Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА В ВОПРОСАХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Новикова С.Ю. 1 Саркитова Ф.С. 1
1 ГБОУ ВПО «Волгоградский Государственный медицинский университет»
Стоматологическая заболеваемость населения страны до сих пор довольно высокая. Поэтому и стоматологическому здоровью вообще и студентов в частности исследователи уделяют большое значение. Проведен анализ взаимосвязи особенностей уровень гигиенических знаний и практических навыков студентов 4 курса стоматологического факультета. Для этого применялся метод анкетирования, результаты которого дают более полное представление о знаниях, отношении к проводимым мероприятиям и степени усвоения получаемой информации. Учитывались вопросы характеризующие информированность, мотивацию, оценку своего стоматологического здоровья, основные понятия о профессиональной гигиене полости рта. По результатам исследования установлено, что студенты-стоматологи 4 курса имеют хороший уровень гигиенических знаний и практических навыков, имеют выраженную мотивацию к гигиеническому уходу за полостью рта, регулярно санируются.
стоматологическое здоровье
анкета
гигиена полости рта
мотивация
Ярмова Э.Н., Солодова Ю.О., Денисенко Л.Н., Сербин А.С. Состояние тканей пародонта у беременных с поздними токсикозами // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 2. – С. 83–84.
Михальченко Д.В. Психофизиологические аспекты прогнозирования адаптации человека к ортопедическим стоматологическим конструкциям // Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Волгоградский государственный медицинский университет. – Волгоград, 1999.
Денисенко Л.Н., Данилина Е.В. Оценка состояния пародонта беременных женщин до и после лечения // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2010. – Т. 12, № 10. – С. 496–497.
Деревянченко С.П., Денисенко Л.Н., Колесова Т.В. Роль семьи в формировании привычек, имеющих отношение к здоровью полости рта //Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. – 2012. – Т. 14, № 2. – С. 146.
Афанасьева О.Ю., Малюков А.В., Сербин А.С., Денисенко Л.Н., Алешанов К.А. Гарантии и гарантийные обязательства на стоматологическом лечении // Медицинский алфавит. – 2014. – Т. 3, № 13. – С. 57–59.
Миликевич В.Ю., Клаучек С.В., Михальченко Д.В. Психо-физиологические аспекты прогнозирования адаптации человека к ортопедическому стоматологическому вмешательству // Стоматология. – 1998. – Т. 77, № 6. – С. 61–62.
Цырюльникова А.А., Крюкова А.В., Денисенко Л.Н. Стоматологический статус студентов. //Успехи современного естествознания. – 2014. – № 6. – С. 120–121.
Крюкова А.В., Осипов А.Е., Денисенко Л.Н. Стоматологическое здоровье студентов. // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 9. – С. 54.
Данилина Т.Ф., Ткаченко Л.В., Касибина А.Ф., Денисенко Л.Н., Поражаемость зубов кариесом у беременных женщин. В кн.: Актуальные вопросы экспериментальной, клинической и профилактической стоматологии. – Волгоград, 2005. – С. 49–52.

Сохранность и укрепление стоматологического здоровья это важная задача нашего общества [1, 2, 3]. Важной группой населения страны являются студенты. Внимательное и бережное отношение к здоровью студенческой молодежи имеет большое социально-медицинское значение.

Студенческая молодежь является главным резервом квалифицированных специалистов. Поэтому интерес к их здоровью постоянно привлекает внимание исследователей [4, 5, 6]. По данным авторов, проводивших исследования здоровья ротовой полости у студенческой молодежи, был выявлен рост стоматологической патологии, увеличение обращаемости студентов за стоматологической помощью. В развитии заболеваний ЧЛО имеют значение стрессовый фактор, злоупотребление углеводистой пищей, фаст-фудом, газированными напитками. Важную роль в изучении стоматологического здоровья имеет метод анкетирования, результаты которого дают более полное представление о знаниях, отношении к проводимым мероприятиям и степени усвоения получаемой информации [7, 8, 9]. Изучение стоматологического здоровья студентов – медиков является существенным и актуальным.

Цель исследования

На основании анкетирования оценить уровень гигиенических знаний и практических навыков студентов 4 курса стоматологического факультета.

Материалы и методы исследования

В исследовании принимали участие 52 студента 4 курса стоматологического факультета в возрасте 20–22 лет. Разработанная нами анкета содержала 20 вопросов характеризующих информированность, мотивацию, оценку своего стоматологического здоровья, основных понятий о профессиональной гигиене полости рта и около 60 вариантов ответов.

Результаты исследования и их обсуждение

По результатам исследования большинство студентов, около 89 %, оценивают свое здоровье полости рта как хорошее.

Начало регулярной самостоятельной чистки зубов у 16,7 % обследуемых приходился на трехлетний возраст; на четыре года у 36,6 %; на пять лет у 26,7 %; в шестилетнем возрасте 13,4 % отмечают систематичность ухода за полостью рта; в семь лет 6,6 %.

Основная часть интервьюированных 93,3 % показала, что правилам чистки зубов их обучали родители и только 7,7 % указали, что приемам чистки зубов их обучал стоматолог. Из них 1,3 % отметили последующую контролируемую чистку зубов.

На вопрос какими зубными пастами вы пользуетесь ответы распределились следующим образом: Colgate – 31,25 %; Blendamed – 30 %; R.O.C.S. – 12,5 %; SPLAT – 10,4 %; Прочие (Асепта, Glister, Lacalut, Parodontax, Лесной бальзам, Новый жемчуг, Doctor Proff, President) – по 7,5 % (рис. 1).

Из зубных щеток 80 % студентов предпочтение отдали фирме Oral B, Сolgate; 13 % компаниям Glister и Blendamed; 7 % – R.O.C.S. и Doctor Proff. При этом 76.6 % отметили, что всегда используют одинаковые зубные пасты и щетки; 23.4 % разные.

Как часто Вы меняете зубную щетку? На этот вопрос анкетируемые ответили следующим образом: 1 раз в месяц – 13,3 %; 1 раз в 2 месяца – 23,3 %; 1 раз в 3 месяца – 50 %; 1 раз в 5–6 месяцев – 13,3 %.

Процент опрошенных студентов-стоматологов, чистящих зубы дважды в день, составил 86,6 % (утром/вечером); у 13,4 % – 3 раза в день (утром/днем/вечером). По длительности чистки образовались следующие группы: 1 мин – 6,6 %; 2 мин – 43,3 %; 3 мин – 51,1 %.

Использование дополнительных средств гигиены полости рта является распространенным среди опрошенных студентов. Наиболее используемыми в студенческой среде являются флоссы (32,4 %) и ополаскиватели (64,3 %).

Следовательно, большинство студентов-стоматологов знакомо с основными правилами ухода за полостью рта.

Кровоточивости десен при чистке зубов у 60 % интервьюированных нет, 23,3 % студентов обозначили ответ «редко», 16,7 % респондентов отметили кровоточивость десен при чистке зубов.

Одного и того же стоматолога посещают 40 % обследуемых, у других 60 % нет определенного предпочтения в выборе врача. На вопрос о частоте посещений стоматолога, студентам были предложены следующие варианты ответов: 2 раза в год, один раз в год, при наличии экстренной ситуации, свой вариант ответа. По частоте посещения стоматолога респонденты разделились на группы: 56,6 % – один раз в год; 36,6 % – 2 раза в год; 3,3 % – 3 раза в год; 3,3 % редко посещают стоматолога (рис. 2).

Основанием обращения к стоматологу в основном являлся профилактический осмотр у 56,7 % студентов; экстренная ситуация у 20 %; консультация у 23,3 %. Причинами, откладывающими визит к врачу 77 % опрошенных отметили нехватку времени, 23 % боязнь лечения у стоматолога. Наиболее часто выявляемой патологией на стоматологическом приеме являлись кариес в 43,3 %, кариес и пульпит 23,3 %, пульпит в 20 %, зубные отложения в 6,6 % случаев. Фторпрофилактика в последнее посещение стоматолога была проведена 47 % студентов, остальным 53 % фторпрофилактика не проводилась.

nov1.wmf


Рис. 1. Основные зубные пасты, предпочитаемые респондентами

nov2.tif

Рис. 2. Частота посещения студентами стоматолога

 

На лечении у ортодонта находятся 2,4 % респондентов, 13,3 % проходили ортодонтическое лечение в возрасте от 13 до 20 лет, 84,3 % обследуемых к ортодонту не обращались. Большинство студентов считают, что регулярное посещение стоматолога является залогом сохранения зубов.

Таким образом, исследования показали, что студенты-стоматологи 4 курса имеют хороший уровень гигиенических знаний и практических навыков, имеют выраженную мотивацию к гигиеническому уходу за полостью рта, регулярно санируются.


Библиографическая ссылка

Новикова С.Ю., Саркитова Ф.С. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА В ВОПРОСАХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 5. – С. 27-29;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35093 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674