Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Гусарова О.М. 1
1 ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
В статье рассмотрены основные направления, формы и методы инновационных преобразований образовательного процесса в высшей школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и законом «Об образовании в Российской Федерации». Проанализированы приоритетные направления инновационных преобразований образовательного процесса заочной и дистанционной форм обучения, сделан акцент на развитие индивидуальных способностей обучающихся и творческом подходе к процессу образования. Осуществлен анализ перспектив развития информационно-коммуникационных технологий заочной формы обучения в образовательных организациях высшей школы.
инновации в образовании
информационно-коммуникационные технологии
компетентностный подход
интерактивные формы обучения.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) / Российская газета, 2008.
3. Голичев В.Д., Голичева Н.Д., Гусарова О.М. и др. Актуальные вопросы экономики и управления в условиях модернизации. Коллективная монография. – Смоленск: Смолгортипография, 2014. – 212 с.
4. Голичев В.Д., Голичева Н.Д., Гусарова О.М. и др. Земля Смоленская и ее население (Историко-статистический обзор в цифрах и фактах). – Смоленск: Смолгортипография, 2013. – 152 с.
5. Гусарова О.М. Информационно-аналитические технологии моделирования деятельности организаций Смоленского региона. – Смоленск: Свиток, 2013. – 100 с.
6. Гусарова О.М. Моделирование в принятии управленческих решений // Наука и образование: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Тамбов: Юком, 2014. – С. 41-42.
7. Гусарова О.М. Проблемы интеграции теории и практики моделирования результатов бизнеса // Экономика и образование: Вызовы и поиск решений: сборник научных трудов по материалам II Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (Ярославль, 15 апреля 2014 г.) – Ярославль: Канцлер, 2014. – С.78-82.
8. Гусарова О.М., Журавлева М.А. Анализ и совершенствование деятельности акционерных обществ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-3. – С.10-12.
9. Гусарова О.М. Методы и модели прогнозирования деятельности корпоративных систем // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Тамбов: Юком, 2014. – С. 48-49.
10. Гусарова О.М. Компьютерные технологии моделирования социально-экономических процессов // Экономический рост и конкурентоспособность России: тенденции, проблемы и стратегические приоритеты: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. – М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 102-104.

Введение

Инновационные преобразования экономики современной России связаны с реформированием всех обеспечивающих направлений и структур, в частности, инновационными преобразованиями образовательного процесса высшей школы. Образовательные организации (вузы) рассматриваются как центры инноваций, представляющие ядро инновационной интегрированной системы, позволяющей решать целый комплекс задач. В связи с этим на образовательные организации накладывается особая ответственность в подготовке высококвалифицированных и конкурентноспособных кадров.

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [2].

Современные высшие учебные заведения функционируют в сложных условиях, обусловленных нестабильностью социально-экономической обстановки, ужесточением конкурентной борьбы между образовательными учреждениями, снижением численности потенциальных абитуриентов [4]. Все это требует от вузов поиска новых форм и методов организации образовательного процесса, внедрения в процесс обучения инновационных технологий [3].

В российской системе образования определилась тенденция системных изменений, направленная на соответствие образовательных услуг требованиям инновационной экономики и запросам общества. В этой связи на повестку дня вышла проблема широкого внедрения в образовательный процесс инновационных преобразований в высшей школе. Эта тема особенно актуальна для заочной формы обучения и, как ее разновидности, для дистанционной формы. В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» закрепляется право использования образовательными организациями «электронного обучения» и «дистанционных образовательных технологий». Данным законом закрепляется понятие инновационной деятельности в образовании как «деятельность, направленная на совершенствование кадрового, правового, учебно-методического и иного обеспечения системы образования» [1].

Кадровое обеспечение образовательного процесса должно соответствовать современному уровню требований к подготовке высокопрофессиональных специалистов в различных областях знаний и требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по направлениям подготовки. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса должно соответствовать законодательным актам на федеральном уровне, отраслевым и локальным нормативным документам. Ответственность за совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса несут образовательные учреждения и их структурные подразделения: учебно-методические управления, отделы, кафедры и непосредственно научно-педагогические работники. Только их постоянное стремление к совершенствованию содержания, форм, методов и технологий образовательного процесса может обеспечить инновационные преобразования в образовании [9].

Конституция РФ гарантирует всем гражданам России доступность качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационной социально-ориентированной экономики. Поэтому инновационные процессы в образовании должны иметь не акционный, а системный циклический характер, направленный на постоянное совершенствование и внедрение в образование инноваций. Содержательная структура инновационного процесса предполагает внедрение новшеств в обучение, организацию учебного процесса, воспитательную работу, учебно-методическое обеспечение, управление образовательной организацией [6].

Планирование деятельности образовательных организаций в свете инновационных преобразований должно опираться на проблемно ориентированный анализ деятельности вуза, потребности в его услугах на региональном рынке труда и требования работодателей-заказчиков [5]. Исходя из этого, должна формироваться концепция развития образовательной организации и стратегия ее реализации, направленная на достижение поставленных целей и задач. Одним из важнейших аспектов образовательных процессов высшей школы является установление оптимальных пропорций в соотношении приобретаемых теоретических знаний и практических навыков, позволяющим выпускникам вузов реализовать себя как профессионалов в выбранной сфере деятельности, конкурентноспособных на региональном рынке труда [8].

В силу ряда причин социально-экономического характера и возможной отдаленности местожительства инновации в образовательном процессе заочной и дистанционной форм обучения имеют особую актуальность. В связи с этим на первое место выходит совершенствование информационно-коммуникационных технологий образовательного процесса, позволяющее решать следующие основные задачи:

- развитие единого информационного пространства образовательного процесса и одновременное присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного процесса;

- создание, развитие и эффективное использование информационных образовательных ресурсов с возможностью повсеместного доступа и работы с ними;

- обеспечение возможности выхода в сеть Интернет любого участника образовательного процесса в любое время и в любом месте.

Решение этих задач позволит совершенствовать систему образовательного процесса, повысить продуктивность самостоятельной работы обучающихся, активизировать процесс обучения и привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности, обеспечить гибкость процесса обучения, индивидуализировать подход преподавателя к каждому обучающемуся и в целом повысить эффективность образовательного процесса.

Реализация компетентностного подхода подготовки бакалавров и магистров в современной высшей школе предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения лекционных и практических занятий.

Приоритетными направлениями в учебном процессе являются:

• Инновации в лекционной форме занятий. Для студентов заочной формы обучения необходимо переходить от традиционно принятых лекционных занятий (вводная лекция, лекция-информация, обзорная лекция) к их инновационной форме (проблемная лекция, лекция-визуализация с использованием мультимедийных средств, видео-лекция, бинарная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-конференция, лекция-консультация и т.д.).

• Инновации в интерактивной форме занятий (компьютерные симуляции, деловые игры, кейсы, тренинги, выездные семинары, беседы, диспуты и т.д.) [10].

Важным моментом при организации интерактивных занятий является мотивация обучающихся, имеющая целью сконцентрировать их внимание на изучаемой теме, показать важность усвоения и практическую значимость данного материала. От правильной мотивации во многом зависит эффективность усвоения студентами данного материала.

• Инновации в организации самостоятельной работы студентов предусматривают широкое использование электронных учебных ресурсов.

• Инновации в системе оценивания знаний студентов. Введение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов по всем формам контроля (текущей, промежуточной, итоговой) является мощным стимулом, побуждающим студентов к глубокому изучению основ теоретического курса и приобретению практических навыков. Важным моментом является гибкость, справедливость и наглядность системы оценивания. Возможность накопительного принципа балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов помогает проявить индивидуальные способности студентов и в итоге позволяет ему получить более высокий балл на каждом этапе оценивания.

При реализации дистанционного обучения, как формы заочного обучения, перспективными направлениями инноваций в образовательном процессе являются:

• использование универсальной библиотечной системы (ЭБС);

• электронные обучающие ресурсы (единая база доступа);

• курсы аудио- и видео-лекций, размещенные на сайтах образовательных организаций;

• курсы аудио- и видео-лекций на CD-носителях, распространяемые через библиотечную сеть;

• интернет-сервис Антиплагиат.РУ;

• консультации профильных преподавателей в Скайпе;

• электронные ресурсы (учебно-методические разработки, задания по контрольным работам, темы курсовых работ, домашние творческие задания, темы научных докладов, рефератов), размещенные на страницах кафедр на сайтах образовательных организаций.

Наличие электронных ресурсов в разрезе изучаемых дисциплин будет способствовать лучшей возможности получения студентами знаний, умений и владений в соответствии с компетенциями, регламентируемыми ФГОС по соответствующим направлениям подготовки бакалавров.

Инновации в образовательном процессе побуждают всех участников этого процесса к творческому поиску, активизируют их учебную, учебно-методическую и научно-исследовательскую деятельность, способствуют развитию творческих индивидуальных способностей. Имеет место и изменение роли преподавателя в образовательном процессе: из центральной фигуры, источника учебной информации преподаватель превращается в помощника, организатора процесса обучения, регулятора творческого процесса приобретения студентами знаний и компетенций.

Инновации в образовательном процессе способствуют интеграции образования, науки и бизнеса, что накладывает особую ответственность на образовательные организации высшей школы [7].

Творческий, креативный подход к процессу образования и широкое внедрение инноваций будут способствовать повышению эффективности образовательного процесса и, в конечном счете, формированию высококвалифицированных востребованных профессионалов, уровень компетенций которых отвечает государственным образовательным стандартам.


Библиографическая ссылка

Гусарова О.М. ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-1. – С. 126-128;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34793 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674