Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Шарыпова Н.В. 1 Милованова Л.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Настоящая статья посвящена рассмотрению особенностей реализации проектной деятельности учащихся начальных классов, организуемой научно-практическим центром «Калейдоскоп», созданного на базе ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт». Работая над групповым проектом, учащиеся получают прекрасную возможность шагнуть в научную деятельность, что способствует осваиванию ими познавательных универсальных учебных действий и формированию метапредметных знаний и умений. В реализации проектов учащихся начальных классов были задействованы студенты-бакалавры, которые на практике освоили методические аспекты проектной деятельности в начальной школе. В статье представлен опыт научно-практического центра, сотрудники которого содействуют развитию способностей детей, подготавливают почву для того, чтобы эти способности были реализованы в рамках проектной деятельности.
проектная деятельность
учащиеся начальных классов
научно-практический центр «Калейдоскоп»
1. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011. – 192 с.
2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011.
3. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: научно-методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 73 с.
4. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с. – С. 337–341.
5. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М., 1998. – С. 83–128.

Внедрение Федеральных государственных стандартов сегодня открывает большие возможности для реализации всех образовательных задач, стоящих перед школой. На сегодняшний день Федеральные государственные стандарты предлагают формировать не просто знания, умения и навыки по отдельным учебным предметам, а надпредметные умения и навыки к самостоятельной организации учебной деятельности младших школьников, к решению задач и проблем. К результатам освоения образовательной программы начального общего образования стандарт предъявляет требования, выраженные на личностном, предметном и метапредметном уровнях [2].

А.В. Хуторской рассматривает метапредметное содержание образования и метапредметную деятельность ученика в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них [3, 4]. Одним из основных средств достижения метапредметности является проектная деятельность.

Проектная деятельность школьников – это познавательная, учебная и творческая деятельность с определенной целью, выполняемая по определенному плану, для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования [1].

Выделяют несколько типов проектов: исследовательский, информационный, игровой и творческий. В зависимости от целей проектной деятельности школьников (точнее, целей для школьников разных возрастных групп) различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы (для освоения навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям еще надо учиться). Проект может организовываться в рамках одного предмета (монопроект), а может объединять и несколько предметов (межпредметный проект) [5].

Одной из задач, которую перед собой ставит научно-практический центр «Калейдоскоп» Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ), является создание условий для вовлечения в проектную и исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями. В рамках научно-практического центра сформированы проблемные группы среди студентов-бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование» под руководством квалифицированных преподавателей. Площадками для работы проблемных групп были выбраны два муниципальных образовательных учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» и «Средняя общеобразовательная школа № 15» города Шадринска (2Б и 2А классы соответственно). В обоих класса реализуется образовательная программа «Школа 2100» [2].

Учащиеся данных классов имеют представления о проектной деятельности, так как работа над формированием проектной компетентности была начата с первого класса. В обоих классах один раз в неделю проводились факультативные занятия «Твори, выдумывай, пробуй!», где ребята познакомились с понятием проекта, его особенностями, структурой, этапами реализации и защитой. Отдельные учащиеся уже попробовали подготовить свои проекты в первом классе и защитили их. Поэтому, прежде чем приступить к проектной работе во втором классе, с учащимися было проведено мероприятие «Исследуем вместе», на котором ребята вспомнили основные моменты плана и структуры проектной деятельности.

Было решено, что проекты будут групповые. Среди студентов-бакалавров были выбраны инициативные (рабочие) группы, которые совместно с группой учащихся работали над определенной темой проекта. Их задача заключалась в том, чтобы правильно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации. Студенты оказывали содействие и в реализации самого проекта, в проведении при необходимости экспериментальных или исследовательских работ, в осуществлении оформления проекта. Также бакалавры проверяли промежуточные результаты проектной работы и участвовали в подведении итогов (подготовка презентации, выступления с докладом, защита проекта). Необходимо отметить, что все студенты, участвующие в работе проблемных групп, освоили методические аспекты проектной деятельности, прослушав курсы по выборам «Проектная деятельность в начальной школе» и «Методология и методы научного исследования». Оказание консультационной помощи ученикам проходило при участии классного руководителя или преподавателя вуза.

Тематика проектов учащихся этого возраста должна быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому остановились на следующих общих темах проектов «Удивительное из жизни и истории овощей» и «Листая страницы истории Шадринска».

Работая над проектом «Удивительное из жизни и истории овощей», учащиеся были разделены на 11 подгрупп (по 2–3 человека). Им были предложены следующие подтемы:

1. Биология овощей или «Вершки-корешки» с представлением классификации овощей и краткой характеристикой основных семейств и видов, наиболее распространенных в нашем регионе (образовательный продукт – коллекция фото или рисунков овощей).

2. География овощей или «Путешествие овощей»: описание родины овощей и периода, когда они были завезены в Россию. Образовательным продуктом выступила контурная карта с нанесенными странами, из которых были завезены конкретные овощи (Примечание: программа окружающего мира «Школа 2100» знакомит учащихся с политической и контурной картами во втором классе).

3. Математика овощей или «Овощи-рекордсмены»: изучение самых больших и самых маленьких овощей, данных об овощах из книги рекордов Гиннеса, необычных статистических математических данных об овощах. В качестве образовательного продукта выступила презентация с показом овощей-рекордсменов и составленные самими учащимися математические задания-задачи с «овощным» условием на темы, пройденные уже во втором классе.

4. Овощи в народном творчестве: подобрать сказки, стихи, загадки, песни и т.д., в которых упоминается какой-либо овощ (образовательный продукт – сказка собственного сочинения об овоще или стихотворение).

5. Польза овощей или «Здоровый образ жизни и овощное питание», или «Овощи-лекари»: показать пользу овощей для здоровья, изучить лечебные свойства овощей. Подготовленная брошюра о ценных качествах овощей явилась образовательным продуктом.

6. Вред овощей или «Вредные овощи – правда, иль быль?»: подобрать материал о том, какой вред могут приносить овощи здоровью; отметить, что у некоторых овощных растений вредны определенные части; описать о вреде нитратов и пестицидов; о неправильном способе приготовления или хранении овощей.

7. Состав (химический) овощей или «Вся химия в овощах»: провести серию опытов на выяснение химического состава различных овощей, необычных веществах, приносящих пользу или вред организму, кратко описать ГМО-овощи. Учащимися были представлены результаты и фотоотчет исследовательской части проекта (исследовательская работа проводилась на базе ШГПИ в учебной кабинете химии под руководством преподавателя).

8. Овощи в символике: проанализировать использование овощей в различной символике (на гербе, флаге и т.д.), национальные блюда с овощами, памятники овощам и т.п. На выходе была презентация с «символическими» овощами.

9. Праздники овощей: описать традиционные праздники различных стран, связанные с овощами (тыква в Хэллоуин в Великобритании, Ла Томатина в Испании и др.). Образовательный продукт – поделки на Хэллоуин.

10. Овощи в искусстве: представить подборку известных картин с натюрмортами из овощей, проанализировать росписи и народные орнаменты на наличие изображений овощей.

11. Экзотические овощи: с кратким описанием овощей, которые не встречаются в нашей стране, с представлением фотоотчета.

Для стимулирования интереса к творческому процессу с учащимися были проведены следующие мероприятия: конкурс рисунков «Волшебная страна овощей», мастер-класс «Аппликация из риса на тему «Овощи», конкурс овощных поделок, мастер-класс «Карвинг из овощей», праздник «Фестиваль картофельных блюд», спортивно-развлекательное мероприятие «Ах, картошка, объеденье!», спортивный праздник «Советы Айболита».

Длительность выполнения проекта была ограничена тремя неделями. В преддверии публичных выступлений школьников с представлением своих результатов студентами для учащихся был проведен классный час с освещением вопросов о подготовке презентации продукта, показан пример сценария презентации и знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению». После защиты все работы были оформлены в проектную папку класса.

Наиболее удачные работы и выступления были представлены на родительском собрании, а учащиеся с проектом «Вся химия в овощах» участвовали в городском конкурсе исследовательских работ и проектов «Первое открытие» среди учащихся младших классов и были отмечены в номинации «Лучшая экспериментальная работа».

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен. Поэтому, перед началом работы над проектом «Листая страницы истории Шадринска» ребята совместно со студентами погрузились в историю города: узнали, когда образовался их родной городок, почему он так назван, как развивался. Следующим этапом работы над проектом стало проведение виртуальная экскурсия «Наш любимый город». В рамках экскурсии учащиеся узнали и побывали в интересных местах города (у старинных архитектурных зданий, памятников), познакомились с достопримечательностями города, с его современными и старинными улочками, что после экскурсии им захотелось подробнее самим узнать «страницы истории» любимого своего города. Следующим шагом при выполнении проекта было проведение игры «Наш любимый город», где учащиеся закрепили имеющиеся и вновь приобретенные знания по истории родного города. В процессе подготовки к проектной деятельности для школьников были организованы прогулки по улицам с архитектурными достопримечательностями Шадринска, экскурсии к памятникам шадринцев, павших в боях за Родину в годы ВОВ, встречи со знаменитостями города. В рамках проекта организовано мероприятие, знакомящее школьников с людьми, внесшими свой вклад в развитие и становление родного города. Завершающим мероприятием стала литературная гостиная, где школьники познакомились с творчеством шадринской поэтессы В.И. Калгановой. Валентина Ивановна рассказала о своем творчестве, подарила детям на память свои сборники стихов, ответила на интересующие их вопросы.

В ходе выполнения данного проекта учащиеся были разбиты на микрогруппы и работали над следующими темами:

1. История города Шадринска.

2. Улицы родного города.

3. Знаменитости города Шадринска.

4. Памятники архитектуры.

По завершении работы над проектами школьники совместно с классным руководителем, студентами и педагогом, курирующим весь исследовательский процесс, представили защиту и презентацию своих разработок. Все учащиеся получили сертификаты участников исследовательского проекта и памятные сувениры. Лучшие работы были представлены на городском конкурсе исследовательских работ и проектов «Первое открытие» среди учащихся младших классов и стали победителями в номинациях «История одного открытия», «Лучшая краеведческая работа».

Организовав проектную деятельность с учащимися, студенты, работающие в рамках проблемных групп, освоили методику, этапы организации, контроля и реализации проектов с младшими школьниками. Учащиеся вторых классов, в свою очередь, получили прекрасную возможность шагнуть в научную деятельность, а систематическая работа над проектной деятельностью способствует лучшему осваиванию ими познавательных универсальных учебных действий и формированию метапредметных знаний и умений.


Библиографическая ссылка

Шарыпова Н.В., Милованова Л.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-3. – С. 579-582;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35639 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674