетам, транспортировку воды между бассейнами рек, местное распределение воды конечным потребителям, включая ирригационные активы.

В Лесном кодексе и Законе «Об особо охраняемых природных территориях» будут уточнены нормы по переводу земель особо охраняемых природных территорий и лесного фонда в земли других категорий, предусмотрены нормы по созданию биосферных и трансграничных резерватов.

В принятый Закон «О поддержке использования ВИЭ» будут внесены изменения по уточнению механизма обеспечения устойчивости Расчетно-финансового центра, лимиты на каждый вид ВИЭ, расширение групп индивидуальных потребителей, кому будет оказываться адресная помощь при приобретении установок ВИЭ.

В Законе «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» создаются предпосылки для ведения фермерского хозяйства и дичеразведения, развития товарного рыбоводства.

Выводы и заключение

Итак, исследовав проблему правового перехода страны к «зеленой» экономике мы пришли к следующему выводу:

Первое, исследования правовых основ перехода к «зеленой» экономике указывают на актуальность и приоритетность этой проблемы во всем мире. Вместе с этим, «зеленая» экономика содействует, проводимой в стране реформе.

Второе, «зеленая» экономика предполагает устойчивое развитие государства, которое повышает благосостояние людей и общества в целом. Кроме того, устойчивое развитие предполагает комплексные меры по защите и рациональному использованию всех компонентов биосферы, сохранения биоразнообразия.

Третье, «зеленая» экономика будет развивать альтернативные и возобновляемые источники энергии и тем самым приведет к энергоэффективности и сократит потребности в производстве электроэнергии.

Четвертое, «зеленая» экономика обеспечивает национальную, в том числе водную и продовольственную безопасность.

Пятое, одним из направлений государственной политики Республики Казахстан является развитие объектов малой гидроэнергетики, поэтому как и многие казахстанские ученые (С. Бекишева, А. Мукашева) мы считаем, что необходимо законодательное закрепление понятия «малая гидроэлетростанция» в Водном, Экологическом кодексах.

Шестое, необходимо продолжать работу по совершенствованию нормативно-правовой базы по этой проблеме, в частности предлагается принять Закон РК «О гидроэнергетике в РК» и Закон РК «О твердых бытовых отходах».


Библиографическая ссылка

Жусупбекова М.К. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН К «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКЕ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-3. – С. 284-287;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34587 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674