Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,653

ТИПЫ СЖАТЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Юртаев С.В. 1
1 ГОУ ВО МО «Московский государственный областной гуманитарный институт»
В статье представлены типологические характеристики групп сжатых изложений. Эти характеристики отражают изменения, привносимые школьниками в смысловые связи предложений текста, предъявленного учителем для письменного пересказа.
тип
смысловые связи
замещение
изменения
сжатое изложение
младшие школьники
привнесение
исключение

Приоритетным направлением в школьном обучении является обеспечение метапредметных результатов, среди которых значительное место занимают приобретенные навыки смыслового восприятия речи (текста), поиска нужной информации, донесения этой информации в связном высказывании. Тем самым школа призвана содействовать социализации детей в области коммуникативной подготовки. От того, насколько эта подготовка совершенна, во многом зависят познавательные, регулятивные способности детей.

Обучение – процесс управляемый педагогом. Его воздействие протекает эффективнее, если оно опирается на знание психологии школьника вообще и в частности на знание смыслового восприятия речи (текста). Пополнить такое знание частично призвана настоящая статья.

Нижеизложенные данные стали следствием использования исследователем таких методов, как структурный психолингвистический анализ учебного текста, сравнительный анализ вторичного и первичного текстов, обобщение типологических характеристик. Использование этих методов преследовало цель, заключающуюся в получении сведений о восприятии младшими школьниками учебного текста. Об этом исследователь судил по способам воспроизведения главного, основного содержания (СВГОС) четвероклассниками.

Под типом сжатых изложений будем понимать группу письменных работ учащихся, для которых характерна общая модель построения текста, отражающая существенные изменения, вносимые детьми в смысловые связи воспроизводимых предложений.

Первый тип сжатых изложений составляют работы учащихся, ставшие результатом преобладания умственной операции обобщения при восприятии текста. В изложениях этого типа наблюдается свертывание и исключение смысловых связей между предложениями.

Свертывание смысловых связей имеет место при объединении предложений, расположенных рядом и раскрывающих единую мысль об одном предмете речи. В результате образуется сложное предложение, состоящее из грамматического материала источника.

Исключение смысловых связей отмечается при замещениях синтаксических единиц. При этом несколько предложений, следующих друг за другом, могут замещаться одним, отличающимся от первых. Такое предложение чаще всего является простым.

Замещаться могут не только отдельные предложения, но и целые смысловые части. Тогда смысловые связи, характерные для предложений источника, исключаются. Происходит это в результате воспроизведения предложений с основной информацией. По своему строению они близки предъявленным предложениям.

Замещаться могут не только отдельные предложения и отдельные смысловые части, но и смысловые части, расположенные рядом. Смысловые части, расположенные рядом, нередко замещаются предложениями, включающими основное содержание смысловых частей. Такое замещение может сопровождаться дополнениями при помощи отдельных предложений источника. При этом смысловые связи, присущие предложениям, замещенных смысловых частей, опускаются. Они сохраняются частично, если имеются дополнения. Замещенные смысловые части выражаются, как правило, сложными предложениями.

Из двух и более смысловых частей могут воспроизводиться не только предложения, содержащие их основное содержание, но и предложения, расположенные в одной из них, со значением вывода. Тогда смысловые связи, характерные для предложений источника, опускаются. А если они сохраняются, то только в случае, когда вывод содержится не в одном, а в нескольких предложениях. Подобное воспроизведение осуществляется предложениями, приближенными к источнику.

Исключение смысловых связей между предложениями при замещениях, производимых учащимися, может встречаться в результате пропуска предложений, несущих дополнительную информацию. Если предложения содержат равнозначную информацию, то воспроизводится предложение, предшествующее другим. Кроме того, опускаются предложения, перечисляющие действия, выполняемые кем-либо. Воспроизводится предложение, воплощающее сообщение наиболее значимое для перехода от уже выраженных мыслей к еще невыраженным мыслям.

Помимо уже отмеченного, могут исключаться предложения с определительным значением и предложения, констатирующие происходящие перемены.

При изложении содержания текста свертывание и исключение может сопровождаться расчленением отдельных предложений, что ведет к появлению новых смысловых связей. Появляются новые смысловые связи в результате образования как минимум двух предложений.

Следует также отметить, что для типа изложений, анализируемого нами, характерны недостатки.

К таковым относятся замещения смысловых частей предложениями, не выражающими микротему. В других случаях замещение смысловых частей может производиться предложениями, частично выражающими микротему. Помимо этого наблюдается исключение целых смысловых частей текста.

Пример 1.

Кот в сапогах

Однажды моряки увидели, что по морю плывет корыто, а в нем кот. Они спасли кота и назвали Темкой.

Темка был добрый кот.

И тут моряки заметили, что Темка боится ступать на палубу. Электрики объяснили, что мягкие подушечки кота не выносят тока, который был проведен под палубой.

Тогда морякам стало жаль кота, ведь спасли не для того чтобы погубить. И вот моряк спросил разрешения у капитана сшить коту сапоги.

Когда сапоги были сделаны, кот не хотел в них влезать, но потом он к ним привык. Вскоре у него появился аппетит.

Но вот однажды забыли кота обуть. Он поднял крик. Требовал, чтобы его обули, потому что не хотел идти на палубу босым. (Андрей М.)

Второй тип сжатых изложений составляют работы учащихся, ставшие результатом преобладания запоминания содержания при восприятии текста. В изложениях этого типа, в основном, наблюдаются исключения смысловых связей между предложениями. Исключение смысловых связей, осуществляемое школьниками, является следствием воспроизведения предложений, близких к предъявленным предложениям. Хотя, помимо этого, имеются «собственные» синтаксические образования, но они незначительны.

В начале текста, предъявленного для восприятия, смысловые связи между предложениями подвергаются исключениям в меньшей степени. Более всего исключения характерны для кульминационной части содержания.

При изложении содержания, запомнившегося детям, могут исключаться смысловые связи, присоединяющие предложения, выражающие эмоции, вызванные свершившимся фактом. Исключению могут подвергаться предложения из ряда равнозначных о происходящих переменах. Воспроизводятся те из них, что занимают препозицию по отношению к другим. Поскольку предложения о происходящих переменах имеют дополнительную смысловую связь, то последняя частично или полностью опускается.

Могут исключаться предложения, уточняющие причинное содержание. А отсюда исключение присоединительно-уточняющей смысловой связи.

Если предложение в тексте поясняет содержание, предшествующее ему, то и оно может исключаться. Исключение имеет место и среди предложений, передающих процесс выполняемой работы.

Исключения относятся также и к предложениям с определительным, перечислительным, сопоставительным и др. значениями. Поэтому устойчивую особенность исключения предложений с определительным значением установить трудно. Тем не менее, чаще всего воспроизводятся предложения, с которых начинается новая смысловая часть. Следовательно, исключаются, преимущественно, смысловые части между предложениями, расположенными в конце смысловой части.

Среди исключений смысловых связей, производимых четвероклассниками, есть такие, которые являются существенными для выражения микротем, например, исключение причинно-следственных отношений. Воспроизведение содержания текста, сопровождаемое исключением существенных смысловых связей, не содержит выражения микротем.

Иногда смысловые связи, существенные для выражения микротем, могут подвергаться исключениям частично. Тогда отмечается частичное выражение микротем. Кроме того, встречается исключение существенных и несущественных смысловых связей. В таком случае пропускаются отдельные микротемы.

Пример 2.

Кот в сапогах

Однажды корабль шел в открытом море, моряки заметили в море кота. Он плыл в корыте. Они спасли кота, его назвали Темой.

Но вскоре они заметили, что кот боится ступать на палубу. Электрики объяснили, что на лапы кота действуют электрические токи.

Все хотели помочь Темке. Сапожник сказал капитану о том, чтобы сшить коту сапоги.

Кот не хотел одевать сапоги. Вскоре кот привык к сапогам.

Однажды по радио объявили команду на обед. И матросы услышали рев Темки. Он не хотел ступать на палубу босым. (Денис Л.)

Третий тип изложений составляют работы учащихся, ставшие результатом проявления эмоций при восприятии текста. В изложениях этого типа, наряду со свертыванием и исключением смысловых связей, отмечается новое их образование.

Образование новых смысловых связей, чаще всего, вызывается чувствами, переживаниями, настроениями учащихся. Чувства, переживания, настроения учащихся возникают при восприятии фактов, о которых идет речь в повествовании, неожиданных поворотов в развитии событий, поведения героя рассказа, его отношения к чему-либо и т.п.

На появление новых смысловых связей оказывает влияние и замещение как отдельных предложений, так и целых смысловых частей, перефразирование отдельных предложений.

Образование новых смысловых связей может стать результатом недопонимания учащимися фактов, явлений, событий и т.д., раскрываемых в тексте. Помимо уже отмеченного, дополнения, вносимые детьми, иногда вызываются желанием сделать вывод, подвести итог.

Но, тем не менее, в изложениях анализируемого типа встречаются перестановки предложений, относящихся к различным смысловым частям, употребления предложений, не выражающих микротему или выражающих ее частично, полные или частичные исключения смысловых связей, существенных для выражения микротем, пропуск отдельной микротемы.

Пример 3.

Кот в сапогах

Моряки плыли в открытом море, и вдруг они увидели корыто. Они решили посмотреть, что в этом корыте. Как подняли его, то увидели, что там сидит рыжий кот. Моряки назвали его Темкой.

Но как пустили Темку на палубу, он сразу отбежал и не хотел больше ступать на палубу. Тогда пришли рабочие и объяснили: почему Темка не хочет ступать на палубу. Они сказали, что когда кот ступает на палубу, на его мягкие подушечки действует ток.

И тогда моряки сказали, чтобы сшили коту сапоги.

И, как сшили коту сапоги на мягкой красной коже, он перестал бояться ходить на палубу.

Но в один день Темке забыли одеть сапоги. По радио передали обед, из каюты все услышали рев кота. Это был Темка. Он кричал, чтобы ему одели сапоги. (Мария М.)

Таким образом, можно определить типы изложений, соотносимые с восприятием текста, при котором преобладает:

мыслительная операция обобщения;

запоминание учебного материала;

проявление эмоций.

Для изложения учащихся, чьи работы соотносятся с восприятием текста, при котором преобладает обобщение, характерно использование приемов, обеспечивающих выражение микротем. К приемам, обеспечивающим выражение микротем, относятся употребления предложений с обобщенным, основным значением, со значением вывода. Однако наряду с этим используются приемы, не обеспечивающие выражение микротем. Последние имеют место при воспроизведении предложений, не выражающих микротему или выражающих ее частично, при пропусках смысловых частей.

В нашем исследовании изложения учащихся, соотносимые с преобладанием обобщения при восприятии текста, составили 19,8 %.

В изложениях учащихся, чьи работы соотносятся с преобладанием запоминания содержания текста и с проявлением эмоций при его восприятии, приемы, обеспечивающие выражение микротем, не являются доминирующими. В основном здесь используются либо предложения, частично выражающие микротему, либо предложения с обобщенным, основным значением в чередовании с предложениями, частично выражающими микротему. Помимо этого наблюдаются перестановки предложений, относящимся к различным смысловым частям, пропуски отдельных смысловых частей.

Изложения, построенные на основе запоминания содержания текста, составили 67,9 %, а изложения, отличающиеся проявлением эмоций – 12,3 %.


Библиографическая ссылка

Юртаев С.В. ТИПЫ СЖАТЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-4. – С. 712-715;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34887 (дата обращения: 25.03.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252