Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ШКОЛ В ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Карабаев Ж.А. 1
1 Национальный центр научно-технической информации
Проведен информационный анализ научной школы «Создание новых высокопродуктивных пород овец Казахстана» академика К.У. Медеубекова. Школа объединяет специалистов зоотехников-селекционеров высокой квалификации, представляющих научное течение, организационно функционирующее в рамках института овцеводства. Задачи школы объеденены единой методологией основателя школы и направленны на разработку методов селекции овец, повышения племенной ценности и экономической эффективности разведения овец.
научная школа
методология
публикация
кадры
порода
1. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г., Петров А.Г., Казанкин Р.В., Дмитриева М.Б. Научная школа как структурная единица научной деятельности / Препринт #WP/2011/288– М.: ЦЭМИ РАН, 2011. – 73 с.
2. Российские научные школы. – URL: www.famous-scientists.ru/school.
3. Сулейменов Е.З., Карабаев Ж.А., Джумабеков А.К. Основные тенденции современного развития науки в Республике Казахстан: Аналит. обзор. – Алматы: НЦ НТИ, 2011. – 92 с.
4. Карабаев Ж.А. Оценка результатов научной деятельности и перспективы развития науки Казахстана // Вестн. с.-х. науки Казахстана. 2012. – № 8. – C. 3-9.
5. Карабаев Ж.А., Бапиева М.К., Барлыбаева С.Х., Елеукенова К.А. Научная школа химической физики и нанотехнологий Казахстана (школа проф. З.А. Мансурова) /Под общ. науч. ред. проф. Ж.А. Карабаева. – Алматы: НЦ НТИ, 2013. – 170 с.
6. Карабаев Ж.А., Саменов Г.К., Бапиева М.К., Елеукенова К.А. Горная научная школа Казахстана: разрушение массива пород и открытая разработка сложноструктурных многокомпонентных месторождений (школа акад. Б.Р. Ракишева) / Под. общ. науч. ред. проф. Ж.А. Карабаева. – Алматы: НЦ НТИ, 2014. – 194 с.
7. Рубан Ю.Д. Научная школа академика Н.Д. Потемкина и проблемы селекции животных//http:www.rusnauka.com/14_APSN_2008/veterenaria.
8. Грезнева О. Ю. Научные школы (педагогический аспект). – М.: 2003. – 69 с.
9. Криворученко В.К. Научные школы // www.zpu-journal.ru/Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», 2011. – № 2.
10. Основы Философии науки: учебн. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский и др. 6-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 603 с.
11. Касенов Т.К., Жумадиллаев Н.К., Омашев К.Б. «Мясной меринос» – первая отечественная мясная порода в тонкорунном овцеводстве Казахстана // Зоотехническая наука Казахстана: прошлое, настоящее, будущее: материалы Международной научно-практической конференции. – Алматы, 2014. – С. 185-193.

Актуальность анализа развития научных школ обусловлена тем, что такой анализ позволяет оценить не только зарождение, становление, основные достижения научной школы, но и выявить тенденции развития науки в соответствующей отрасли знаний, показать вклад школы в создание новых, конкурентоспособных научных результатов. Известно, что зарождение научных школ связано с именами выдающихся ученых, внесших существенный вклад в методологию развития перспективных, наиболее актуальных направлений науки. С открытием планетарной модели атома началась история всемирно известной научной школы Эрнеста Резерфорда. Впоследствии научная школа Резерфорда явилась одной из самых сильных школ мира, из которой вышло – 29 нобелевских лауреатов по физике, 24 лауреата по медицине и 21 лауреат по химии. Актуальность изучения научных школ определяется их вкладом в развитие науки, поскольку, как свидетельствует история, они являются не только формами приобщения индивидов к деятельности по производству и потреблению знаний, но и уникальными очагами концентрации творческой энергии [1]. В России, на современном этапе, проводится большая работа по выявлению и популяризации научных школ в приоритетных направлениях развития науки, издано 7 томов энциклопедии «Российские научные школы». Энциклопедия является продолжающимся ежегодным научным изданием [2]. История развития науки свидетельствует о том, что известные научные школы сопричастны именам великих ученых мыслителей, от имен которых и происходят названия научных школ. Достаточно упомянуть всемирно известные научные школы физиков Резерфорда, Бора, Капицы; медиков Павлова, Углова, Чазова; геологов Вернадского, Сатпаева, Ферсмана; зоотехников-селекционеров Кулешова, Иванова; гельминтолога Скрябина, чьи имена и были положены в названия соответствующих научных школ. Известны также научные школы, названия которых проистекают от наименований университетов или научных центров, например Оксфордская школа, научная школа Сорбонны, Томская школа радиационной физики, научная школа Гарвардского университета. Научная школа призвана обеспечить преемственность научных исследований создавая оптимальные условия для развития научной мысли, поиска новых знаний. И что является важным в этой цепочке, так это то, что научная школа является хорошим коммуникационным каналом личного общения учителя со своими учениками, продолжателями научных традиций, методологии исследований и основных достижений основателя школы.

Цель исследования. Целью исследования является анализ развития научных школ Казахстана в приоритетных направлениях развития науки, выявление их вклада в получение новых научных результатов.

Материалы и методы исследования

В Казахстане, Национальный центр научно-технической информации проводит системную работу по анализу и оценке научно-технической сферы в приоритетных направлениях развития науки, в том числе анализ ведущих научных школ. В работах [3,4] показаны основные тенденции развития науки в Республике Казахстан, предложены критерии оценки научной деятельности. Отмечено, что основным критерием оценки должна быть конкурентоспособность научной разработки, отвечающая высоким отечественным и международным стандартам, экономическим эффектом для страны в получении новых знаний, технологий, пород сельскохозяйственных животных или сортов культурных растений. Материалом для документального анализа явились результаты научного поиска ведущих научных школ, их кадровое, лабораторное и техническое состояние. Первым этапом исследования явился метод адресного анкетного опроса известных ученых и преподавателей НИИ и вузов страны. В результате чего из 59 респондентов указали на подготовку кадров высшей квалификации 29 ученых, которые подготовили 365 докторов и кандидатов наук. Выявлено, что в среднем один ученый подготавливает 4 доктора и 9 кандидатов наук. Отсюда в среднем на одного известного ученого подготовка научных кадров доктор/кандидат будет составлять соотношение равное 1: 2,3; что по всей вероятности является хорошим показателем. Таким образом, были выявлены известные научные школы талантливых ученых Казахстана: Мансурова З.А., Ракишева Б.Р., Медеубекова К.У., Оспанова Х.К., Витавской А.В., Жубановой А.А., Тажибаева Ш.С., Цой И.Г., Мусабаева Т.Т. и др.

Вторым этапом исследования явился углубленный документальный, сравнительно-сопоставительный анализ конкретной научной школы. В настоящее время осуществлен анализ трех научных школ:

– Научная школа химической физики и нанотехнологий Казахстана – школа проф. З.А. Мансурова, (химические науки) [5];

– Горная научная школа Казахстана: разрушения массива пород и открытая разработка сложноструктурных многокомпонентных месторождений – школа акад. Б.Р. Ракишева, (технические науки) [6];

– Создание новых высокопродуктивных пород овец Казахстана» акад. К.У. Медеубекова (сельскохозяйственные науки).

В данной статье рассмотрены научные материалы зарождения, становления, современного состояния и дальнейшее развитие научной школы «Создание новых высокопродуктивных пород овец Казахстана» акад. К.У. Медеубекова по отрасли «Сельскохозяйственные науки».

Результаты исследования и их обсуждение

В 70-80 годы ХХ столетия в Казахстане были созданы новые породы овец с высоким генетическим потенциалом продуктивности, хорошей приспособленностью к пустынным и полупустынным пастбищам. Такие результаты получены благодаря широкой государственной поддержке научных исследований, признания приоритетности племенной работы, долгой, кропотливой, целеустремленной работы многих поколений ученых-зоотехников селекционеров, работников племенных заводов, племенных хозяйств, племенных ферм и чабанов. Акад. К.У. Медеубеков, творчески развив учение классиков зоотехнической науки М.Ф. Иванова, П.Н. Кулешова, А.И. Николаева заложил казахстанскую научную школу по селекции и разведению овец Казахстана. В своем зарождении, становлении и развитии школа основана на методологии породообразовательного процесса классиков зоотехнической науки М.Ф. Иванова, П.Н. Кулешова, А.И. Николаева. Основатель и учитель школы акад. К.У. Медеубеков, творчески используя богатый опыт и традиции предыдущих поколений академика ВАСХНИЛ В.А. Бальмонта, членов-корреспондентов АН КазССР Ермекова М.А., Елеманова А.Е. и др. ученых селекционеров, практиков производства определил приоритетные задачи и цели научной школы. Сегодня очевидны крупные конкурентоспособные научные результаты, широкое признание и известность научной школы. Школа получила широкую известность, как в Казахстане, так и за его пределами конкурентоспособными научными результатами и в первую очередь созданными новыми породами овец, среди которых 2 породы тонкорунных, 2 породы полутонкорунных, 1 порода полугрубошерстных и 1 порода грубошерстных овец:

– Порода североказахский меринос апробирована в 1976 году. Это самое высокопродуктивное тонкорунное стадо овец с настригом чистой шерсти 3,0-3,5 кг при отличном качестве мериносовой шерсти и выходе мытой шерсти 60-63 %.

– Порода мясной меринос апробирована в 2011 году. Отличительными признаками породы является высокая мясная продуктивность. Выход туши у баранчиков в возрасте 4,0-4,5 месяца 48-50 %, у взрослых животных 53-55 %. Среднесуточный прирост живой массы ягнят достигает 300-320 г. Плодовитость маток 130-140 %.

– Казахская мясо-шерстная порода овец апробирована в 1991 году. Характеризуется высокими настригами полутонкой шерсти, отличается мясными формами и скороспелостью. Ягнята в возрасте 4–4,5 мес. дают тушки массой – 15–16 кг. Живая масса маток 58-60 кг, настриг шерсти 3,7-4,5 кг. Выход мытой шерсти – 64–65 %.

– Акжаикская мясо-шерстная порода овец с кроссбредной шерстью апробирована в 1996 году. Живая масса баранов 94–130 кг, маток 55–60 кг. Настриг шерсти маток 4,1–5,4 кг, Овцы отличаются хорошими нагульными и убойными качествами. Плодовитость маток 115–130 %.

– Казахская курдючная полугрубошерстная порода овец апробирована в 1994 году. Овцы породы сочетают высокие мясо-сальные качества и полугрубую шерсть коврового типа белого и светло-серого цвета, идущую на изготовление высококачественных ковров, ковровых и трикотажных изделий.

– Сарыаркинская курдючная грубошерстная порода овец апробирована в 1999 году. Овцы породы конкурентоспособны по производству ягнятины. Ягнята обладают высокой интенсивностью роста и развития в молочный период. Живая масса баранчиков 35–38 кг, ярочек 34-36 кг

Информационный сравнительно-сопоставительный анализ достигнутых результатов школы акад. К.У. Медеубекова, выявил пять ведущих направлений научной деятельности, в том числе три основных направления по совершенствованию существующих и созданию новых пород в тонкорунном, полутонкорунном и мясо-сальном овцеводстве. Основой последовательной селекционно-племенной работы явились методы отбора и подбора, чистопородное разведение, скрещивание, включая воспроизводительное, формирование селекционных стад, создание новых высокопродуктивных линий выдающихся баранов-производителей, новых заводских и внутрипородных типов и наконец, новых пород овец.

Ю.Д. Рубан отмечает, что научные школы являются обязательными в системе научного обоснования крупных проблем с учетом современного состояния селекции и перспектив создания крепких, здоровых и высокопродуктивных животных [7]. Основные понятия научных школ, их институциональные основы мы находим в работах О.Ю. Грезневой [8], В.К. Криворученко [9]. Научная школа акад. К.У. Медеубекова институционально возникла и продолжает развиваться на основе Казахского научно-исследовательского технологического института овцеводства. Основные научные характеристики школы соответствуют принятым в науке принципам, показывая достижения школы в породообразовательном процессе, совершенствовании существующих и создании новых пород овец Казахстана. Казахстанская научная школа создания новых пород овец в своей основе состоит из большого числа учеников и коллег акад. К.У. Медеубекова. Это известные ученые – селекционеры страны Касымов К.М., Касенов Т.К., Нартбаев А.Н., Мусабаев Б.И., Жумадилла К., Арынгазиев С.Ж., Дюсембаев А.А., Ахатов А., Кенжебаев Е.Е., Сейтпан К., Люлина Н.И., Жумадиллаев Н.К., Есенбаев А.А., Асылбекова Э.Б., Кенжебаев Т.Е.

Научный коллектив школы объединен общей методологией и методикой исследования обозначенной учителем. Масштаб личности акад. К.У. Медеубекова, талант исследователя и организатора науки позволили заложить фундаментальные основы создания большой научной школы селекционеров Казахстана по созданию новых пород овец. Активная научная деятельность акад. К.У. Медеубекова, его познания и опыт работы руководства институтом овцеводства, способствовали привлечению в институт инвестиций в виде хорошего финансирования научных исследований, притока молодых научных кадров, поступления уникальных зарубежных пород овец. Это такие выдающиеся породы овец, как: английские длинношерстные породы линкольн, ромни-марш, бордер-лейстер, шевиот; английские короткошерстные породы гемпшир, саутдаун, суффолк; австралийские корридели и мериносы. Из России завозились романовские многоплодные, из Финляндии – финские ландрасы, из Германии – мясные овцы дойче меринофлейшшаф. В 1993 году, акад. К.У. Медеубеков отобрал в Австралии 350 ярок высокопродуктивных австралийских мериносов 10 месячного возраста, 100 австралийских мериносовых баранов-годовиков и четыре взрослых австралийских мериносовых баранов-производителей. Это стало возможным благодаря высокому научному авторитету и широкому признанию трудов научной школы академика К.У. Медеубекова. Был создан репродуктор австралийских мериносов, из которого продано около 800 племенных баранов, которые использовались для совершенствования шерстных качеств североказахских и южноказахских мериносов, а также казахских тонкорунных овец. Работа проводилась системно научными сотрудниками школы. Доктор с.-х наук Нартбаев А.А. получил в Бескарагайском племенном заводе высокие настриги мериносовой шерсти у маток, на уровне 3-3,5 кг мытой шерсти. Эстафету по совершенствованию шерстных качеств тонкорунных овец сегодня продолжает его ученица кандидат с.-х. наук Э.Б. Асылбекова, которая проводит определение физико-механических, технологических свойств однородной и неоднородной шерсти разводимых пород овец Казахстана.

Продолжая лучшие традиции школы, проф. Касенов Т.К. со своими учениками, апробировал в 2011 году новую породу «мясной меринос». Впервые в Казахстане создана мясная порода тонкорунных овец, сочетающая в себе высокую мясную продуктивность, скороспелость, способность высоко оплачивать корм продукцией, а также производить мериносовую шерсть отличного качества [11]. Проф. Касенов Т.К. подготовил 10 учеников, среди которых автор новой породы кандидат с.-х. наук Сейтпан К. апробировавший жаркентский внутрипородный тип мясных овец казахской тонкорунной породы. Школа поддерживает творческие связи с исследователями США. Так, из университета Висконсин-Мадисон для выполнения проекта по программе Глобальное Животноводство была получена замороженная сперма баранов рамбулье и суффольк. В базовых хозяйствах разводящих овец новой породы имеются 8 высокопродуктивных линий. Научную деятельность учеников акад. К.У. Медеубекова можно характеризовать с позиций последовательного углубления приоритетных направлений, некогда заложенных учителем. Если первая порода овец североказахских мериносов была апробирована в 1976 году, то порода овец «мясной меринос» апробирована в 2011 году, то есть через 35 лет. Видно, что научная школа не застывшее в своем развитии научное направление, базирующееся на прежних достижениях, а активно развивающая породообразовательный процесс путем творческого использования методов отбора и подбора.

Созданные новые породы, типы и линии высокопродуктивных овец института овцеводства представляют научный интерес и в зарубежных странах как ценный генетический материал в селекционной работе. Ведется активное сотрудничество с учеными России, Таджикистана, Кыргызстана, Австралии, Германии, Франции, США и др. стран мира.

Таким образом, информационный анализ показал, что казахстанская научная школа создания новых высокопродуктивных пород овец объединяет специалистов зоотехников-селекционеров высокой квалификации, представляющих научное течение, организационно функционирующее в рамках института овцеводства и выполняющих комплексную программу «Повышение генетического потенциала овец и коз». В настоящее время в непосредственную задачу исследований школы входит «Разработка эффективных методов селекции и воспроизводства овец и коз при совершенствовании существующих и создании новых пород, типов и линий». по широте исследований вопросов селекции и разведения овец, школа сосредоточена на совершенствовании существующих и создании новых высокопродуктивных генотипов, ее задачи и цели обусловлены единой методологией основателя школы акад. К.У. Медеубекова, направленной на разработку новых подходов в селекции овец, повышения племенной ценности и экономической эффективности разведения овец. Эти значимые для развития животноводства прикладные результаты школы являются весомым вкладом в создание качественно нового уровня конкурентоспособности сельскохозяйственного производства Казахстана.

Выводы

Научная школа академика Национальной академии наук Республики Казахстан и Российской академии сельскохозяйственных наук К.У. Медеубекова по выведению новых высокопродуктивных пород овец Казахстана институционально создана на базе Казахского научно-исследовательского института овцеводства. Школа в своем диалектическом развитии активно функционирует, представляя научное течение, объединяющее большой коллектив ученых-селекционеров объединенных общей методологией основателя школы.

Научные публикации, высокий генетический потенциал созданных пород овец обусловили широкую известность школе. Научная деятельность академика К.У. Медеубекова, высокое качество его личности, как большого учителя и ученого, опыт подготовки научных кадров зоотехников-селекционеров высшей квалификации в сочетании с научной этикой оказали плодотворное влияние на развитие овцеводства Республики Казахстан.


Библиографическая ссылка

Карабаев Ж.А. ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ШКОЛ В ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-5. – С. 808-812;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34948 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674