Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

САМОПОЗНАНИЕ МОЛОДЁЖИ В РОЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ НА БАЗЕ АСБИ ТГАСУ

Иконникова К.В. 1 Иконникова Л.Ф. 1 Колтунова Е.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
Представлена концепция функционирования студенческого бизнес-инкубатора АСБИ ТГАСУ. Показано, что основной функцией бизнес-инкубатора является не обеспечение стартапов офисами и комплексом офисной недвижимости, а создание удобного места для общения и решения трех ключевых задач – обучение бизнес-навыкам, привлечение финансирования и создание горизонтальных связей. Рассмотрены этапы самопознания молодежи в роли предпринимателя: обучение бизнес-навыкам на специализированных Курсах → защита проекта на Конкурсе → продвижение проекта-Резидента с финансовой и консалтинговой поддержкой. Представлено содержание специализированного «Инновационного курса образования», направленного на формирование предпринимательских способностей молодежи в архитектурно-строительной предпринимательской среде. Отличительной особенностью данного Курса является наполнение не образовательными дисциплинами, а образовательной областью (архитектурно-строительная предпринимательская сфера деятельности). Изложена процедура заселения в бизнес-инкубатор в качестве Резидента через прохождение по Конкурсу. Представлены результаты работы АСБИ по выстраиванию студентами своей траектории успеха.
бизнес-инкубатор
самопознание
предприниматель
успех
Владимирская А. Азбука молодого бизнесмена. – М., 2005. – 240 с.
Гришанков Д.Э., Наумов С.А. Руководство по созданию и развитию инновационных центров (технологии и закономерности). – М.: Рейтинговое агенство «Эксперт РА» и фонд «Сколково», 2012. – 144 с. URL: www.raexpert.ru/conference/summit_in_2012/guide/ (дата обращения: 12.05.2015).
Иконникова Л.Ф., Иконникова К.В. Проектно-организационное обучение и проблемно ориентированное учебное занятие // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – C. 1–7(226); URL: www.science-education.ru/117-13275. (дата обращения: 05.05.2015).
Иконникова Л.Ф., Иконникова К.В. Формирование культуры алгоритмического мышления на учебных занятиях по предмету «Химия» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – C. 1–7; URL: http://www.science-education.ru/121-17616 (дата обращения: 05.05.2015).
Иконникова Л.Ф., Иконникова К.В. Траектория достижения успеха студентом в свете ФГОС нового поколения // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – C. 1–6 (144); URL: www.science-education.ru/119-15224 (дата обращения: 05.05.2015).
Мальцева Л.А., Орлов А.А., Рыбаков С.А. Организуя собственный бизнес. – М.: Изд.-во «Эксмо», 2008. – 224 с.
Интернет-ресурс: Сайт «Малый и средний бизнес Томской области». – http://mb.tomsk.ru (дата обращения: 25.05.2015).
Найденова Р.И. Бизнес-инкубаторы как эффективный инструмент социально-экономического развития регионов // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 9 – С. 89–93; URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=2619 (дата обращения: 20.05.2015).
Интернет-ресурс: Сайт. – sbi.tusur.ru/homepage/about-business-incubator (дата обращения: 15.05.2015).
Интернет-ресурс: Сайт. – http://www.tsuab.ru/ru/struktura-tgasu/upravl-nd/asbi/news/?id=1542 (дата обращения: 05.05.2015).
Интернет-ресурс: Сайт. – http://www.tsuab.ru/ru/struktura-tgasu/upravl-nd/asbi/konkurs/ (дата обращения: 05.05.2015).
Фузеев А., Фузеева М. Start-up: открываем новый бизнес-проект. С чего начать, как преуспеть. – Спб.: Изд.-во «Питер», 2009. – 200 с.

В современном мире размытость социально-экономических перспектив развития общества выдвигает на первый план вопрос подготовки не профессионалов узкого профиля, а мобильных личностей: готовых к быстрой смене области профессиональной деятельности; создающих при необходимости свою собственную профессиональную нишу, свое рабочее место. Формируется идеал Успешного Человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в своего рода «рабочий капитал». Очень часто образ успешного человека ассоциируется с предпринимателем – человеком, у которого есть своё дело, на­правленное на создание новых или же улучшение уже существующих продуктов/услуг и выгодную продажу их на рынке. Предпринимательство как вид человеческой деятельности открывает большие возможности для материального и духовного обогащения [1, 6].

Однако по статистике меньше 5 % людей могут что-то предпринимать, остальные только исполнители. Это объясняется тем, что предприниматель должен обладать разными способностями, навыками, психологическими характеристиками, не обязательно совпадающими с его основной профессией. А вот к обязательным чертам предпринимателя относятся живость, инициатива, предприимчивость, смелая открытость новым возможностям, целеустремленность, упорство, высокая нравственность. Без этого достигается только сиюминутная удача, которая может смениться потерями или вовсе банкротством. Поэтому предпринимательство должно начинаться с самопознания, установления своей психологической предрасположенности к этой деятельности [12].

Томская область в течение ряда лет является победителем Всероссийского конкурса «Лучший регион в области развития малого и среднего предпринимательства». Каждый четвертый томский предприниматель занимается бизнесом более 10 лет [7]. Развитие и устойчивость предпринимательской деятельности связаны, в первую очередь, с созданием сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов различных направлений [8]. Именно здесь происходит первое знакомство с трудностями предпринимательской деятельности и способами с ними справиться. Оценивается готовность начинать все «с нуля», к максимальному погружению в новое дело, к получению новых знаний, к решению неприятных проблем и большой ответственности перед сотрудниками, партнерами, клиентами и государством.

При этом важно как можно более раннее осознание и принятие личностью сегодняшних ценностей общества. В связи с этим актуальным является системное вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. Поэтому на базе многих профессиональных учебных заведений создаются студенческие бизнес-инкубаторы. Первый в России студенческий бизнес-инкубатор был открыт в Томске в 2004 году на базе ТУСУРа [9]. Сейчас в каждом томском вузе есть собственные бизнес-инкубаторы. Бизнес-инкубатор и учебное заведение функционируют как единый учебно-производственный комплекс. Масштабная цель, которую ставит перед собой такой учебно-производственный комплекс, – готовить специалистов нового типа, знающих, как претворять в жизнь свои творческие разработки; инновационно активных профессионалов, способных реализовать свой потенциал в крупных компаниях и в созданных собственных предприятиях. За время обучения в вузе все желающие студенты получают возможность оценить себя в роли предпринимателя. При этом процесс самопознания протекает в условиях с минимальными материальными затратами, без нарушения душевного комфорта, с поддержкой ведущих специалистов в области организации и ведения предпринимательской деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящем сообщении рассмотрены этапы деятельности студенческого бизнес-инкубатора АСБИ ТГАСУ, направленной на самопознание молодежи в роли предпринимателя. Архитектурно-строительный бизнес-инкубатор (АСБИ) открыт на базе Томского архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) в 2006 году. Он стал первым в России бизнес-инкубатором строительного профиля и одной из составляющих новой модели системы подготовки инновационных кадров. Следуя мировой практике [2], основной функцией бизнес-инкубатора является не имущественная поддержка начинающих предпринимателей (обеспечение стартапов офисами и комплексом офисной недвижимости), а создание удобного места для общения и решения трех ключевых задач – обучение бизнес-навыкам, привлечение финансирования и создание горизонтальных связей. Отсюда концепция АСБИ – бизнес-инкубатор это пространство для аккумуляции бизнес-идей и расширения диапазона возможностей, это предоставление помощи по прохождению траектории «идея – разработка проекта – выпуск продукта – регистрация собственности – рынок сбыта – дивиденды». Основными задачами архитектурно-строительного бизнес-инкубатора являются [10]:

● Привлечение и обучение студенческой молодежи, аспирантов и молодых научных сотрудников процессу создания, разработки и реализации востребованной наукоемкой и экономически выгодной продукции и технологий в архитектурно-строительном комплексе.

● Отработка механизма генерации и реализации оригинальных идей в архитектуре и строительстве при разработке новых проектов и создании новых строительных материалов, а также при обработке управленческих решений в системе управления городским хозяйством.

● Решение проблем субъектов малого предпринимательства, возникающих на этапе становления бизнеса в научно-технической сфере.

Контингент молодежи, желающей познать азы предпринимательской культуры, различен: школьники; студенты; молодые учёные, чьи проекты уже оформлены и готовы к реализации.

Для старшеклассников и студентов, которые находятся только на этапе формирования собственной идеи и вхождения в предпринимательскую среду, в инкубаторе разработан «Инновационный курс образования», направленный на формирование предпринимательских и адаптационных способностей молодежи в архитектурно-строительной предпринимательской среде. Отличительной особенностью этого курса является:

1. Курс содержит не образовательные дисциплины, а образовательную область (архитектурно-строительная предпринимательская сфера деятельности).

2. Образовательный процесс направлен на формирование раннего осознания и принятия личностью сегодняшних ценностей общества (утверждение приоритетов образования, развитие творческого потенциала и активности, повышение престижа и статуса предпринимательской логики и деятельности среди старшеклассников общеобразовательных учреждений и студентов младших курсов НПО, СПО, вузов). Раннее начало – это самый главный пункт формирования инновационного мышления, так как этап 16–25 лет считается «реалистической стадией самоопределения в профессии».

3. Используются инновационные методы и формы обучения, направленные на сбли­же­ние об­ра­зо­ва­тель­но­го и про­из­вод­ствен­но­го про­цес­сов (деятельностные методы и проектно-организационная форма по замкнутому циклу «школьник-студент-преподаватель»).

4. Обучение проводится по авторским программам, разработанным сотрудниками АСБИ и преподавателями ТГАСУ. Предпосылками для эффективного проведения инновационного образовательного процесса на базе АСБИ являются: высокий уровень интеграции науки и практики, мощное материально-техническое оснащение и оперативное обновление его содержания, высокий уровень квалификации преподавателей и индивидуальная работа с обучающимися.

Содержание «Инновационного курса образования» определено следующей образовательной областью – архитектурно-строительная предпринимательская сфера деятельности. В набор образовательных услуг по освоению в этой области новых знаний и умений, развитию и формированию профессиональных и личностных компетенций входят четыре раздела: бизнес-образование, технологии проектирования, межкультурные коммуникации, психолого-развивающие технологии. Образовательный процесс проходит по 9 авторским Программам, разработанным сотрудниками АСБИ, аспирантами и ведущими преподавателями ТГАСУ.

В Программах используются различные методы обучения:

– пассивные (объяснительно-иллюстративное изложение, демонстрационный и иллюстративный методы совместно с дискуссией);

– активные игровые и неигровые методы (дискуссия, мозговой штурм, упражнения, активная рефлексия, деловые и ролевые игры, кейс-метод, самопрезентация, моделирование, системный анализ, проблемный подход, мысленный эксперимент, практические задания) [3].

№ п/п

Название раздела, программы

Объем (час.)

Раздел 1. Бизнес-образование.

1

Основы предпринимательства

54

2

Основы бизнес-планирования

36

Раздел 2. Технологии проектирования

3

Проектирование для дизайнеров

64

Раздел 3. Межкультурные коммуникации

4

Бизнес-курс иностранного языка

72

5

Языковые тренинги по иностранным языкам

72

Раздел 4. Психолого-развивающие технологии

6

Развитие предпринимательских компетенций

(психологические тренинги на развитие командного мышления и принятие правил рынка)

30

7

Развитие творческого потенциала:

введение в инженерное творчество, эвристические методы изобретательства, алгоритмический метод изобретательства (ТРИЗ), основы защиты интеллектуальной собственности и авторского права (патентоведение)

72

8

Развитие экологически целесообразного поведения и

повышение уровня предпринимательской культуры

36

9

Сопровождение проектной деятельности и развитие навыков эффективной самопрезентации

72

Это позволяет более эффективно осуществить педагогическое сопровождение обучающегося в приобретении профессиональных и личностных компетенций. При этом реализуются инновационные педагогические и психологические условия: не нарушается уровень душевного комфорта, учитываются возрастные и индивидуальные особенности; развиваются самостоятельность и сотрудничество, актуализируется субъективная позиция. Занятия клиентов бизнес-инкубатора с бизнес-тренерами проходят в общих переговорных и общественных пространствах бизнес-инкубатора.

Каждая Программа включает защиту индивидуального проекта на конференциях и конкурсах различного уровня, что дает возможность пополнить и улучшить качество портфолио обучающегося, ускорить процесс его самоопределения. В статьях [4, 5] представлены результаты работы студентов над своими проектами и прослежена траектория достижения их успеха.

Кроме того, АСБИ регулярно проводит Дни открытых дверей, конференции, конкурсы бизнес-идей, где активно участвуют школьники и студенты, что позволяет им более чётко формулировать свои идеи и оформлять их в проекты, оттачивать навыки самопрезентации, формировать команду единомышленников.

После окончания Курса обучения по программам и оформления идеи в бизнес-проект все желающие могут участвовать в ежегодном «Конкурсе бизнес-проектов и творческих разработок в архитектурно-строительном комплексе для реализации в бизнес-инкубаторе ТГАСУ». Цели Кон­кур­са со­гла­су­ют­ся со стра­те­ги­че­ской целью ТГАСУ и ком­плекс­ной про­грам­мой раз­ви­тия ТГАСУ. Для участия в Конкурсе необходимо оформить заявку и анкету инновационного предложения, защитить свой проект перед конкурсной комиссией и пройти конкурсный отбор [11]. Главное требование к проектам-конкурсантам – возможность их коммерциализации и вывода на рынок (на­у­ко­ем­кие про­ек­ты, глав­ным об­ра­зом, в ар­хи­тек­ту­ре, стро­и­тель­стве, ЖКХ, со­зда­нии новых стро­и­тель­ных ма­те­ри­а­лов, в си­сте­ме го­род­ско­го хо­зяй­ства, а также в ди­зайне). На Конкурс может быть представлен коллективный или индивидуальный предпринимательский проект. Предпринимательский проект направлен на единоразовое получение значительного дохода либо на извлечение прибыли в течение определенного периода времени. Поэтому, после получения статуса резидента АСБИ, проектанту предоставляется на один год (с возможностью продления его до трех лет):

● собственное офисное помещение, оснащённое мебелью, оргтехникой, телефонной линией, выходом в Internet;

● консультационное обслуживание специалистов бизнес-инкубатора по всем аспектам организации и ведения бизнеса (информационное, бухгалтерское, экономическое, юридическое);

● при необходимости экспертного заключения консультации специалистов профильных кафедр и лабораторий (анализ бизнес-идеи и способов её развития);

● помощь в оформлении проекта и документов для участия в программах финансовой поддержки из различных источников (участие в конкурсах, получение грантов и субсидий, информационное сопровождение проектов).

Важно отметить, что резиденты бизнес-инкубатора привлекают к ведению своего проекта старшеклассников и студентов, активно проявивших себя на Курсах. Это несомненно, является для них ценным опытом в плане приобретения и реализации практических навыков креативного менеджера, управленца создаваемого предприятия-резидента.

Выводы

Студенческий бизнес-инкубатор даёт молодежи уникальную возможность самопознать себя в роли предпринимателя с минимальными материальными и моральными издержками:

– получить знания и навыки, необходимые для оценки собственного предпринимательского потенциала;

– проявить свои предпринимательские качества через поиск оригинальной бизнес-идеи и разработку её в проект;

– продвигать свой проект с привлечением финансовых и административных структур ведения бизнеса.


Библиографическая ссылка

Иконникова К.В., Иконникова Л.Ф., Колтунова Е.А. САМОПОЗНАНИЕ МОЛОДЁЖИ В РОЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ НА БАЗЕ АСБИ ТГАСУ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 5. – С. 189-193;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35127 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674